23.01.2011 | 02:02

"Не нравится, езжай на автобусе!"

На днях ко мне в гости приезжала двоюродная сестра с ребенком. Приехала на такси. Живет она в районе Птицефабрики, ездит на «местном» такси – цены на порядок ниже, чем в городских службах.
Автор: EXO-YKT

И была возмущена: если до нового года она приезжала к нам за 190 рублей, то в наступившем ей пришлось заплатить уже 230! К тому же у водителя «не оказалось» сдачи и в результате она отдала 250. «Ничего себе повысили!» - удивлялась она.

«Баблорубы»


И действительно. То ли из-за вновь нагрянувших морозов и густого тумана, то ли еще по какой другой причине стоимость проезда в такси в этом году возросла. Хотя еще недели за две до Нового года не один горожанин, частенько пользующийся услугами таксомоторных служб, столкнулся с проблемой – привычная цена «вдруг» в один прекрасный день выросла рублей на двадцать, а то и тридцать. А в сам долгожданный праздник и вовсе «подросла» в три, а то и в четыре раза. Практика давно известная – «новогодний баблоруб» таксистов уже мало у кого вызывает удивление или возмущение. Как говорится, не нравится – езжайте на автобусе! Дело выбора. Но праздники закончились, и тарифы вернулись почти в прежнее состояние. Почти… Сейчас за поездку по центру города вместо прошлогодних ста рублей придется выложить 120. И по другим маршрутам, скорее всего, цены повысились. Если в прошлом году до своего дома (район рынка «Маньыаттах») из центра города я доезжала за 130 рублей, то в этом просили 150, а то и 160 рублей. Иногда можно и за 140. Так что разброс – от 10 до 30 рублей, в зависимости от службы…

Мы вообще народ нетребовательный , повышают таксисты перед праздниками тарифы ежегодно – и мы платим, практически не возмущаясь. Каждый год цены растут – и ничего. А если и возмущаемся, то скорей всего так, для успокоения совести ведь в конечном итоге все равно платим, сколько запросят. А куда деваться? И почему-то не задумываемся о нескольких вещах: куда делись государственные таксопарки? Кто выставляет такие тарифы? И есть ли организация, регулирующая цены в частном такси?

Возьмем, к примеру, частные автобусы. Платим за проезд 15 рублей, повышают цены каждый год на два – три рубля. И ругаемся, что дорого, и письма пишем в разные инстанции вплоть до Роспотребнадзора: кондукторы нагрубили, остановки не объявляют, водители в салоне курят… Крепко мы на автобусников взъелись, не по-детски. А попробуй автобусники перед новым годом тарифы в три, четыре раза поднять? Представили, что случится? То-то же!

Так чем же в принципе отличается автобус от такси? Здесь – частник, и там – частник… Только вот в первом случае цены хоть как-то регулируются государством, а во втором – нет. В первом случае на них есть управа (тот же Союзавто, Госкомцен), а в другом – кому идти жаловаться? Некому? «Не нравится цена – езжайте на автобусе», – как вариант предлагают диспетчеры. Мол, такие тарифы. А кто их устанавливает, интересно?

Кто диктует цены


Службы службам рознь. И люди в них работают разные, и условия не одинаковые. Конечно, есть в городе раскрученные фирмы, крепко стоящие на ногах, которые в этом бизнесе не один год. У них и телефоны многоканальные – никогда не занято, и префиксов ( четырехзначных номеров ) несколько, есть и городские номера, мобильные. Еще и перезванивают сами, чтобы клиент деньги не тратил. И звонки проходят через компьютер – так директор хотя бы примерно представляет , сколько реально было заказов. В смену одновременно работает несколько диспетчеров и их работа с клиентами контролируется. Но такие службы – скорее, исключение из правил.

А правило - вот оно. Небольшая съемная квартирка на окраине города. В маленькой комнатке - диванчик, стол, пара стульев, телевизор на тумбочке , на подоконнике – магнитофон . На столе перед диспетчером – большая амбарная книга, в которой фиксируются заказы, два стационарных и два сотовых телефона. Диспетчер Марина объясняет: по одному она постоянно принимает звонки, по второму – отзванивается клиентам. На стене – карта города, пришпилены листы бумаги с нужными телефонами, основными тарифами, списком улиц по районам города, а также адреса и телефоны постоянных клиентов, тех, кто ездит за безналичный расчет, и куча разнообразной нужной и ненужной информации. А еще – пепельница, полная окурков (курят здесь же, чтобы заказ не проворонить), чашка кофе и бутерброды в тарелке.

