Ньургун Мандаров: "Не хочу быть супербандитом"
Ньургун Мандаров – сценомашинист Саха театра, человек, сыгравший главную роль в фильме Сергея Потапова «Покуда дует ветер» («Тыал баарын тухары») и роль председателя в новом якутском фильме «Герои». Человек, который доказал, что нет ничего невозможного, что даже простой рабочий сцены может осуществить свою давнюю мечту!
По слегка освещенному коридору театра я следую за крепкой, плечистой фигурой. Минуя гримерные комнаты артистов, он поворачивает направо и идет вглубь, за сцену, где в самом конце находится кабинет с табличкой «комната сценомашинистов».
В небольшой комнате стоит стол, чайник, телевизор и железные кабинки для верхней одежды. Он просит располагаться и убавляет громкость телевизора. Поначалу я не думал задавать своему герою вопросы о его биографии, но подумал, что людям будет все-таки интересно узнать, да и мне не все известно. Так, что начал нехитро…
Простой якутский парень
- Ньургун, откуда ты родом?
- Я родился в Вилюйске, в селе Хампа. Там я вырос, там же в 1996 году окончил школу. Если говорить про детство, то у меня впечатления остались хорошие. Мы с одноклассниками были как семья, всегда все держались друг за друга. И тогда держались, и сейчас тесно общаемся. Если у кого праздник или еще что, всегда собираемся, договариваемся, все делаем дружно. Сейчас мы все повзрослели, все работают, кто здесь, кто там. Вообще, самое главное, что я понял в школьное время, коллектив – это сила! Если вы сплочены, никто не сможет вас победить. После школы поступил в педагогическое училище. Там, кстати, тоже был хороший коллектив, тоже все делали совместно, я там вечно был старостой (смеется). Окончив училище, год работал в родной деревне учителем. И вот приехал в Якутск. Сейчас вот, работаю. Так что все отлично!
- В детстве, наверно, ходил на какие-то кружки. Зачатки будущего артиста откуда появились?
- Ну да, искусство мне всегда было близко. Занимался в художественной школе. Мы как-то раз даже ездили на Аляску. Я нарисовал плакат, и мы заняли третье или четвертое место, не помню, в советское время это было. В начальных классах сыграл Али-бабу. Это было какое-то районное мероприятие, и вот мне дали эту роль.
Что еще было в детстве примечательное? Помню свою первую утку (смеется).
- О! Что для мужчины может быть лучше утиной охоты?!
- Вот, вот. Когда природа вокруг, ты сидишь в тишине и ждешь, и кто-то прошепчет: «Вон, утки летят, смотри!» Для якутского мужика, согласен, охота - это все! В первый раз, как помню, это было в первом классе, отец меня с собой взял. Мне дали ружье 16 калибра, патроны и сказали стрелять, если увижу утку. Це-елый день сидели, помню, ни одной дичи, уже солнце садится, я устал, но все равно надеюсь, что мне должно повезти. И тут, наконец, прилетают несколько уток и садятся на воду. Я, как мог, прицелился и стрельнул один раз. Все улетели, осталась только одна. Пришли отец с мужиками, спрашивают: «Кого стрелял?» Я говорю: «Вроде попал». Пошел проверил. Оказалось, подбил чирка. Я был ужасно горд собой, адреналин, все такое. И отец тогда сказал: «Молодец!».
Искусство сценомашиниста
- Расскажи про свою основную работу – сценомашиниста.
- Я в Саха театре с 2001 года работаю, потом отлучался на несколько лет, были обстоятельства. Сценомашинист - это на самом деле очень интересная работа. Искусство делается на твоих глазах и с твоей помощью. Мы же на сцене находимся постоянно: заносятся стулья, двигаются декорации, опускаются задники и т.д. И это очень интересно. Ты видишь, как работают артисты, вместе с ними вникаешь в суть происходящего. Если какие-то неполадки или технические моменты, все решается вместе, подходишь к режиссеру и советуешься, что да как сделать.
- Значит, вы от начала до конца присутствуете при рождении спектакля?
- Да, конечно. Например, если показ через неделю, то уже сегодня все должно быть выверено до мелочей, запинки недопустимы. Если приходят новички, то мы их учим что надо делать, как следить за репликами артистов, чтобы все было четко и вовремя. Но, понимаешь, театр - коллективное искусство, и здесь не только мы, но еще и столяры, помощники режиссера, художники, костюмеры, свет, звук и т.д. И когда спектакль заканчивается, ты слышишь, стоя за кулисами, что люди аплодируют, чувствуешь, что тоже принял в этом непосредственное участие.
