Не волшебное «зелье», или Когда ты становишься наркоманом?
Но, тем не менее, по данным Якутского республиканского наркодиспансера, на учёте с диагнозом «наркомания» состоят 394 больных (для сравнения: в 2019 г. — 379; в 2018‑м — 373; в 2017‑м — 367), в их числе 42 женщины (35 за аналогичный период прошлого года). Большинство зарегистрированных наркоманов — молодые люди: 352 человека в возрасте с 18 до 39 лет, 42 человека — от 40 лет. Наркологами отмечается рост употребления синтетических наркотиков (особенно спайса) и сочетанное потребление наркотических средств.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
История Александра.
— До сих пор задаюсь вопросом, почему у меня жизнь так сложилась? Меня воспитала мать, отца я не знал. Она не пьет, не употребляет. Она выбрала позицию: «Ты взрослый и решай свои проблемы сам». Это, в принципе, мне и помогло. Я связал свою жизнь с наркотиками еще лет с 14‑ти. Первый раз попробовал в компании друзей, как и большинство зависимых. Это была конопля. Употреблял периодически, злоупотребления начались уже во взрослой жизни. Знал места, где можно «отдохнуть и избавиться от каких-то проблем». Тогда, конечно, я всего не понимал. Доходило до того, что я на взгляд мог определить, сколько граммов в закладке.
Со временем я начал употреблять более тяжелые наркотики. «Я же не колюсь, значит, я не наркоман. Наркоманы — это только те, кто колются», — так люди обманывают сами себя. А когда ты становишься наркоманом? Когда входишь в фазу активного употребления. Все, что связано с наркотиками, — это образ жизни, который ведет к печальным последствиям. А вариантов последствий всего три: психушка, тюрьма или смерть.
Практически все, с кем я начинал употреблять, сейчас уже мертвы. Я видел, как они умирают, но продолжал употреблять. Это безумие такое. Наркоман не верит ни во что, только в свои фантазии. Думаешь про себя: «Я до такого не докачусь». Я понял, что я наркоман, когда обнаружил в руках шприц.
Много смертей происходит по банальным ошибкам. Человек едет на закладку и думает, что там то, что он заказывал, а на самом деле, там более тяжелый наркотик. Барыги, сами того не зная, раз в месяц точно одного человека на тот свет отправляют. Наркотики просто так не достанешь — нужны знакомые. Но я давно уже с ними не общаюсь. Менять свою жизнь я начал еще в 2015 году.
В трезвости нахожусь 4 года. «Срывы» были в начале лечения. Выходил и начинал снова употреблять до того момента, пока не дошел до крайней точки, когда уже все родственники отвернулись, идти стало некуда и накопилось множество других сопутствующих проблем. В 2016 году принял конкретное решение все изменить и пришел на реабилитацию, лечился девять месяцев. Осознание того, что все «хорошо», появилось года через два после реабилитации, когда мозги начали работать. На мир начал по-другому смотреть, на людей, взаимоотношения.
Мой первый брак по жизненным обстоятельствам распался. У меня есть взрослая дочь, две внучки и внук. Сейчас у меня новая семья — дочке один год и пять месяцев. Период выздоровления — самый трудный в моей жизни. Работа над собой — это тяжкий труд, легче кирпичи таскать. Я встречал здесь разных людей. Иногда, слушая их истории, не представляешь, как же он вообще выжил. В жизни бывают такие ситуации, когда думаешь: «А что ему еще оставалось? Его ничему не научили, вот он и выбрал этот мир грез, фантазий, кайфа». Есть вина родителей, но, опять же, их тоже кто-то научил. Этот опыт в воспитании идет из поколения в поколения. Я не стесняюсь говорить о своем прошлом…
Благодарю себя за то, что вовремя начал лечение, свою семью — за любовь и всех людей, которые поддерживают меня.
