Ликбез: как общаться с врачом?
Допустим, что больной «в возрасте», а врач будет пытаться не госпитализировать его по этой причине. Но при этом для вас причины могут быть озвучены совсем другие. И хотя в действительности это встречается нечасто, но мы должны быть готовы именно к этому.
- Сразу, еще до разговора и осмотра, поинтересуйтесь фамилиями приехавших врачей, фельдшеров, номером бригады, и запишите эти данные. А лучше – проверьте по документам. Потому что если вы этого не сделаете сразу, а разговор пойдет в плохом направлении (бывает и так), потом это сделать будет затруднительно. А найти координаты уже уехавшей бригады будет сложнее. Да и вам, скорее всего, будет не до этого.
- Запомните: при состояниях, угрожающих жизни, никакой полис не нужен. Этот вид помощи оказывается всем нуждающимся. Что бы вам ни говорили и как бы ни требовали! И обострение любого хронического заболевания, сопровождающееся тяжелым состоянием, не является поводом для отказа в госпитализации (вызова участкового врача – тоже).
- При попытке отказать в госпитализации требуйте письменный отказ с датой, полной подписью врача и основанием. Не отпускайте врача без этого отказа. При отказе написать отказ – предупредите, что прямо сейчас вызовите новую бригаду.
- Проследите за тем, чтобы документы, описывающие состояние больного и принятые меры по улучшению его состояния, должны быть написаны у вас дома. Бывает так, что они пишутся в машине, и что там напишет врач, вы не узнаете. Но по тем документам он будет прав, отказав в госпитализации.
А вот когда он пишет отказ при вас, вы можете контролировать написанное. К примеру, «После введения препарата боли прошли, давление в норме, ЭКГ в норме, состояние улучшилось, жалоб нет» - это невозможно написать в вашем присутствии, если этого по факту не произошло. А вот написать это уже вне вашего дома легко, и никогда вы потом не докажете, что этого не было. Ведь по всем правилам бумаги должны заполняться в вашем присутствии.
По поводу ЭКГ. Если госпитализации не происходит, пленки увозят с собой. Настаивайте на второй пленке, которая останется у вас. Нет пленки? Предложите заплатить. Можно снимать только один раз? Позвоните по горячей линии (да любому знакомому врачу!) и уточните этот вопрос.
Почему это важно? Во-первых, пленка в любом случае будет полезной при дальнейшем лечении, а во-вторых - там может оказаться серьезная патология, о которой вам намеренно (или непреднамеренно) не сообщили. А это - вещественное доказательство неправомерного отказа в госпитализации.
Также это касается рентгеновских снимков, если они были сделаны уже в приемном покое, но в госпитализации было отказано.
- Спрашивайте и записывайте названия всех препаратов и их количество, которые были введены. Если госпитализация будет осуществлена следующей бригадой, им лучше будет знать точно, что делала предыдущая. Если этой бригадой – данные могут понадобиться в приемном покое, и пусть лучше они будут продублированы, чем пропущены.
Если вы уверены, что вас (или ваших близких) не госпитализировали без веских на то причин, вы должны иметь на руках доказательства: данные на врачей и номер бригады («скорой»), или Ф.И.О. врача, осуществлявшего прием в приемном покое стационара, письменный отказ, пленки ЭКГ или рентгеновские снимки.
Бывает так, что стало плохо вашему пожилому родственнику. Вы звоните в «03», но связно объяснить состояние больного не можете. Этим вы тратите свое время, время диспетчера «скорой» и пациента: возможно, помощь требуется незамедлительно? Поэтому лучше подготовиться к звонку «скорой» заранее. Спросить у больного, что с ним не так, примерно по этой схеме:
Что болит? Голова? Живот? Поясница? Сердце? Как болит, остро, тупо, как давно, куда боль отдает? С чего началось? Что принимал, что было?
Жар-холод-озноб? Онемение? Температура?
Ощущение давления? В голове? На глаза? В груди? Слабость? Падал? Шум в ушах? Были ли проблемы с давлением? Попросить надуть щеки, потом высунуть язык. Симметрично?
