Не мешайте спасать жизни!
Но иногда оперативное прибытие автомашины скорой помощи зависит от нескольких факторов. Например, от того, как относятся участники движения к скорой помощи на дороге, которая при экстренном вызове мчится на помощь к больному пациенту с включенными спецсигналами (световыми и звуковыми). К сожалению, не все автолюбители думают о ком-то, кроме себя. И, вместо того чтобы пропустить скорую, пытаются сами проскочить перекресток, тем самым создавая помеху, аварийную ситуацию или аварию. А иногда такие не далекого ума автолюбители откровенно мешают, «умудряются» подрезать автомобиль скорой, которая мчится на всех парах к экстренному пациенту.
Водители скорой помощи — о том, кто не пропускает на дорогах и что больше всего мешает им работать.
Государственное бюджетное учреждение «Якутскмедтранс» почти 30 лет оказывает автотранспортные услуги Станции скорой медицинской помощи. Водители работают в две смены в сутки. На линии ежедневно работает 26 машин. Нередко за свой 12-часовой рабочий день водителям скорой приходится сталкиваться и с откровенным хамством на дорогах, и с невнимательными водителями. Как отмечают в учреждении, больше всего ДТП происходит именно по причине банальной невнимательности. «Слишком поздно заметил машину скорой», — частое объяснение во время разбора дорожного происшествия.
НАДО «ЛЕТЕТЬ»
Руслан МАКАРОВ, ведущий инженер «Якутскмедтранса»:
— За 2019 год у нас произошло 18 дорожно-транспортных происшествий. По вине наших водителей — одно ДТП. По обоюдной степени виновности — два случая. Остальные 15 — по вине невнимательных водителей. В основном ДТП происходят на перекрестках. За прошлый год было десять таких случаев. Наши машины едут с мигалками со звуковыми сигналами, но, несмотря на это, в большинстве случаев водители говорят, что «не слышали звука сирен, не видели маячков». Мол, лишь только в последний момент заметили и избежать столкновения не смогли.
— Хотя ведь звуковое оповещение у скорых обычно очень громкое, слышно на всю улицу…
— Конечно. Хотелось бы также отметить, что решение включать сирену и звуковое оповещение принимает врач скорой помощи. Он решает, вызов срочный или нет, и дает распоряжение водителю о необходимости включения спецсигналов. Бывает, что у человека, допустим, поднялась температура, тогда наши водители едут без спецсигналов. Если ситуация экстренная, к примеру, с сердцем плохо, значит, на вызов надо «лететь».
Согласно п. 3.1 Правил дорожного движения, для получения преимущества перед другими участниками дорожного движения наши водители должны включить проблесковый маячок и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу. А п. 3.2 ПДД гласит, что водители обязаны уступить дорогу транспортным средствам со включенными проблесковыми маячками и звуковыми сигналами.
— В какое время года приходится самый пик аварийности?
— Обычно в весеннее время, во время гололеда. Также перед Новым годом, когда у многих суета. Так, последнее ДТП у нас произошло 31 декабря, когда скорая ехала на вызов к роженице. Машина подъезжает к перекрестку. Внезапно, откуда ни возьмись, выехал «КамАЗ» и ударил в бок. В итоге сильно пострадали двое врачей. Получили сотрясения. Машина вышла из строя на неопределенное время. Ущерб, конечно, для нас большой. Сейчас стоит вопрос: подлежит восстановлению транспорт или нет. Разбор будет идти долго, не меньше двух месяцев. Отсюда еще одна проблема. Машин у нас и так ограниченное количество, а тут еще одна выбыла на неопределенный срок, пока будет идти расследование ДТП и восстановление автомобиля. Получается, автоколонна уже работает в другом более напряженном режиме. Это тоже накладывает отпечаток на работу оказания скорой помощи горожанам.
— А что написал в своей объяснительной водитель «КамАЗа»?
— Не заметил скорую. Хотя «КамАЗ» — машина большая, обзор должен быть хороший. Как он мог не заметить нашу машину, не понимаю.
НОЧНЫЕ ГОНЩИКИ И АВТОХАМЫ
Валерий ЯКОВЛЕВ, водитель скорой помощи (стаж работы 19 лет):
— Слава богу, если при ДТП никто не пострадает. А ведь часто тяжелобольного везём. Пока другая бригада подъедет и его заберет, теряется самое драгоценное — время. Бывают моменты, когда в доли секунды уходишь от ДТП. Но хочу сказать, что люди не пропускают чаще не из-за того, что не хотят. Думаю, тут больше невнимательность с их стороны. Раньше, когда мы начинали работать, — это было начало 2000-х годов, тогда и телефонов-то не было. Аварий, соответственно, в те годы было меньше, чем сейчас. А нынче у всех гаджеты. Таксисты чаще в свой планшет смотрят, чем на дорогу. Увидел «зелёный» и поехал. Или сидит в наушниках и слушает громко музыку, не слышит звуки сирен.