Люди, которые употребляют запрещенные вещества, целиком погружены в 3D-мир. У них множество нерешенных проблем, как внутриличностных, так и повседневных. Они живут надеждой, что когда-нибудь утром откроют глаза и обнаружат, что их проблемы испарились сами по себе. Но так не бывает. В мире не существует «волшебной» таблетки, способной в один миг изменить сознание и остановить тебя, чтобы ты перестал употреблять вновь и вновь. Излечиться возможно, но только в том случае, если вы занимаетесь самотрансформацией. Быть ответственным — нелегко, поэтому большинство людей на планете не решаются идти дальше. Они не готовы страдать, чтобы стать сильнее, останавливают свое психологическое взросление. Это — то самое эмоциональное «дно», в котором пребывать уже невозможно.
Существует два выхода, один из которых — это начать переоценку своих ценностей, осуществить полную перезагрузку своей личности от негативных программ в виде внутриличностных конфликтов, комплексов, страхов, детских травм, привитых убеждений, психологических «триггеров» и прочих «дефектов характера», которые и привели человека в употребление. Да, именно за употреблением человек скрывает свою внутреннюю боль, которая разрушает его. Основная причина употребления — это отсутствие внутреннего ресурса. Приобретение зрелости — это сложный психический процесс, он требует сильнейшей внутренней мотивации, системной и длительной психотерапии, только так и не иначе. Только преодолев свою слабость, человек растет духовно и личностно. С приобретением навыка преодолевать он начнет ценить то, что имеет. В результате долгой борьбы с самим собой он все же способен приобрести самость и устойчивость во всех сферах жизни.
«ЗАЛОЖНИКИ» И «ЖЕРТВЫ»
В борьбе с недугом зависимости страдают обе стороны. Члены семьи зависимого становятся его «заложниками», то есть «созависимыми», которые начинают настолько сопереживать больному, что не замечают, как они постепенно растворяются в другом человеке, которому так хочется помочь. Говоря на психологическом языке, «созависимые» начинают выступать в роли «спасителя», а больной занимает позицию «жертвы».
В РОЛИ СПАСИТЕЛЯ
Причины созависимого поведения часто уходят корнями в детство человека, то есть в его отношения с родителями. «Созависимый», чаще всего сам того не осознавая, видя свою востребованность и нужду в нем зависимого, стремится залечить свое раненое «Я», которое через признание и одобрение другим хотя бы как-то компенсирует его внутренние травмы и повышает его самооценку. «Созависимый», спасая другого и принося много добрых дел, как ему кажется, из лучших побуждений, на самом деле, в такие моменты не проживает свою жизнь. Он начинает жить чувствами и эмоциями зависимого человека. «Созависимый», безусловно, продолжает любить и заботиться о зависимом. Стремление оказать помощь — это скрытое желание «созависимого» бессознательно помочь себе. У «созависимого» отсутствует внутренняя опора на самого себя, ему легче устраивать жизнь зависимого в ущерб себе, чем обратить взор на себя, ведь он бежит от своих внутренних переживаний, страхов, привитых убеждений, чувства вины, самобичевания и прочих психологических дефектов и детских травм. Зачастую «спасителя» никто не просит спасать, его помощь может быть и не нужна. Он не спрашивает у предполагаемой «жертвы», нужно ли ее спасать. Также «спасительство» тесно переплетено с нарушением личных границ того, кого пытаются спасти (вторжение в его частную жизнь), а также позволение вторгаться в свои границы. Этот феномен свойственен людям, которые недостаточно отчетливо осознают внутреннюю значимость и ценность своего «Я», чаще всего, они легко поддаются манипулированию.
Кроме того, спасительство отнимает у «спасителя» огромное количество ресурсов и сил, он перестает видеть и замечать свою реальную картину мира.
ЧТО СКРЫТО ЗА МАСКОЙ «ЖЕРТВЫ»?
Зависимый человек склонен перекладывать свою ответственность на тех, кто рядом с ним, манипулировать «созависимыми» родными, вызывая жалостливые чувства и чувства вины по отношению к себе всевозможными способами. Одним ключевым способом воздействия на сознание «созависимого» выступает манипуляция в виде предъявления обид, чем моментально подчиняет себе «созависимого», лишая его устойчивого положения. Своим деструктивным поведением зависимый просто не позволяет своим родным и близким жить своими жизнями.
