Начальник управления кадрами Надежда Попова: «Не чиновникам решать, кого награждать»
— Надежда Николаевна, традиционный вопрос, какие функции у вашего ведомства?
— Наша кадровая работа не настолько интересна, как работа в других отраслях, она более сухая, связана с документами. Управление работает для реализации единой кадровой политики в окружной администрации: подбор и расстановка кадров, проведение конкурсов на замещение вакантных должностей, организация учебы муниципальных служащих, прием на работу, переводы, увольнения, перемещения, организационные мероприятия, оформление трудовых книжек и т. д. То есть большой объем времени занимает организационное сопровождение кадровой работы именно ОА. Мы занимаемся теми людьми, кто сидит в здании мэрии, и сопровождаем кадровое делопроизводство руководителей подведомственных учреждений.
— Какие основные задачи ставит перед вами глава города?
— Львиная доля занимает кадровое делопроизводство, но самое главное — это подбор и расстановка кадров. Сардана Владимировна поставила нам задачу до конца 2019 года завершить формирование резерва управленческих кадров и просто кадровых работников ОА. Для этого мы устанавливаем прямые связи с учебными заведениями. Плотно работаем с Высшей школой инновационного менеджмента при главе республики. Ежегодно десятки муниципальных служащих и работников ОА проходят курсы повышения квалификации по разным направлениям своей деятельности и получают дополнительное образование. Основным инструментом реализации единой кадровой политики является ведомственная целевая программа «Развитие кадрового потенциала». Это ведомственная целевая программа, которая принята на пятилетний срок в период с 2018-го по 2022 год. Именно эта программа — инструмент реализации кадровой политики. В рамках этой программы мы обучаем десятки муниципальных служащих и работников ОА. Направляем их на дополнительное образование в Российскую академию народного хозяйства в Москву. Ежегодно проводим игру «Молодежь — энергия развития города Якутска». В этом году она прошла весной.
— Во сколько обходится дополнительное образование сотрудников ОА бюджету города? И сколько человек вы отправляете на учебу?
— В среднем в год мы отправляем четыре-пять человек. Бюджету это обходится в сто семьдесят тысяч рублей в год. Но это касается не тех, кто состоит в резерве управленческих кадров.
— Как делаете выбор? Смотрите, у кого не хватает квалификации?
— Ежегодно составляются проект плана повышения квалификации и проект дополнительного образования. Направляем его в структурные подразделения и собираем заявки, у кого есть желание подучиться и получить дополнительное профессиональное образование. После этого начинает работу конкурсная комиссия ОА: она отбирает людей, которые поедут учиться в Академию народного хозяйства.
— То есть, таким образом, вы готовите себе новые кадры?
— Да. Если человек уже имеет определенное образование, это не значит, что он должен зацикливаться только на одном направлении. Время идет, появилось много информационных технологий, проводится большое количество курсов повышения квалификации, которые не только интересны, но и полезны и практичны для работы. Наша основная цель — обучить максимальное количество людей. Это в любом случае дает определенный результат повышения эффективности работы.
— В мэрии такая большая проблема с кадрами?
— Кадровый состав обновляется. Новые сотрудники должны проходить курсы повышения квалификации. В этом году были организованы лекции об основах муниципальной службы для вновь принятых сотрудников. Привлекали к этому сотрудников Высшей школы инновационного менеджмента и Управление по противодействию коррупции при главе республики, которые провели интересный обзор для работников. Раньше в ОА была очень хорошая традиция: каждую среду проводили лекции, ликбезы для всех сотрудников администрации. Со следующего года мы ее возобновим. Глава города поставила цель охватить всех сотрудников. В Гражданский кодекс чуть ли не ежедневно вносятся какие-то поправки, а это наш основной рабочий инструмент, и сотрудники ОА обязаны знать все нюансы.