- Надолго не отойдешь
, - говорит Марина, опустошая пепельницу в стоящее здесь же, под столом, мусорное ведро. Потому на месте и перекусываем, и кофе пьем, и ваньку валяем, когда заказов нет. Вон, - кивает на видавшую лучшие времена книжку в мягкой обложке, которая лежит на диванчике, - своего часа дожидается. Заказов нет – читаю. Долго трубку не брать нельзя – хозяин проверяет, особенно ночью – спим или не спим?

Раздается еле слышный звонок. Марина комментирует: на слух не жалуется, потому и громкость звонка у телефонов убавила, а то через сутки от постоянной телефонной трели голова взрывается. А сотовые так вообще на вибрации… Звук у телефонов включает только ночью, когда есть время прилечь. Чтобы заказ не упустить, если вдруг нечаянно закемарит.

- Алло, такси! Откуда и куда? С проспекта Ленина до Ярославского? 120 рублей. Ну и что, что в соседний дом. Пешком идите, раз рядом. Цены такие, я не с потолка их взяла. Как связаться с директором? Мы сотовый его не даем… Ну вот, - вздыхает она.

– Цены диктует начальство, а мы отдуваемся.

Почему не бывает «свободных машин »


В перерывах между звонками Марина раскрывает маленькие хитрости. Тут я и узнаю, почему так часто не бывает «свободных машин», особенно когда уехать необходимо, скажем, из Мархи, ГРЭСа или Автодорожной. Или почему порой ждать машину приходится минут 30-40?

- Это практически нереально, - убеждена Марина. – Если вы живете в центре города, то ожидание минут в 15 вполне возможно. Но если вы находитесь на «Елочке», Птицефабрике или Ильинке – сразу настраивайтесь на долгое ожидание или счастливую случайность. Вам могут сразу отказать, конечно, в мягкой форме – мол, машин свободных нет. Хотя они и есть, но далеко, но вы-то об этом никогда не узнаете. Не зря же мы в первую очередь спрашиваем – откуда? А лучше сразу звонить в местечковые такси – тут вероятность быстрой подачи машины более высокая. Особенно если база (офис – авт.) находится в вашем районе.

Так вот где собака-то зарыта! Тут я начинаю говорить про грубость диспетчеров, что они трубку бросают, не дослушав, и вообще хамят на каждом шагу.

- А ты сама попробуй, - весело предлагает Марина. – Народ разный звонит, у нас вообще весело тут, - язвит она. – Такого наслушаешься – обхохочешься! Хотя сейчас более – менее спокойно (при этом телефоны звонят то по одному, то все сразу где-то раз в 10-15 минут – авт.). Сегодня не пятница и не суббота.

Нелегкий хлеб


Следующий час – полтора я побывала «по ту линию фронта». Сразу скажу я вам : быть диспетчером – хлеб не легкий. Каждый звонок – как русская рулетка. Выстрелит – не выстрелит? Вывезет - не вывезет? А если съезд? Или трубку не берут, а то и просто отключают? А как водителю сказать, что в тьмутаракань (район Газпрома) зря скатался? - Это дело частое, - успокаивает меня Марина. – Иногда заказывают сразу 2-3 службы. Уезжают на той машине, которая раньше приехала.

- А если все службы сразу встретятся в одном месте? Такое случается?
- Конечно. Тогда все сразу и разъезжаются, никто этого перестраховщика не везет . Негласное правило, солидарность. Так же и со «Звездой».

- Да, я что-то слышала такое. Вроде SOS?
- Ну да. Просьба о помощи. И на другие каналы выходят водители, если что случается. Как правило, помочь съезжаются все. Потому что не сегодня – завтра сами могут оказаться в той же ситуации. Сегодня на подмогу не придешь ты – завтра отвернутся от тебя. Бумеранг…

Звонили и совсем пьяные, еле ворочающие языком . И познакомиться предлагали, причем весьма настойчиво. Кто-то передал через водителя шоколадку. А был и такой, который говорил барским тоном, свысока, сквозь зубы – мол, я голубая кровь, а ты – быдло. Машину мне к подъезду, быстро, в течение 10 минут! На пару часов беру покататься! И чтобы иномарка была, с музыкой хорошей, и чтоб в салоне курить можно было, и пиво попить! И водителя желательно – девушку симпатичную! А то работать ты в службе не будешь, я с хозяином дружу! Честно скажу – такому клиенту и я бы что-нибудь в ответ нахамила. Или послала куда-нибудь подальше. Или в рожу дала. Тоже мне, белая кость…

