Литературная Якутия и встречи в библиотеке
Обычно в будние дни библиотека работает до семи, но во вторник рабочий день у библиотекарей растянулся до девяти вечера. В этот день в рамках общероссийской добровольческой акции «Весенняя неделя добра-2015» волонтеры добровольческой организаций общественные организации «Сахам Сирэ», «Снегири» и Центр по работе с волонтерами РС (Я) устроили встречу «Литературная Якутия». В гости в библиотеку пришли писатели, блогеры, журналисты, актеры театра и кино, режиссеры, танцоры, студенты, рабочая молодежь. В общем, публика была самая разнообразная и сама по себе очень интересная.
Добрая встреча
Я бывал на многих подобных литературных встречах, капустниках, диспутах и хочу добавить, что подготовка этого мероприятия было проведено на весьма качественном, я бы добавил профессиональном уровне, которого совершенно не ожидал от добровольцев-волонтеров. В короткий отрезок времени, каких-то три-четыре часа, организаторы сумели органично упаковать не меньше семи различных и очень интересных мероприятия. Вот мы все вместе смотрим на окунающий в атмосферу золотого века русской литературы венский вальс от студии танца «Dance Empire» или восхищаемся грацией и энергией национального танца от Театра танца им. А. С. Зверева – Кыыл-Уола. А вот уже одна половина зала горячо спорит с другой о преимуществах или недостатках электронной литературы над бумажной. И слышится провокационное и кощунственное в этих стенах: «Мы закроем эти библиотеки»... А в других секциях идет класс «Вторая жизнь книги» и мастер дает урок, как не просто оживить старую книгу, а придать ей свой авторский лоск и уникальность. А в другом кабинете гости и читатели репетируют сценку из знаменитой «Грозы» Островского. И слышно, как Екатерина колеблется между выбором, жить или взлететь птицей и, вздохнув глоток свободы, умереть... А потом мы сидим снова в тишине темного зала и, затаив дыхание, смотрим авторское кино «Дойду» вместе с режиссером, молодым гением Сергеем Потаповым и обоими главными героями этой жуткой драмы. А были еще конкурсы, викторины, чтецы, сливки творческой интеллигенции республики, студенты и простые читатели, зашедшие на огонек. И опять споры беседы, неожиданные вопросы и честные ответы. Обо всем написать невозможно. Я остановлюсь только на некоторых ярких личностях.
Необъятный Айсен Дойду
Это был самый почтенный и уважаемый гость. Айсен Дойду - настолько неоднозначная фигура, что его сложно представить публике. Можно сказать, сын Суоруна Омоллоона, но фигура классика и подвижника якутской литературы его не заслоняет. Отнюдь. Или то, что Айсен - один из первых стиляг Якутска, и поколение горожан 60-х годов прошлого века скажет: «Как же, как же. Мы помним яркий «прикид» и вызывающий хаер этого «штатника», а особенно цинизм к некоторым нормам советской морали...» Но все мы его знаем как очень тонкого, открытого и честного поэта. А также талантливейшего писателя, художника, признанного сценариста, краеведа, его труды по философии тенгрианства известны не только в России, но и далеко за её пределами. А еще он очень приятный человек, до сих пор бунтарь и, наверное, один из последних стиляг Якутска.