Через тернии к звездам
- Как получилось, что именно ты сыграл главную роль в фильме Сергея Потапова, а не профессиональный артист?
- Ну, как… Сергея Потапова-то я знаю в принципе уже не один год. Работали, общались. А однажды он заглянул в эту комнату, подозвал меня и говорит: «В кино не хочешь сняться?» Ну, я-то что. Моя же мечта! Это же войдет в историю! Я и согласился. Тогда он мне не сказал, что это будет за роль, и кого я буду играть…
- Думал, что эпизодическая роль будет?
- Да нет, вообще об этом не думал, эпизод не эпизод. А позже, когда у него в кабинете сидели, он мне все объяснил, сказал, что главная роль, такая-то история и т.д. И спрашивает: «Согласен?» А я не мог отказаться, обещание же дал, поэтому ответил: «Э, хорошо!».
- И каково это в одночасье стать артистом и выйти на съемочную площадку?
- Неожиданно, конечно, все это. Сначала волосы обесцвечивали, чтобы белые были, линзы пробовал одевать. По приезду на место я первые три дня не снимался, работали над массовкой. А затем уже начали со мной снимать. И первое, что я понял, – нельзя смотреть на камеру. Сначала было непривычно, все равно поглядывал, но все понимали, что я впервые снимаюсь, но потом уже сам привык. Знаешь, постепенно ты входишь в роль, начинаешь жить судьбой, жизнью, описанной в сценарии. И сам уже думаешь, как будет лучше, может, так сделать, советуешься с режиссером. Вообще мне очень понравилось, как мы работали: сплоченно.
- А что ты почувствовал, когда увидел готовый материал?
- (смеется) Я испугался, смотрел одним глазом, еще и экран такой большой. Фильм мне очень понравился, хорошо поработали. После премьеры Потапов спросил меня: «Ты увидел свои ошибки?» Я ответил: «Да, увидел». И теперь, на будущее, я понял, что и как делать, чтобы на экране все смотрелось нормально. Все-таки появился какой-то опыт. Вообще, я думаю, все зависит от режиссера, и в театре, и в кино. Если режиссер хороший, тогда все будет отлично!
Злой снаружи, добрый внутри
- Ты снялся уже в своем втором фильме «Герои», сыграл эпизодическую роль плохого босса. Не думаешь, что после этого тебя начнут приглашать только в амплуа злодея?
- Не знаю. Но я-то другой, по-другому мыслю, не как киногерой. И эта роль злодея была первой, поэтому не думаю, что сразу все станут мне предлагать сыграть злодеев. Когда предложили в «Героях» сыграть, я согласился, почему бы и нет. Снимался в этом фильме всего два дня: один день в помещении, другой на улице. По два-три часа. Все, говорю же, зависит от режиссера, как он скажет, от этого и зависит длительность съемок.
- Скажи, а сам ты какую роль бы хотел сыграть? Твой идеальный герой?
- Простого человека. Да. Я бы хотел сыграть простого человека, можно даже из моей жизни отрывки взять. Не супергероя, не супербандита, а простого… простую историю рассказать.
- Звездная болезнь была?
- Я не считаю, что вообще есть такая болезнь. Существуют такие понятие, как «имя», «образ», который артисты создают. Вот это тяжело. Всю жизнь нести образ одного героя, думаю, эта ноша не по всем. Это, должно быть, очень трудно.
- Тебя узнают на улицах?
- Да, бывает, узнают. Подходят, просят сфотографироваться. Общаемся. И я нормально к этому отношусь. Спокойно, как должно быть. После «Героев» люди тоже начали узнавать меня как председателя, о, смотри, говорят, председатель идет (смеется).
- Ньургун, твоя основная работа - сценомашинист, но если вдруг тебя позовут сниматься в каком-нибудь фильме прямо посреди театрального сезона, пойдешь?
- Нет. Потому что мне важнее работа, а кино - это же хобби. Для съемок время нужно, если есть, то пожалуйста. Понимаешь, я ведь вечно артистом не смогу быть. Так что буду работать. Как говорится, работа – счастье, работа человека красит.
- В фильме «Покуда дует ветер» ты сыграл человека, влюбленного в девушку, которая, по словам Сергея Потапова, есть совершенство. А для тебя что значат совершенство и любовь?
- Для меня… совершенство - это приход весны, лета, осени и зимы. Природа – вот, что совершенно для меня. Это вечно. Знаешь, тут в городе звезд не видно, а для меня звезды – это вечность. А насчет любви, я верю в любовь, она есть. Троя пала ведь из-за Елены Прекрасной, из-за любви получается. Вот. Так что любовь есть…