Летние хлопоты семьи Павловых
С точки зрения пользы семейных детских домов для детей-сирот известно многое. Но до сих пор сложно найти ответ на вопрос, кто они – приемные родители. Однозначно, люди крайне щедрые душой, смелые, понимающие всю ответственность принятого решения и осознающие свою роль в воспитании детей. А еще это великие альтруисты. Зная, что берут на себя ответственность не только по уходу за приемными детьми, но и за все вытекающие из этого последствия, они не отказываются от своего решения и в последующем берут под свое крыло других детей, многие из которых уже с малолетства страдают тяжелыми недугами.
Дом построить – дело хлопотное
О семье Павловых из села Пригородное мы писали не раз. За эти годы из стороннего наблюдателя и хроникера жизни многодетной приемной семьи мы превратились в близких друзей. Можно сказать, знаем, чем и как здесь живут дети и их родители вплоть до мелких деталей. Недавно мы снова побывали в гостях у семьи и справились у них о ходе строительства нового дома.
Долгие годы отец семьи Александр Павлов с помощью родных и друзей заботливо возводил свой дом, рядом выстроил спортивный зал, баньку, гараж с мастерской.
«Чтобы детям жилось просторно и было чем заниматься в свободное время», - говорил он. Но природная стихия внесла свои коррективы. После наводнения берег реки начал рушиться и вплотную подошел к дому Павловых. Да и детишек за эти годы в семье стало намного больше. Последние приемные дети – две сестры и брат из одной семьи. Увидев белокурую голубоглазую крохотулю в Доме малютки, Павловы сразу же решили забрать ее к себе. Но как они могли отказать ее сестре, такой же забавной малышке, не по годам заботливой и хозяйственной хлопотунье? Она почти не умела говорить, но жизнь с нерадивыми родителями приучила ее с детства заботиться о младших, отказывая себе, приберегать для них последний кусочек. Долгое время она не могла бросить эту привычку носить в кармане корочку хлеба для малышки-сестренки, которую незаметно подкладывала ей в рот, когда та начинала капризно хныкать. Да и сейчас за широким хлебосольным столом Павловых девочка украдкой подкладывает сестренке что-либо из своей тарелки, инстинктивно оберегая ее от голодного существования. Родители каждый раз напоминают ей, что еды хватит на всех, да и добавку можно получить, если не наелись. Справились Павловы и с привычкой старшей сестры не подпускать к сестренке других детей, которые, конечно же, сразу проявили интерес к новой маленькой девочке. Дело доходило до мелких детских потасовок со слезами. Потом у девочек отыскался родной брат. Поначалу Павловым сказали, что есть брат, но он остался с отцом. Позже семья разыскала его в реабилитационном центре. К тому времени отца и след простыл. Мальчик тоже был совсем еще несмышленыш. Так семья разрослась на целых три члена. В доме стало тесно. Еще до этого Павловы задумывались о новом жилище. Но вопрос ребром встал только в 2008 году после наводнения. Тогда они обратились в администрацию своего наслега, Окружную администрацию г. Якутска. И в январе 2010 года решение о выделении земельного участка в селе Пригородное было принято. Однако сама процедура выделения земли заняла полтора года. Как оказалось, участок проходит в непосредственной близости с высоковольтной линией электропередач с одной стороны, с другой – преграждает проезжую часть проселочной дороги. И началась волокита с изменениями границ участка, многочисленными согласованиями. Но и тут отец семьи не спасовал и вместе с Комитетом по земельным отношениям довел план участка, как говорится, до ума. После со старшими сыновьями выкопали ямы и поставили столбы. Чтобы у односельчан не возникли претензии к перекрытию части дороги, Павловы решили отодвинуть границы участка вглубь от дороги и вновь согласовать границы. Эта работа продолжается по сей день.
«Планировали этим летом начать строительство и поставить коробку дома. Добрые люди помогли со стройматериалами. Но вновь возникли проблемы», - сетует Александр. Многодетной семье в банковских кредитах отказали. Пришлось снова пойти по инстанциям. Благодаря помощи Окружной администрации г. Якутска было принято решение о выделении беспроцентной ссуды через республиканскую подпрограмму «Жилище». Деньги небольшие, но на строительство фундамента и коробки бы хватило. Правда, лето клонится к закату, а участок до сих пор пустует.
Надежда только на «Якутскэнерго»
«Дело не в отсутствии желания начать строительство. Я сам построю дом. Просто по проекту фундамент дома должен возводиться на металлических трубах соответствующего диаметра. Не могу их достать. Посоветовали написать письмо в ЯТЭЦ. Сказали, что там проводят реконструкцию сетей и высвобождающиеся трубы могут реализовать. Писал в марте, но пока ответа не получил. Руководство ЯТЭЦ посоветовало обратиться к генеральному директору «Якутскэнерго». Сами они не вправе распоряжаться трубами. Теперь одна надежда на «Якутскэнерго». Время еще есть до первого снега. Все равно со строительством дома мы опоздали. В этом году только бы успеть с фундаментом, а в следующем уже полностью отстроимся, - поделился Александр. - Государство, придумав хороший способ воспитания и содержания детей-сирот в приемных семьях, не озаботилось тем, как помочь нам в решении таких серьезных вопросов строительства жилья, крупных приобретений, например, техники. Бесплатно мы не просим, на льготных основаниях. Также надо пересмотреть статус наших семей. Когда были семейным детским домом, хоть какие-то деньги выделялись на ремонт. Сейчас нет. К тому же приемными могут называться наравне семьи, где есть и один ребенок-сирота, и столько, сколько у нас, разница-то большая», - говорит отец большого семейства, выезжая на трассу, ведущую в Пригородное.
