Николай Ксенофонтов: «Марху надо обеспечить водой»
«ЖИВУ ЗДЕСЬ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ»
– Мы уже знакомы с вами со времен вашей работы в отделе транспорта мэрии. Как это случилось: сначала автобусы и вдруг – Марха?
– Самый важный момент – я родился в Мархе. Окончил первую СОШ, и по сей день тут живу. На тот момент, когда пришла информация о предстоящем конкурсе, я уже второй год работал в отделе транспорта. Подумал: «Почему бы и нет?». Мне 32 года. Все сознательные годы был свидетелем, что тут происходило, и как менялся микрорайон. Меня это не устраивало. Вот причины того что, как я решил попробовать себя в конкурсе на главу округа. Может, у меня что-то получится.
Было объявлено три основных этапа. Сначала нужно было собрать определенный перечень документов, пройти медкомиссию и подать их в управление кадров. После проверки на соответствие всей кипы началось тестирование на знание законодательства, затем проводилось собеседование. Комиссия встречалась с кандидатом, задавала вопросы. Они ставили задачи и требовали решения, выясняли цели и мотивы респондента. Третьим, заключительным этапом была встреча с населением. На итоговом этапе жители микрорайона в режиме «вопрос-ответ» задавали интересующие вопросы. Изначально подали заявки одиннадцать человек. До третьего этапа дошли всего трое. Кто-то не прошел тестирование, другой – собеседование и прочее... В итоге я получил в эту должность.
– Не давит? Это ведь большая ответственность быть главой микрорайона.
– В принципе, нет. Меня все знают с детства. Иногда даже помогают. Вот у нас был норматив по посадке деревьев. Нужно было посадить порядка 25 тысяч цветов и 400 саженцев. Население нам в этом плане очень помогло. Ждем осени, чтобы оставшиеся 200 саженцев посадить. Проблема – сложно с поливами. Если взять другие округа, то все у них происходит за счет субсидий организаций, им не нужно, как нам, думать, откуда брать воду, проводить отведение. Мы же сами выбираемся из ситуации. Нас в администрации всего тринадцать человек. Чтобы вы оценили масштабы, население Мархи примерно, 25 тысяч человек. Стараемся всё решать вместе.
– А как оказались в мэрии?
– Я пришел работать в отдел транспорта в январе 2018 года. До этого работал в Управлении государственного автодорожного надзора по республике (ведущим специалистом-экспертом отдела автотранспортного надзора. – Ю.Б.). Не ощутив перспективы карьерного роста, я перешел работать в мэрию.
– А кем мечтали стать?
– Всегда хотел стать водителем. У меня автотранспортное образование. Сначала окончил СибАДИ, Сибирскую автомобильно-дорожную академию (ныне университет. – Ю.Б.). Потом учился в Российском университете туризма и сервиса по специализации «Автосервис».
«МАРХА ОТНОСИТСЯ К ЯКУТСКУ»
– Насколько изменилась Марха?
– Когда я учился в школе, у нас летом было принято трудоустраиваться в администрацию тогда еще поселка Марха. Прежнее руководство – я до сих пор помню главу Геннадия Александровича Савочкина – охотно брало на работу школьников. Выдавали нам всем зарплату как за неполный рабочий день на время летних каникул. В обязанности входили работы по благоустройству. То есть где-нибудь покрасить, бабушкам и дедушкам помочь. Еще тогда я начал обращать внимание на эту сферу.
У нас был свой бригадир дядя Сережа, кстати, до сих пор в Мархе живет. Он занимался системой водоотведения. Эта проблема в Мархе стоит испокон веков. И ничего не меняется. Принимались и принимаются только примитивные меры – оснащение лотков. Если честно, все эти каналы как пять пальцев свои знаю и помню. Где-то они еще есть и работают. Буквально на этой неделе, пока шли ливневые дожди (дата разговора. – 12.07.), мы попробовали возобновить проект. Чуть поэкспериментировали с улицей Лесная, провели работы с лотками в земляном варианте. Результаты налицо – дорога сухая, вода ушла практически сразу. В этом направлении и будем двигаться. В планах – работы на Кирзаводе.
– Ничего себе! Поделитесь другими планами?
– Недавно прошло совещание по водоснабжению, планируем подключиться к федеральной программе и провести водоснабжение. Сколько живу, столько сидим без воды! Раньше мы были поселком, но с тех пор, как нас присоединили к Якутску, мы стали микрорайоном городского округа. И вкупе эти проблемы превращаются в еще более глобальные.
– Какие же?
– Марха делится на несколько районов: Большая и Малая Марха, Кирзавод, поселок Газовиков (Газпром) и Племобъединение – в народе Племка. Как ни странно, Марха до сих пор не застроена, хотя есть обширные территории. Интерес для застройщика представляют улица Газовиков и Маганский тракт, 2 км. Причина очень проста: там проведены центральное водоснабжение и канализация. И микрорайон сейчас привлекателен только там, где есть всё необходимое. В других же районах – перспективы нет... Есть, конечно, пара каменных домов в центре. Но тем не менее ситуация остается таковой.
В планах не знаю еще, правда, каким образом мы этого добьемся мы хотим претворить очень интересный проект. Сегодня я общался с Водоканалом: они предлагают полностью «закольцевать» Марху — вплоть до того, чтобы даже в Сатале была возможность получить воду. И не простую, воду а питьевую.
– Цифры уже известны?
– Для обеспечения центральным водоснабжением микрорайона нужно протянуть в общем 28 километров. Это будет круг, и на потребуется порядка 420 миллионов рублей. Помимо этого, учитываются инженерные решения – нужно строить насосные станции, которые будут распределять напор с водозабора. Это ориентировочно дополнительно 800 миллионов рублей. Грубо говоря, нужно 1,2 миллиарда рублей. Это не считая затрат на канализацию. Цифры, конечно, огромные, учитывая то, что в этом году на весь Якутск выделено в общем 1,5 миллиарда на ремонт дорог.
