Необучаемых детей нет?
Конечно, позицию родителей понять можно: коррекционная специализированная школа – это для мам и пап как печать на всю жизнь. Значит, не будет аттестата «нормальной» школы, не будет высшего образования, да и на семью будут посматривать искоса – все-таки люди у нас еще не научились относиться с состраданием и пониманием к семьям, где воспитываются «не такие» дети.
Почему это происходит
Родители часто считают, что ребенок отстает в учебе из-за невнимательности или лени. И лишь после комплексного обследования обнаруживают расстройства, вызвавшие нарушения слухового восприятия, разговора, чтения, письма, логики или математических способностей. Педиатр Светлана Софронова говорит, что причины этому могут быть разные – наследственность, употребление спиртного или наркотиков во время беременности, прием препаратов от аллергии, конвульсий и астмы, транквилизаторов. Антонина Кычкина, директор пятой школы, комментирует: к отставанию может привести и психологическая травма в младших классах, если учитель агрессивно относится к ребенку, а родители слишком требовательны к результатам учебы. В старших классах в период полового созревания патологию могут вызвать сильные переживания - неудачная любовь или смерть близких.
Один из самых распространенных видов необучаемости — неспособность к чтению, или дислексия, возникает из-за поражения левого полушария мозга, отвечающего за речевые функции. Причина ее в сложностях с восприятием речи, трудности же с чтением мешают сосредоточиться на смысле слова. Параллельно появляются проблемы с запоминанием букв, слов, фраз, имен, дат, телефонных номеров, адресов и другой механически усваиваемой информации. Помимо этого, ребенок может не воспринимать слова на слух, к примеру, путать «кот» и «рот», особенно в шумной обстановке, и не понимать, что от него хотят. Ему трудно запомнить математические понятия и различать цифры, например 20 и 30, разбираться в последовательности действий в задачах.
Неадекватные поведенческие реакции, проблемы в обучении объясняются нарушениями в правом полушарии мозга: именно оно отвечает за обработку несловесной информации, пространственное воображение, зрительное восприятие объектов.
Диагноз: одиночество
Психолог Светлана Заболотняя отмечает, что такие дети с подобной патологией долго не могут научиться завязывать шнурки, держать карандаш, ловить мяч, ездить на велосипеде, собирать пазлы... В математике им сложно постичь способы решения задач, но при этом они могут механически запоминать текст, распознавать слова на слух и правильно их писать. Такой ребенок часто одинок и почти ни с кем не общается, продолжает психолог.
- Он не всегда понимает шутки, правила игры, намерения других людей и общепринятые нормы поведения. В дальнейшем этот человек не задумывается о будущем и не может реально оценить свои сильные и слабые стороны. Он импульсивен, неправильно истолковывает жесты, не способен представить перспективы других. Но диагноз «необучаемость» ставится только после анализа истории развития малыша, его поведения, успехов в учебе и результатов тестирований уровня интеллекта. Причем ребенка должны обследовать одновременно педагоги и медики. Но часто медкомиссия не учитывает, что в домашней обстановке ребенок ведет себя иначе, чем на приеме у врачей. В результате медики утверждают, что его учить невозможно, направляют в специнтернат, где назначают успокоительные.
Как помочь?
Если ребенку поставили диагноз «необучаемость», это ничего не говорит о его умственных способностях. По сути, интеллект ребенка в этом случае может быть даже выше среднего. При этом ребенок не отличается от сверстников, просто он не владеет определенными навыками, необходимыми для успеха в школе. Очень важно понимать это и не внушать ребенку мыслей о его неполноценности, чтобы он вырос успешным и уверенным в себе. И не стоит сразу хвататься за лекарства, потому что медикаментозное лечение совершенно бесполезно при коррекции необучаемости. Заметное улучшение дают только родительское внимание и специальное обучение, адаптированное к потребностям и способностям ребенка.
В большинстве развитых стран работают государственные школы для детей с подобными расстройствами. В некоторых школах существуют специальные программы обучения для плохо- и необучаемых детей. Эти программы разработаны с учетом вида необучаемости, которым страдает ребенок. Со временем ребенок может преодолеть свои недостатки, догнать сверстников и приобрести необходимые навыки.