- Да не обращай внимания. Пугает только. Машины нет - и точка.
Через какое-то время я начинаю заметно нервничать. Состояние – как в цейтноте. Руки начинают подрагивать от волнения. Уже с подозрением выслушиваю следующего пассажира и совсем по-детски радуюсь, когда все обходится благополучно, и водитель рапортует: «Три – ноль свободен, Автовокзал » . Уф , пронесло . Порядочный оказался пассажир. - На самом деле попадаются, конечно, и хамы, и грубияны. Но основная масса – вполне нормальные пассажиры.

- А водители   оформлены официально? Они же должны налоги платить?

- Ой, я, честно говоря, и не в курсе. Совсем в этом не разбираюсь. У меня, например, никто никаких 13 процентов налогов – столько же полагается? – не забирает. Да и работаю я без трудовой, без договора… Вот уже, кстати, три года в одной службе. А водители постоянно меняются, приходят, уходят… Не знаю, но слышала, что они сами должны оформляться как ИП, сами платить налоги. Вроде так как-то… Работают посменно, кому как удобно. День, вечер, подработка. Есть, конечно, службы с жестким графиком, со штрафами разными – за опоздание, съезд с линии, грубость в эфире вплоть до увольнения. Но это не у нас. У нас проще.

На нет и суда нет?


А что пассажир? Пипл схавает, как говорят. Закона, который позволил бы не допускать немотивированного повышения цен на такси, нет. Хотя попытки были. А есть ли в Якутске организация таксомоторных предприятий, какие уже давно созданы в крупных городах России? Как ни странно, но подобная ассоциация создана, даже две – городская и мархинская. Только толку от них для рядового пассажира – чуть.

Надежда Шауфлер , начальник отдела транспорта и промышленной политики Окружной администрации:

- О какой-то работе ассоциаций, планировании их деятельности пока говорить рано. Что касается сезонных повышений цен на услуги такси. Такси - это коммерческие структуры, так что как-то влиять на цены мы не можем – ни на понижение, ни на повышение. С лицензированием было бы намного проще, но с 2005 года для такси его отменили. Такси - это такой вид неорганизованной деятельности: лицензий нет, закона нет, а на нет и суда нет. Они сами себе регулируют цены и по идее должны защищать их в РЭК.

- А если возникли проблемы, куда обращаться?
- В Роспотребнадзор. Ну, еще в ГАИ можно – если пассажир видит, что водитель нарушает правила дорожного движения. Вот и все.

Вот что нам сказали в отделе по защите прав потребителей Роспотребнадзора:

- Да, в прошлом году к нам неоднократно обращались граждане с жалобами и на таксомоторные службы, и на отдельных водителей. Сколько – сказать точно не можем, документы нужно поднимать. Но претензии предъявлялись только к качеству оказываемых услуг. Не на цены. Мы же их не регулируем.

Вот и получается – захочешь управу найти на такси, а не найдешь. Ни ценовой, ни законодательной. Существуют сами по себе в казалось бы, правовом государстве. И подними они цены в 10 раз – ничего не изменится?

Новости

Популярное

Отключения света, воды и газоснабжения 21 ноября в Якутске
Город | 1 день назад
Отключения света, воды и газоснабжения 21 ноября в Якутске
Плановые отключения энергоресурсов в Якутске.
Переправу Хатассы – Павловск откроют в конце ноября
Город | 1 день назад
Переправу Хатассы – Павловск откроют в конце ноября
Ледовая переправа Нижний Бестях – Якутск будет открыта 5 января для транспорта массой до 10 тонн. 
В Якутии растет заболеваемость ОРВИ
Город | 1 день назад
В Якутии растет заболеваемость ОРВИ
В республике зарегистрировано более 8 тысяч случаев острых респираторных вирусных инфекций, что выше показателя предыдущей недели на 20,6%.
23% якутян проведут новогодние каникулы на работе
Город | 1 день назад
23% якутян проведут новогодние каникулы на работе
35% якутян проведут бо́льшую часть новогодних каникул дома.