— Вы говорите, нет проблем... Но вот место главы Автодорожного округа несколько месяцев пустовало. После ухода Виталия Чикачева в СЭГХ тоже долго была чехарда с руководителем…
— Шел поиск людей, и это абсолютно естественный процесс. Это не проблема. Сардана Владимировна подбирала людей, которые действительно имеют практический опыт работы, знания. Люди, которые сейчас заняли эти должности, пришли не с улицы. Например, Валерия Билоус, руководитель «Жилкомсервиса», прошла через деловую игру и стала победителем. Это нормальный естественный кадровый подбор. Да, он иногда идет болезненно, но это процесс подбора людей, у которых есть определенный жизненный опыт, которые соответствуют веянию времени, чтобы внести в свою отрасль свежий воздух. Для этого мы и должны работать, чтобы у нас был резерв кадров. Чтобы руководящие должности занимали люди, которые пришли не со стороны, а буквально «выращены» городом.
— А можно ли попасть в этот резерв «с улицы»?
— Конечно. Есть положение о кадровом резерве и резерве управленческих кадров, и его можно найти в любой правовой системе — «Гарант» или «Консультант». В середине ноября мы официально объявим конкурс на формирование резерва кадров. Каким образом туда попасть, можно будет ознакомиться на сайте Якутск.рф в разделе «Кадровое делопроизводство». Также будем сотрудничать со всеми СМИ для размещения объявлений. Все желающие смогут поучаствовать. Резерв кадров будет формироваться полностью по всем направлениям.
— Если человек стоит в резерве и ему предлагают какую-то должность, но он по каким-то своим причинам отказывается. Ну, мало ли, график работы не устраивает или еще что. Вы с ним прощаетесь, вносите в черный список?
— Практика показывает, что в резерве кадров человек находится в среднем пять лет. И в течение этих пяти лет он может выбрать работу по своим запросам и желаниям. Если отказывается от каких-то предложений, то в черный список не попадет. Трудовое законодательство не ограничивает права граждан. Заставлять человека работать там, где ему не нравится, — это нарушение трудового законодательства.
— Все руководители жалуются, что у муниципальных служащих и их сотрудников работы много, а заработная плата невысокая. Есть ли возможность сделать муниципальную службу более привлекательной за счет увеличения заработной платы? Есть ли подвижки в этом плане в ОА?
— Конечно, хотелось бы, чтобы заработная плата была выше. Но мы действуем в рамках действующего законодательства. Надеемся, что хотя бы в следующем году, в связи с индексацией, внесут какие-то поправки в закон об оплате муниципальных служащих. Сейчас мы ограничены финансами и нормативами. Идет работа по формированию оплаты за классные чины муниципальных служащих, но вопрос пока не сильно продвигается. В любом случае есть нормативы, и выше них мы все равно не прыгнем. Да и местный бюджет не резиновый. У города есть обязательства перед ЖКХ, дороги строить, социальную инфраструктуру развивать и т. д. В приоритете расходов местного бюджета создание для горожан лучших условий для проживания в столице, а потом только мы думаем о себе. Такая жизнь.
— Какие у муниципальных служащих есть бонусы? Дополнительные отпуска, повышенные пенсии?
— У муниципальных служащих нет какого-то особого статуса. Все по трудовому законодательству и гарантии как для всех трудящихся — это что касается проездов, отгулов, отпускных и т. д. С точки зрения пенсионного законодательства у муниципальных служащих есть аналогия с госслужащими.
— Муниципальные служащие тоже проходят аттестацию, как их коллеги на госслужбе?
— Да, в этом году перед нами поставлена еще одна задача — провести аттестацию на соответствие занимаемым должностям. В начале следующего года будем проводить стопроцентный охват сотрудников, и к концу первого квартала 2020 года аттестация должна закончиться. Сейчас приводим все нормативные акты ОА в соответствие с действующим трудовым законодательством. Собираем материалы, обновляем аттестационные комиссии и т. д.
— Что будет с теми, кто не пройдет аттестацию?
— По Трудовому кодексу решение о соответствии либо несоответствии занимаемой должности принимает аттестационная комиссия. В случае несоответствия может быть принято несколько решений. Первое — направить человека на дополнительное профессиональное образование, чтобы человек получил знания, которых ему недостает, либо принимается решение о расторжении трудового договора. Последнее в исключительных случаях. Как правило, в рамках аттестации принимается решение о направлении его на дополнительное образование. Многие очень боятся аттестации
— Это не инструмент чистки кадров, случайно?