Тошнит? Рвота? Стул? Какие? Для женщин: выделения? Сколько? Как давно? Как давно были месячные, был ли риск незащищенного секса?
Какие есть заболевания? Диабет и на инсулине? Аллергия на лекарства?
- Вы видите, что вашему ребенку или родственнику становится хуже. А к вам отказываются отправлять бригаду (или предлагают – объясняя, что ваш случай не смертельный - приехать в стационар самим). Звоните еще раз, нужно настаивать, требовать объяснения. Разговоры на подстанциях обычно записываются, и при наличии инцидента, если отказ необоснован, это может отразиться и на диспетчере, и на ответственном враче. Не получилось – поехать в стационар самому. Лучше перебдеть, чем недобдеть.
Обоснованный отказ в приезде бригады «скорой» или госпитализации:
- состояния, при которых не нужна экстренная помощь: больной сам может дойти до участкового или специалиста и там получить лечение.
- состояния, которые уже были у человека неоднократно, и которые он вполне может купировать сам (нетяжелый приступ бронхиальной астмы, хронический бронхит, обострение желчнокаменной, «стандартное» повышение давления без дополнительных симптомов и т. д.
- состояние, когда проверены и отсутствуют все показания для госпитализации при данной патологии: состояние хроническое, диагноз известен, в результате действий врача произошло улучшение, прогноз хороший, а дальнейшую и поддерживающую терапию назначит участковый. И умирать больной в ближайшее время не собирается. Или наоборот: это предвиденный летальный исход, и в больнице ему уже не помогут (к примеру, рак на последних стадиях).
И еще пара моментов. На собственном опыте. Если ваши родители живут на другом конце города – вызов от вас диспетчер «скорой» не примет. Либо ваши близкие должны звонить сами и объяснять свое состояние, либо вы должны находиться рядом с ними. Транспортировка до машины: водитель не обязан тащить носилки, да и врач не всегда имеет возможность этим заняться. В ваших интересах заранее пробежаться по соседям и попросить о помощи, если вдруг придется ехать в больницу.
- Если вам показалось, что состояние не столь критичное, вам, вашему ребенку или родственнику уже стало лучше и вы сами хотите оказаться от госпитализации, которую предлагает врач, попросите его разъяснить показания для госпитализации, почему она нужна и чем грозит ее отсутствие.
Мало какой врач потащит больного в стационар просто «на всякий случай», без повода – если вам или вашим близким рекомендуют госпитализацию, все-таки стоит прислушаться.
Полезная информация
ГБУ РС(Я) «Якутская городская клиническая больница»
Горячая линия: 43-20-41 (08.30-16.00 ч.); 43-24-68 (с 16.00 до 08.30 ч.)
8-914-297-19-02 (круглосуточно)
ГБУ РС(Я) «Детская инфекционная клиническая больница»
Горячая линия: 8-924-599-80-77 (круглосуточно).
Приемный покой: 43-00-08.
ГБУ РС (Я) «Станция скорой медицинской помощи»
Приемная: (4112) 43-26-38, ф. 43-26-37.
Call-центр управления здравоохранения г. Якутска
Начальник отдела - Валаресо Наталья Николаевна: 8-914-271-94 33
Телефон: 219-303 (с 8.00 до 16.00 ч.).
Управление организации медицинской помощи (главный специалист по обращениям граждан)
Телефон 42-23-64.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РС(Я)
Приемная 425-041 (рабочее время).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РС(Я).
Приемная: 321-542, Отдел защиты прав потребителей: 445-685 (рабочее время).
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РС(Я) Защита прав застрахованных (в рабочее время)
8-4112-403-403, 8-4112-403-486
Горячий телефон бесплатный для населения 8-800-100-14-03.
ОАО ГСМК «Сахамедстрах»
Бесплатный телефон 8-800-200-14-03
Круглосуточный 8-914-270-32-79
В рабочее время 44-44-88
Филиал ЗАО «Капитал медицинское страхование» (в рабочее время)
8-914-227-70-03
Филиал ООО «РГС-Медицина» - «Росгосстрах» Саха (Якутия) Медицина (в рабочее время)
8-914-227-70-03