«На меня… самолёт!»
«Меня все время поражал факт о том, что моего отца призвали по возрасту в армию осенью 1940-го и до 1943 года держали в дружественной Монголии, когда Великая Отечественная война шла уже третий год… С годами понял: на то были веские причины. Во-первых, опасность вторжения Японии всегда присутствовала, во-вторых, в течение войны Монголия отправила воевавшей Советской Армии 500 тысяч лошадей. Помню, отец рассказывал, как они приехали с лошадьми поездом прямо в район боевых действий», — вспоминает Колодезников Анатолий Петрович, сын, старший преподаватель ИРОиПК им. С. Н. Донского — II.
ПРИКАЗ: «НАСТУПАТЬ»!
Петр Михайлович КОЛОДЕЗНИКОВ, 1919 года рождения, уроженец с. Мегино-Алдан Таттинского района, ветеран войны и педагогического труда. Работал учителем начальных классов в школах родного района в течение 58 лет. Награжден орденами Отечественной войны I ст., Славы III ст., медалями "За победу над Германией", "За взятие Будапешта", "За взятие Вены", "За освобождение Праги", "За доблестный труд в ВОВ". Заслуженный учитель республики, а с 1995 года — почетный гражданин Таттинского улуса.
В 1940 году, наверное, еще свежи были следы боев на озере Хасан и на Халхин-Голе у солдат того времени. Отец играл на мандолине и часто пел дома и в школе «Три танкиста». Там, где командовали Жуков и Плиев, в сердцах солдат всегда оставались неизгладимое впечатление и глубокий след по воинской дисциплине, искусству, проницательности и интуиции. Скорее всего, это было главным моему отцу впоследствии в боевой обстановке.
Отец много рассказывал и про легендарного генерал-майора Михаила Иосифовича Суржикова, командира 8-й гвардейской кавалерийской дивизии. Но по молодости лет я как-то не вникал в суть дела. Эх, был бы тогда Интернет, многое прояснилось бы…
* * *
Немецкая авиация свирепствовала. Ранним утром в районе населенного пункта Речице бомбили более сотни самолетов. Потери были очень большими. 19 августа при этом налете погиб командир нашей дивизии генерал-майор Михаил Суржиков, кавалерийский командир еще со времен Гражданской войны. И в сентябре в Смоленской области продолжались тяжелые бои. Нам противостояли отборные немецкие части и власовцы. Осень, непрерывные дожди, грязь по колено, техника вязла и по дорогам, и по целине. А приказ есть приказ: «Наступать!». Атаки, контратаки, потери и потери…
…Именно в штаб Суржикова вез на коне секретный пакет от своей части наш отец, по пути попал в бомбежку, его конь Рейд ценой жизни спас хозяина. Отец, как положено, снял седло и пришел в штаб и узнал про смерть генерал-майора. Командир, принимая пакет, очень удивился, почему тот принес седло убитой лошади во время этой страшной смертельной карусели налетов врага. Во время бомбежки немецкий летчик хотел колесами ударить отца, но он чуть-чуть промахнулся… Наша мама, Степанида Васильевна Колодезникова (Оготоева), рассказывала, что даже спустя десять лет после войны отец иногда утром с плачем просыпался, крича: «На меня… самолет!». Надо представить, что не только самолет, пулеметы, сирена…и в открытом поле сотни таких самолетов сеяли смерть нашим солдатам…
ЗА МУЖЕСТВО И ОТВАГУ
«Товарищ Колодезников 27.4.45 в бою на шоссейной дороге Веверска Битышка в Брно, являясь командиром отделения, показал мужество и отвагу. Когда противник при поддержке танков и бронетранспортеров предпринял контратаку, отделение товарища Колодезникова упорно дралось с вражескими машинами и его живой силой. Товарищ Колодезников в этом бою подбил один бронетранспортер и истребил до взвода пехоты противника. Тов. Колодезников достоин правительственной награды ордена Славы третьей степени.