Сейчас у нас идет реализация обеспечения питьевой водой жителей улиц Заводская, Экспериментальная и Мелиораторов. Питьевая вода поступает по сетям Водоканала до пункта распределения теплоэнергии, потом идет параллельно с тепловыми сетями по многоквартирным домам. При этом есть возможность подключения частных домов. Все происходит в тестовом режиме. Если в следующем году все будет стабильно, то мы подготовим заявку. Таким образом, Кирзавод стал бы полностью оснащенным, после чего мы бы обратили внимание и силы на остальные районы. Если проблемы разрешатся, то и застройщик заинтересуется, значит, будет развитие территорий.
ДОРОЖНЫЙ ВОПРОС
– Дороги в Мархе оставляют желать лучшего. Когда планируется ремонт?
– Благодаря национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» некоторые субъекты в Мархе находятся в плане. Но работа там ведется в комплексе. То есть нужно ждать, пока не подойдет очередь. В этом году отремонтируют улицу Экспериментальная. Одна из крупных проблем – отсутствие уличного освещения. В рамках федеральной программы предусмотрено всё помимо асфальтирования. Что радует: туда входит установка уличного освещения, тротуаров. Но у нас 70 с лишним километров грунтовых дорог, тут работы еще непочатый край. Надо работать и работать, вкладывать и вкладывать. Не знаю, сколько лет на это уйдет, ранее средств на такие работы не было.
2020 год – капитальный ремонт улицы Мархинская.
2021 год – капитальный ремонт улиц Есенина, Якова Петерса (до СИЗО), Интернациональная и Советская.
2022 год – капитальный ремонт улицы Олега Кошевого.
– Улица Советская в ужасном состоянии...
– Она была проложена почти век назад, в 1921 году. И, по моим данным, с тех пор ее ни разу не ремонтировали. Она также включена в план, но работы начнутся только через два года. Сейчас Советскую остается только грейдировать и подравнивать. Помимо нее в Мархе куча улиц в убитом состоянии. К примеру, Намская, Алданская. Хочется, чтобы капремонт улицы Советская перенесли, но это очень сложно. Список всех улиц регионов уже утвержден Минтрансом России. Нужно резкое обоснование, чтобы изменить очередность на ближайшее время. Будем надеяться, что время пролетит быстро.
Блиц-опрос
– Что скажете насчет спорта? Три года назад в Мархе сгорел Центр «Пульс».
– Жители хотели отстроить «Пульс» заново на том же самом месте. Многим детям тяжело ездить в город, чтобы заниматься спортом. Но застройки в ближайшем времени не будет. Планируется в рамках сотрудничества нашей республики и ПАО «Газпром» строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейнами для взрослых и детей и ледовым катком. Построен он будет на Маганском тракте, где есть водоснабжение, канализация. Как я раньше говорил, для застройки интересен район с развитыми коммуникациями.
– Якутск тонет в мусоре. Как обстоят дела у вас? Практически у каждого дома должен быть контейнер.
– В частном секторе предусмотрены общественные санитарные точки: Маганский тракт, Малая Марха и Намский тракт. Были зафиксированы проблемы с января. Сейчас же ситуация стала исправляться, мастер регионального оператора стабильно работает. Есть пробелы, техники иногда не хватает. Бывает, что невозможно оперативно вывезти крупногабаритный мусор (шифер, рамы, бочки). Нужно ждать спецтранспорт, который его заберет. А это, в свою очередь, требует времени. По два-три дня.
– Не могу не спросить про свинокомплекс «Сибирь». Поступают ли жалобы?
– Да, поступали. Все жалобы мы направили в Якутский комитет охраны природы. Это не входит в наши полномочия, и мы не имеем права проводить экспертизы. Также в курсе, что Роспотребнадзор выезжал туда на проверку, но ничего не нашел. Я сам туда часто заезжаю, покупаю их товар. После установки комплекса запах стал намного «тише».
– В Мархе часто происходят пожары. Как работаете по профилактике?
– Пожары у нас, в основном, фиксируются в частном секторе. Причины бывают разные: и халатность самих жителей, и технические. В этом направлении ведется профилактическая работа. Проводим учебные занятия по гражданской обороне. Есть все конспекты, видеоматериалы, даже свой учебный класс при администрации. Сюда может приходить любой желающий. Инспектор пожарной части проводит инструктажи. Вместе с Минэкологии мы организовывали субботники, где говорили о поведении в чрезвычайной ситуации.
– Как вы отдыхаете?
– Каждый мужчина в Якутии – охотник. Это, наверное, у нас в крови. Люблю охоту и рыбалку. Езжу нечасто – весной и осенью. Порыбачить ездим недалеко. Главное, спиннинг в руки и машина, чтобы ехать на Лену. На охоту мы обычно ездим в близлежащие районы – Усть-Алданский или за Маган. Весной, как правило, выходим на утку, с осени – пернатая дичь (глухари, тетерева).
– Нечасто, значит, ездите.
– Сезон охоты у нас короткий. На копытных открывается с октября. Один раз ездили Мегино-Кангаласский район, были в Намском. Сейчас еще неизвестно куда попадет лицензия. Однажды нам попался Кобяйский район. Едва доехали, постреляли чуток и еле вернулись оттуда. А как-то досталась нам всего одна лицензия на косулю. Одна! На целую толпу! Споры или на кого оформлять. Потом все-таки разобрались.
Дни приема главы Мархинской администрации:
В понедельник: с 15.00 до 18.00.
Телефон 20-43-33.
Фото героя материала