Пока едем, спокойно обсуждаем строительство дома. Это первый приезд Александра в город. Малыши начали медосмотр, чтобы пойти в садик. После отец заскочил в Комитет по земельным отношениям за документами, в магазин – за продуктами, в другой – за чистой водой. По пути подсели к ним и мы. После обеда ему снова в город – у детей поход в Парк культуры и отдыха, в кино.
Без дела никто не сидит
Как оказалось, пятеро детей Павловых отдыхают в Амге в лагере. На днях родители должны съездить за ними. Дома трое малышей и три старших сына. Мама Оксана хлопочет на кухне: пора обедать. Давид поливает огурцы в теплицах, я помогаю ему подвязывать кусты, показываю, как правильно опылять цветочки.
«Дети помогают в хозяйстве. Без дела у нас никто не сидит. Но, как и все дети, если не проследишь, могут до конца не доделать. Приходится напоминать. Как же без этого?» - делится Оксана. После обязательного мытья рук она всех приглашает за стол.
«Свои огурцы, помидоры хорошие поспели. Угощайтесь. Жаркое лето выдалось. Спаслись тем, что построили эту летнюю кухню», - рассказывает она.
Замечаю, пятилетний Вова подкладывает маленькой сестренке пельмени из своей тарелки, протягивает стакан с компотом.
«Ешь сам. Она свое не доела. Попросит – еще положу, - останавливает его мама. - Младшенькая совсем капризная стала. Все ее балуют. Немного подрастет, и мы ее тоже к порядку приучим. Сейчас почти все время с нами. Доходит до того, что никуда нас не отпускает, и мы стараемся уезжать по делам незаметно. Вот и сейчас дождемся, когда она уснет, и только тогда повезем других детей отдыхать», - смеется Оксана. А малышка спать и не собирается. Взяла в руки метлу и начала водить по полу, как бы вытирая грязь.
Но мама все же отправляет малышку спать, и мы с Александром возвращаемся к обсуждению ежедневных хлопот семьи.
Должна быть господдержка
Не обошли мы в беседе и щекотливую тему социальных выплат для детей-сирот. Многие действительно думают, что детей-сирот берут в семью из корыстных целей.
«Никакого секрета тут нет. Детям-сиротам выплачивается в месяц немногим больше десяти тысяч. Эти деньги направляются только на детей. По ним мы строго отчитываемся. Кроме этого, мы с Оксаной получаем зарплату воспитателя. Она как специалист – воспитатель и кавалер медали «Материнская слава» получает около 15 тысяч в месяц, я – десять. Дети маленькие, за ними пригляд нужен. А тех, что постарше, – возить по школам, секциям, в бассейн, парк и прочие места, поэтому ничем другим мы заниматься не можем. А хотелось бы, конечно, работать по специальности и получать достойную зарплату», - рассказал Александр.
Да, не густо. И хотя детей на родных и неродных они не делят, у Павловых ведь есть еще свои дети, которые никаких пособий не получают. Их тоже надо кормить, поить, одевать и учить. К тому же платить за жилищно-коммунальные услуги, ежегодно ремонтировать дом, а теперь и строиться. Вот и приходится многодетным родителям поневоле просить помощь у государства.
Считать чужие деньги – не дело. Но на досуге мы все же посчитали, какую помощь государству оказывают такие приемные семьи как Павловы. В среднем месяц содержания ребенка в садике дневного пребывания обходится государству в 5 тысяч рублей. В год эта сумма достигает 60 тысяч рублей. В детском доме содержание ребенка обходится государству в три раза дороже и примерно составляет 15 тысяч рублей в месяц, то есть около 200 тысяч в год. И это без учета стоимости охраны учреждения, содержания здания (в том числе коммунальные услуги, тепло, газ, вода, электричество), автопарка, лечения ребенка, медикаментов и прочего. В приемных семьях охрана не предусмотрена, как и наличие автопарка. Но без машины не обойтись, и семьи держат авто. Содержание дома тоже требует значительных вложений. За «коммуналку» платят все без исключения. И все эти расходы плюс питание, покупка одежды, учебников, игрушек «ужимаются» в рамки средств, получаемых родителями в виде зарплаты воспитателя и детских пособий. С помощью нехитрых вычислений можно понять, сколько денег экономит государство на приемных семьях. А готово ли оно в ответ поддержать их? Вопрос остается открытым.
«Мы на государство особенно не надеемся. Сами стараемся все делать для детей. Почему они остались сиротами? Потому что их родители тоже были сиротами и выросли в детских домах. У них нет понятия семьи. А своим детям мы постараемся привить устои семьи. От генетики не уйти, но твердыми жизненными принципами, хорошим воспитанием усмирить можно и отрицательные гены», - твердо убеждены Павловы.