«Жертва» убеждена в своей неспособности к самостоятельной жизни и всегда ищет «спасителя», она не желает выходить из своей «зоны комфорта», то есть привычного и приемлемого для себя образа жизни, ведь превалирующий страх и боязнь социума моментально парализует все ее старания начать зрелую жизнь, заставляя бездействовать. Так же, если «жертва» бездействует — это может указывать на извлечение вторичной выгоды. Напрашивается вопрос: а что такое вторичная выгода? Это сознательный либо скрытый, бессознательный мотив, что движет психикой «жертвы» в ее выборе поведения. «Жертва» сознательно или бессознательно управляет сознанием «спасителя» с целью ничего не делать «своими руками» или делать во благо своих интересов. Вторичная выгода — есть корыстный мотив «жертвы», мотив потребителя, вызванный неумением и/или нежеланием начать управлять своей жизнью. Она не выдерживает своего эмоционального состояния и не извлекает жизненных уроков.
КУДА ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ?
Проконсультироваться и получить медикаментозную, психологическую помощь можно, обратившись к специалисту «Якутского республиканского наркологического диспансера», располагающегося по адресу:
ул. Автодорожная, 38, тел. для справок: 21‑00‑54.
Телефон горячей линии: 8‑924‑591‑10‑20.
Телефон доверия: 8(4112) 32‑44‑16, 8(4112) 33‑12‑83.
Диспансерно-поликлиническое отделение: 8(4112) 33‑15‑49, 8(4112) 33‑12‑83.
Приемное отделение неотложной наркологической помощи: 8(4112) 21‑00‑54.
Сайт «Начни новую жизнь!», www.yrnd.ykt.ru
Остановись, скажи наркотику нет! Сообщи, где торгуют смертью…
ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
«Все мы родом из детства…» — говорил известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Существуют определенные категории семей, способствующие формированию девиантного (отклоняющего) поведения детей и подростков. Вот основные из них.
Неблагополучные семьи. Как правило, это неполная семья, в которой наличествует разногласие между членами семьи, имеются конфликты продолжительного характера, недостаток общения, напряженные и грубые отношения, что «выталкивают» подростков на улицу. Дети часто бросают школу ввиду отсутствия контроля со стороны взрослых членов семьи.
Девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей. Атмосфера в этих семьях нервозная, часты ссоры, скандалы и оскорбления. Обстановка в этих семьях ведет к возникновению чувства неуважения, неприязни, ненависти по отношению к родителям, что отрицательно сказывается на поведении детей. Отрицательный пример членов семьи, их аморальный образ жизни, пьянство, наркомания, ссоры, скандалы предопределяют судьбу подрастающего поколения.
Делинквентные (с криминальной направленностью) семьи. Определяющий фактор этих семей — бедность. В таких семьях несовершеннолетние вовлекаются в раннее употребление, совершение преступлений в соучастии со взрослым родственником, который ранее уже был осужден, в силу разных обстоятельств, например, чтобы прокормиться.
Насильственные (наличие физического и психического насилия) семьи. Как правило, в таких семьях явное отвержение ребенка, непроявление заботы о нем, его постоянно унижают, выгоняют из дома и др., в силу чего некоторые подростки могут решиться на употребление, правонарушение, самоубийство, выражая таким образом протест против бездушия и безразличия со стороны взрослых. Воспитываясь в таких семьях, дети становятся озлобленными, ожесточенными, агрессивными с чувством ненависти к людям и зависти к обеспеченным подросткам, которые воспитываются в здоровых семьях, что может явиться мотивом «подсадить» на наркотик и вовлечь в употребление подростка из положительной семьи.
«Внешне благополучная семья». В таких семьях дети воспитываются в атмосфере полного достатка и удовлетворения любых желаний, могут быть «кумиром семьи». Чаще всего, употребление совершается ради развлечения, то есть в связи с безответственностью и вседозволенностью, это своего рода самодовольный «недоросль». Родители стремятся выполнять любую его прихоть, проявляя, таким образом, чувство любви, не осознавая крайность негативного влияния на развитие и воспитание личности.
Авторы статьи (публикуется в сокращении): Раиса ЖУЛЬМИНА, Ирина ТУР.