— Нет, это не чистка и не инструмент для увольнения. Главное, чтобы человек себя проверил и в случае, если не хватает знаний, повысил квалификацию, получил дополнительное профессиональное образование.
— Как проходит аттестация?
— Аттестация проводится в разных формах. Бывает собеседование, тестирование. Тестирование проводится на базе Высшей школы инновационного менеджмента. Чтобы сотрудников ни в жар, ни в холод не бросало, тестирование проводится по занимаемым отраслям, чтобы человек был в своей знакомой среде.
— То есть при поддаче заявки на вступление в кадровый резерв гражданину необходимо начинать изучать Закон о муниципальной службе. Будут спрашивать…
— Обязательно. Это обычный пакет знаний, необходимых муниципальному служащему, как знание Конституции.
— А вы сами когда последний раз держали Закон о муниципальной службе в руках?
— Закон о муниципальной службе для меня — настольная книга (достает огромную тетрадь, в которую вложены несколько нормативных актов. — В. В.). Более того, я его переписываю в тетрадь, так запоминается лучше. И, прежде чем подписать какие-то документы, поднимаю закон и сверяюсь, что предусмотрено законодательством, какой длительности отпуск и т. д. Сверяюсь обязательно, так как, помимо того, что я несу ответственность за этот документ, ее несет и мой руководитель. И документ должен быть чистый, сверенный с законодательством. По большинству документов, помимо своей подписи, я пишу заключение на дополнительном листе: на основании чего назначено решение с указанием нормативных актов, статей, иногда выписки из них делаю.
— Сколько сотрудников ведут кадры ОА?
— Три человека. Хотелось бы больше. Но есть определенные нормативы. Одно радует, мы живем в современном мире, и большая подмога — это огромное количество информационных систем, правовые «Консультант», «Гарант», «1-С: бухгалтерия» и т. д. У меня замечательные сотрудницы. Они работают продолжительное время, и я им благодарна.
— Что еще входит в ваши функции, но касается не только работников ОА, но и всех горожан?
— Самый главный пласт нашей работы занимают наградные материалы, которые поступают в ОА. У нас ежедневно рассматриваются десятки, сотни заявлений и ходатайств, проходят согласования награждения на грамоты главы, правительства, заслуги и т. д.
— Это чтобы золотые часы вручили?
— Нет. У нас есть почетная грамота окружной администрации и благодарность главы, они без материальных дополнений. Единственный знак — это серебряный знак к почетной грамоте главы, так что в этом плане дорогих атрибутов у нас не прилагается.
Через нас проходят согласование наградных материалов по квоте города, а также присвоение звания заслуженных учителей, врачей и т. д.
В городе живет много людей, которые действительно достойны, чтобы получить какие-то награды. Поэтому ежемесячно, ежеквартально рассматриваем ходатайства на комиссии по государственным наградам.
— Как принимается решение о награждении человека, быть ему почетным гражданином или нет?
— В комиссии по госнаградам сидят не просто чиновники, которые решают судьбы людей. У нас 80% членов комиссии — это общественники, ветераны государственной и муниципальной службы, заслуженные люди, которые отработали в своих отраслях не менее сорока лет, есть члены Общественной палаты. Чиновников один-два. Костяк комиссии — это общественники. Так и должно быть. Решение должны принимать те люди, которые непосредственно работают с людьми. Не чиновникам решать такие моменты.
— Как представляют человека к наградам?
— Нужно принести ходатайство к нам в окружную администрацию, каб. 603. Я принимаю в понедельник с 16 до 18 часов. На самом деле к нам приходит очень много горожан. Приносят ходатайства на награждение своих бабушек, дедушек, ветеранов, организации. Сейчас это очень актуально, следующий год юбилейный, и люди идут. У нас очень живая работа. Поток людей практически не прекращается. Кто-то несет ходатайство о награждении, тут же заходят коллеги для консультаций, как лучше оформить отпуск и т. д. Мне очень нравится работать с людьми.