— Автохамы часто вам попадались?
— Есть такое, но, к счастью, не так часто. Бывают, что намеренно не дают проехать, перестраиваются и подрезают авто. Особенно летом молодежь балуется, устраивая гонки. Скорую обогнал — и молодец типа. «Развлечение» придумали. На них просто внимания стараюсь не обращать. Ну, обогнал, «молодец», езжай дальше.
— У вас же видеорегистраторы установлены. Не передаёте потом информацию в ГИБДД?
— Да, конечно, передаём после смены. Инспекторы ГИБДД потом находят водителя и штрафуют. Сейчас у нас установлены видеорегистраторы, где запись идет постоянно в режиме онлайн.
— Сколько по времени должна ехать скорая на вызов?
— Самый пик вызовов у нас приходится на декабрь-январь. По 700 с лишним и даже больше в сутки бывает. По скорой сейчас новые стандарты внедрили. Строго придерживаются времени. Время доезда до пациента выездной бригады при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. Раньше такого не было. Представьте себе, в декабре, когда вечные пробки, за 20 минут ты никак не уложишься. А медик себе в карточке обязательно помечает время доезда, ведь потом с него спросят. Это всё необходимо для того, чтобы уложиться в нормативы качества оказания медицинской помощи. Поэтому, бывает, сирены и мигалку включаем часто. В целом в Якутске пропускают неплохо. Грех говорить, что все водители — автохамы. Есть, конечно, отдельные наглые личности. Но их не так много, и это радует. У нас ведь еще в городе проблемы с дорогами.
— А что с ними?
— Много перекрестков, которые по всем нормативам сделаны неправильно. Вот, допустим, ты подъезжаешь к перекрестку. Водитель, может, и рад бы тебя пропустить, но он не может из-за узкой дороги. К примеру, взять Дзержинского — Строителей, там установлены камеры, которые фиксируют пересечение двойной сплошной. Некоторые водители начинают думать, что делать: «Сейчас пересеку двойную сплошную — и мне штраф будет, или не пропущу скорую — и тоже штраф». Видите, вплоть до смешного доходит. Конечно, хорошо, что новые дороги сделали. На Красильникова асфальт ровный. Хатынг-Юрях сделали. Стало легче сокращать путь до Медцентра. Но, опять же, я с грузовой машиной разъезжаюсь, и мы чуть зеркалами друг друга не задеваем. Слишком узкие дороги. Бывает, что вынужденно пропустить не могут, ибо некуда: мешает бордюр либо яма. Пользуясь случаем, хотел бы попросить водителей быть внимательнее на дорогах. Ездить по нормативной скорости и чаще заглядывать в зеркала. В большинстве случаев, может, и успевали бы тормозить. Но они все едут быстро, не соблюдая скоростной режим. А тормозной путь уже не позволят им остановиться при возникновении аварийной ситуации.
НЕ ПРОПУСТИЛ СКОРУЮ? СЕЛ В ТЮРЬМУ
Минимальный штраф за непропуск машин скорой вырос в шесть раз. Соответствующий закон вступил в силу еще осенью прошлого года. Ранее того, кто не пропустил машину скорой помощи, могли лишить водительских прав на срок от одного до трёх месяцев, а минимальный штраф составлял 500 рублей. При этом отдельных санкций в случае негативных последствий для пациентов скорой не было. Власти посчитали, что такое наказание не влияет на поведение автомобилистов, поэтому решили ужесточить наказание. По новым правилам штраф для водителей, которые не предоставили преимущество на дороге машинам скорой помощи, составляет от 3 до 5 тысяч рублей. Помимо этого, автомобилистов могут лишить прав на срок от 3 до 12 месяцев. Также есть наказание за воспрепятствование деятельности медицинских работников. Размер взыскания составляет 4 тыс. — 5 тыс. рублей. При этом если здоровью пациента в результате действий водителя был нанесён вред, то нарушителя либо лишат свободы на срок до 2 лет, либо оштрафуют на 80 тысяч рублей, либо отправят на принудительные работы до двух лет, либо арестуют на срок до шести месяцев. В случае, если пациент умер, виновному грозит до четырех лет тюремного заключения.
Участники дорожного движения, будьте внимательны на дороге! При виде автомашины скорой уступайте, пожалуйста, дорогу, ведь она едет оказать медицинскую помощь больному, нуждающемуся в ней. Может быть, от неё зависит человеческая жизнь, и на месте больного могут оказаться ваши родные или знакомые.