Нестандартный стандарт
А как же Пушкин и Ахматова, логарифмы и валентные числа? Старшеклассник теперь будет решать сам, в каком объеме ему изучать русскую литературу и математику. Захочет – углубленно, не захочет – на базовом уровне. Противники новых стандартов считают, что с таким подходом к образованию мы вырастим поколение недоучек, по мнению же сторонников нововведения, спор вокруг новых образовательных стандартов для старших классов вызван их неверным толкованием.
За разъяснениями, как правильно толковать проект ФГОС общего образования для старших классов, мы обратились к члену Координационного Совета по введению ФГОС при Департаменте общего образования Министерства образования и науки РФ, руководителю отдела общего образования Министерства образования РС(Я) Наталье Ситниковой.
Выбор уровня
- Наталья Васильевна, какой у новых стандартов главный принцип?
- Проект федерального образовательного стандарта для старшеклассников, разработанный ИСИО РАН, принципиально меняет подход к обучению в старшей школе. Главный принцип – возможность выбирать, какие предметы ученик 10 и 11 класса будет изучать на минимальном уровне (интегрированный курс), а какие – более серьезно и основательно (базовый или профильный уровень). Уровень влияет на количество часов, отводимых на изучение предмета.
- И сколько часов предполагается отвести на изучение, скажем, необязательного русского языка?
- Это будет решать сам ученик. Примерно столько, сколько и сейчас.
- То есть, если, допустим, школьник - «технарь», то русский он может и не выбрать?
- Русский язык останется обязательным предметом для всех российских старшеклассников. Дети обязаны выбрать по одному предмету из шести предметных областей.
Всего ребятам предстоит вы- брать 9-10 предметов: не менее трех-четырех на профильном уровне, остальные – на базовом. Русский язык и литература на базовом или углубленном уровне обучения должны присутствовать у каждого ребенка. Просто ученику дается право самостоятельно выбрать, на каком уровне ему этот предмет изучать – профильном или интегрированном. Если на профильном, то, соответственно, ему по плану преподается больше часов, на интегрированном – меньше. Но это не означает, еще раз повторюсь, что он не будет изучать русский язык и литературу. Ребенок выбирает не предмет, а уровень.
- А что с родным языком? Он же попал в группу с русским языком и литературой. Это означает, что теперь ученики национальных школ могут и не выбрать якутский язык?
- Если ученик обучается в школе с родным якутским языком, то он будет изучать родной язык обязательно, но право выбора уровня изучения остается за ним. Я думаю, что и русский язык, и родной язык, и иностранный язык будут присутствовать в учебном плане школ. Умение общаться на разных языках – это одно из требований к результатам обучения в школе.
60% свободы на 40% без вариаций
- Каково соотношение обязательных предметов и необязательных?
- Школьник самостоятельно выбирает 60% содержания своего образования, а 40% остаются на ОБЖ, Россию в мире и физкультуру.
Слово «необязательный» в этом случае звучит некорректно. Как я уже отметила ранее, здесь уместнее выразиться «предметы для интегрированного или профильного (базового) уровня». Также есть три предмета, для которых вариации будут невозможны. Это курс «Россия в мире», ОБЖ и физкультура. Они будут обязательными для всех. Таким образом, у ребенка будет больше возможностей, чтобы более эффективно использовать время. У учеников останется время на подготовку самостоятельного исследовательского проекта, что также станет обязательной частью обучения в старшей школе.
- Исследовательские проекты. Если я правильно вас понимаю, в этом и заключается еще одна новизна, простите за тавтологию, новых стандартов?
- Действительно, новые стандарты ориентированы на практику – на освоение навыков, которые ребенок может применить в проектах. Например, ребенок изучает проблему загрязнения озера Сайсары. И он должен при разрешении проблемы на практике применить знания, полученные в процессе обучения: каков химический состав воды, какие экологические мероприятия смогут помочь очистить озеро. То есть школьник должен уметь объединять полученные фундаментальные знания и навыки для получения практического эффекта.
Вторая новизна – об этом мы уже поговорили – это введение профильного уровня.
Первичный интерес
- Конечно, каждый учитель считает, что его предмет самый важный. Раньше ориентировались на учителя, теперь в первую очередь учитываются интересы ребенка, его профессиональная ориентация и потребности. Раньше как было? Если химик сильный, то открывали химический профиль, если физик хороший, то физический класс. Теперь для каждого ребенка будет составлен индивидуальный план. Профилей будет столько, сколько детей. Если один предмет не будет вообще выбран, то, по всей видимости, преподаватель будет получать лишь какой-то базовый оклад. Такой подход, конечно, некоторых учителей не удовлетворяет. Это является одним из непроработанных мест в проекте ФГОС, оплата труда не должна зависеть от количества часов.
- Возникают вопросы и по поводу ЕГЭ: если учащийся выбрал гуманитарный профиль, а математику изучал по минимуму, то каким образом ему сдавать единый экзамен? Ведь математика и русский остаются обязательными для всех выпускников.
- Действительно, сейчас дети, ориентированные на гуманитарные предметы, сдают математику в таком же объеме, как и выпускники физико-математических школ. К тем и другим предъявляются одинаковые требования.
По замыслу разработчиков, ЕГЭ будет приводиться в соответствие с новыми стандартами. Не ЕГЭ первично, а стандарт. Так что единый экзамен будет также претерпевать изменения.
Желающие есть
- Как школы республики отнеслись к новациям?
- Сейчас идет обсуждение новых стандартов в школах. Есть школы, которые изъявили желание принять участие в апробации. Это школы N№33, 23 Якутска, Якутская национальная гимназия, школы в г.Нерюнгри, с. Намцы, в Усть-Алданском улусе.
К 2015 году должен быть утвержден стандарт старшей школы, к этому времени мы должны будет приступить к поэтапному внедрению стандартов.
Хочу отметить, что целью стандарта является формирование личности успешного выпускника, гражданина России. И мы, прежде всего, при обсуждении новых ФГОС должны говорить о личности ученика, а не о предмете.