Равные возможности для всех
«Необучаемых детей нет!» - это категоричное мнение принадлежит Антонине Кычкиной. «Каждый ребенок имеет право на образование, в жизни каждого ребенка должна быть школа. И наша с коллегами основная задача - создать условия для того, чтобы каждый ребенок мог учиться, а семья такого ребенка не замкнулась в своих проблемах, а вела полноценную жизнь. Наша задача помочь им в этом". Школа, по ее мнению, постепенно должна переходить на индивидуальные учебные планы, чтобы развивать детей, которые имеют выдающиеся способности, и поддерживать учеников, которые испытывают трудности в учебном процессе.
- Эти дети должны адаптироваться, жить и учиться среди обычных школьников. Это так называемое инклюзивное образование, внедрение в обычную среду, чтобы и те, и другие чувствовали себя на равных.
- Каким образом?
- Сейчас таким деткам идут навстречу и делают послабления. Если у ребенка есть справка, заключение медико-психолого-педагогической комиссии, этого родителям не нужно бояться. Если у ребенка есть проблемы в обучении – ребенок в этом не виноват. Он должен быть подготовлен к дальнейшей жизни, и школа, вместе с родителями, должны дать хороший старт.
Если такая справка у ребенка есть, учитель имеет полное право поставить тройку вместо двойки. И поощрять за малейшее продвижение, за самый маленький успех. Об этой справке может никто не знать, кроме ведущего учителя и директора школы. Еще могут быть в курсе социальный педагог и психолог. Дело в том, что наличие справки дает возможность таким детям сдавать экзамены в традиционной форме.
- Это же хорошо? И я понимаю учителя, который тревожится, если у ребенка есть в обучении проблемы. Это, может быть, необязательно связано со здоровьем ребенка, а скорей с условиями его развития... Тревогу учителя понять можно: если такой ребенок, у которого нет заключения комиссии, не сдаст ЕГЭ или ГИА, учитель автоматически попадает в «список неблагонадежных». А сейчас есть возможность такого ребенка спокойно довести до 9 класса, дать ему возможность сдать экзамены в традиционной форме, тем более, что сейчас в условиях поступления в начальное и среднее профессиональное учебное заведение не требуется свидетельство ГИА – достаточно аттестата о неполном среднем образовании и собеседования. Это и называется: «равные возможности»
Заключение медико-психолого-педагогической комиссии дается во благо ребенка, уверена Антонина Анатольевна. Чтобы ему помочь. Ведь существуют разные подходы, и это хорошо, так и должно быть. Все-таки есть еще серьезные особенности, личностные, и одному подходит одна система, другому - другая. По поводу того, что такие дети учатся в массовой школе: дело не в детях, а в педагогах и родителях обычных детей.
«Необучаемые» или «нелюбимые»?
Родители тоже по-разному относятся к своим детям. Есть те, что с рождения с детьми занимаются, в развивающие игры играют, в гости к таким же карапузам ходят, чтобы ребенок к коллективу привыкал – ведь для чего декрет по сути? Не телевизор же смотреть! А есть родители, которые умыли-накормили и искренне считают, что они сделали для своего ребенка все, что ему нужно. И никакими силами их не переубедить. Есть родители, которые ребенка за четверку ругают. Есть родители, для которых оценки ребенка в школе - не главное, они его и так любят, и если он чего-то не понимает - стараются помочь. Считают, что если у него что-то не выходит, то значит, это не его направление, ведь каждый ребенок по-своему талантлив. Даже аутисты и дети с синдромом Дауна могут великолепно рисовать, петь, танцевать. И при этом с трудом пробираться сквозь дебри математических формул и синтаксиса.
Одни дети усваивают таблицу умножения в 5 лет, другие в 10. Одни умеют вышивать крестиком великолепные картины, другие нитку в иголку не умеют вставить. Одни бегают 100-метровку за 9 секунд, другие на 10 км рекорды устанавливают. Все обучаемы, только у каждого свои способности. Многими детьми просто не занимаются, но не в начальной школе, а от рождения. Как часто вы видите, как молодая мама идет и разговаривает с маленьким ребенком: «А вон ворона полетела, как она разговаривает? А вот цветочек растет, а какого он цвета?» Чаще всего мама либо орет на ребенка благим матом, либо не обращает внимания на маленького почемучку. Может, именно отсюда берутся так называемые «необучаемые» дети? Они просто не понимают, что это такое, когда им дают полезную информацию, не приучили их впитывать в себя... А ребенка воспитывать нужно еще в утробе. Разговаривать с ним и, конечно, любить. Может быть, правильнее сказать «нелюбимые» дети, а не «необучаемые»?