Всеобъемлющий Сергей Потапов
Якутский кинобум - благодатная тема, о нем с восхищением и удивлением пишут в модных журналах, снимают передачи федеральные каналы. Это бывает, когда в одном месте и в одно время вдруг расцветает грядка гениев. Так в громадной России вдруг появились Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Белинский, Герцен, Толстой, Достоевский и еще целая плеяда и случился литературный «Золотой век». А в маленькой Якутии это произошло с кинематографом. Но даже среди гениев якутского молодого кино режиссер Саха театра Сергей Потапов, обладатель высшей театральной премии России «Золотая маска» стоит особняком, как мрачный и величественный замок с приведениями. На литературный вечер он пришел с авторским фильмом «Дойду». Это короткий метр. Потапов его снял сравнительно давно на свои деньги, как собственно большинство из фильмов. Съемки шли два дня в местности «Дойду». Это был его первый фильм на русском языке. Получил признание российских фестивалей. Критику, в том числе от российских православных церковных деятелей. Некоторые из них настоятельно советовали ему не играть в игры с дьяволом... Как любое авторское кино, «Дойду» был несколько прохладно встречен местной публикой, которая в том числе не могла простить ему отход от традиций несколько лубочного и легкого на просмотр якутского кинематографа. Не буду пересказывать сюжет фильма, но лично я получил от просмотра жесткое потрясение. И скажу вам откровенно, весь пресловутый Голливуд по сравнению с Потаповым - пресная ерунда в красивой обертке. Я жду не дождусь второй части этого фильма, который Сергей уже снял, но монтаж пока в процессе накопления финансовых возможностей режиссера. После фильма состоялся серьезный разговор. Зрители задавали возникшие вопросы и делились своими переживаниями по поводу фильма с режиссером и главными героями Айсеном Дойду и ведущим актером Государственного драматического русского театра им. А. С. Пушкина Дмитрием Трофимовым.
Когда спорят сын и внук
На открытом форуме разгорелась жаркая дискуссия по поводу современного положения литературы в России. Зачинщиком стал Алексей Васильев, главный редактор интернет-портала komuza.info, он же внук Суоруна Омоллоона, а Айсен Дойду приходится ему дядей (о эта связь поколений якутской интеллигенции!), выступивший с провокационной речью о том, что если бы Пушкин жил сейчас, он не писал бы на бумаге, а писал бы в Фейсбуке, Твитере, ЖЖ и был бы куда более популярным и востребованным. По его мнению, настоящая, живая современная литература сейчас живет в интернете. Надо сказать, что Алексей Васильев, имеющий ник (по литературному - псевдоним) Баhылай, действительно имеет аудиторию, которой могли бы позавидовать не только литераторы, но и целые газеты. Его дядя придерживался несколько иной точки зрения, говоря, что электронные гаджеты - холодные, равнодушные предметы, не имеющие в отличие от книг души. Не стоит слепо, по словам Айсена Дойду, доверять технике: она слишком хрупка и ненадежна. Работа её зависит от электричества, а человеческая цивилизация совершенно не застрахована от различных техногенных аварий и катастроф. А книге не надо много, она всегда рядом, и в крайнем случае хватит света свечи, чтобы её прочесть... Справедливости ради, замечу, что точка зрения внука была ближе молодым участникам литературного вечера. Славное же поколение бывших пионеров и комсомольцев было на стороне именитого писателя.
Впрочем, Алексей как поклонник интернета внес ясность, добавив, что он не отрицает ценности книги как информационного носителя, и именно поэтому нужно и важно поднимать проблему доступности литературы в интернете, особенно якутской литературы. Не каждый человек особенно в деревенской глубинке имеет возможность покупать книги или регулярно посещать библиотеки, а электронный гаджет всегда под рукой. Бумажные книги надо тащить из 20 века в 21 век через перевод в электронный вид, утверждал Васильев. Потому что там много ценного, что может быть утрачено. А тип носителя совершенно не важен, важны мысли, которые хотел высказать писатель.
P. S.
Литературный вечер удался во всех отношениях. К сожалению, мне удалось рассказать только о нескольких героях вечера на самом деле там было очень много интересных и достойных творцов современного культурного пространства республики. Увы, и мне приходится констатировать факт недостаточной емкости такого бумажного носителя, как газетный лист. Хотелось бы сказать слова благодарности всему прекрасному коллективу замечательной библиотеки «Три Д», модератору встречи, руководителю добровольческой общественной организации «Сахам Сирэ» Андрею Дьяконову и ведущим вечера - неотразимой Юлии Лазаревой и велеречивому Григорию Дегтяреву.