Командир 33 Гв. Кавполка Гв. майор /Михайлов/»
ОСВОБОЖДЕНИЕ ПРАГИ
13 мая войска 1-го украинского фронта пленили до 2,5 тыс. солдат противника, а 14 мая — до 12 тыс. человек. Войска 2-го Украинского фронта только 16 мая пленили у Карлсбада до 15 тыс. человек.
В ходе Пражской операции последняя организованная военная сила вермахта прекратила своё существование. Вторая мировая война на территории Европы была победоносно завершена. В честь одержанной победы была учреждена медаль «За освобождение Праги». Маршалу Коневу присвоено звание «Почётный гражданин Праги». В советской и российской историографии датой завершения Пражской операции считается 11 мая. Но фактически ещё несколько дней шли ожесточённые бои, преследование отступавших и планомерное уничтожение отказывавшихся сдаваться в плен… Отец рассказывал: «Нас посадили на танки, по горным дорогам повезли в сторону Праги, тогда мы, конечно, этого не знали. Трое суток ехали, спешились. И вот 9 мая ночью увидели за собой над горизонтом яркие вспышки огня. Прошел слух: «Немцы изобрели новое оружие возмездия!». Скоро пришел нарочный с вестью: «В Берлине германское руководство подписало акт о безоговорочной капитуляции!»… Но у нас не было приказа прекращения огня, мы продолжали преследовать врага почти до 15 мая 1945 года. Преследовали рассыпавшихся в лесу власовцев и лиц, оказывавших сопротивление нашим. С немцами воевать было понятно: вот враг, его укрепления, орудия, самолеты… А с этими было сложнее: их не было видно, надо было искать прочесыванием полей, лесов. Бывало, ночью они нападали, убивали солдат и быстро скрывались, днем оказывали ожесточенное сопротивление. В конце войны нам поручили сопровождать около 11 тысяч лошадей, конфискованных у врага. Это было так опасно, столько неожиданных нападений, провокаций. Когда приблизились к Киеву, наконец-то вздохнули свободно, тут стояли наши воинские части, это передать словами невозможно!
Его демобилизовали в январе 1946 года.
ПОМОЩЬ СТЕПЕЙ
Семьдесят пять лет назад советский народ смог одолеть опасного и очень сильного противника. И внесли в это свой вклад практически все советские люди, все нации и народности. Нельзя не вспомнить и о посильном вкладе наших союзников. Вплоть до конца 1940-х годов Монголия и еще одно небольшое государство — Тувинская народная республика, позже вошедшая в состав РСФСР, — оставались единственными настоящими союзниками Советского Союза.
Еще 12 марта 1936 г. между Советским Союзом и Монгольской Народной Республикой был заключен Протокол о взаимопомощи. Когда армии Японии и марионеточного государства Маньчжоу-Го вторглись в 1939 г. на территорию Монголии, на стороне МНР выступила 1-я армейская группа, которой командовал Георгий Жуков. В результате боев на реке Халхин-Гол РККА и Монгольская народно-революционная армия (МНРА) смогли одержать победу над японскими и маньчжурскими войсками. Неоценимым был вклад Монголии в снабжение Красной Армии лошадьми. Тем более в таких количествах, которые требовались фронту. Первые поставки лошадей, количеством и качеством которых славилась Монголия, начались еще в конце 1941 г. С марта 1942 г. государство организовало закупку лошадей по специально установленным государственным ценам. За годы войны из Монголии в Советский Союз было поставлено более 500 тыс. лошадей. Помимо этого, 32 тысячи лошадей (количество, достаточное для укомплектования шести кавалерийских дивизий по штатам военного времени) были поставлены Советскому Союзу в качестве подарков от хозяйств монгольских скотоводов — аратов. Таким образом, каждая пятая лошадь РККА была поставлена Монголией.
Генерал Исса Плиев вспоминал, что «неприхотливая монгольская лошадка рядом с советским танком дошла до Берлина».