10.11.2009 | 10:36

Объядинятся ли таксисты?

Буквально до февраля этого года, до момента выхода Приказа Минтранса «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», деятельность такси никак не регламентировалось.
Объядинятся ли таксисты?
Автор: EXO-YKT

Так что любой, кто посадил к себе в машину пассажира за деньги, мог назваться таксистом. При этом лицензирование в сфере таксомоторных перевозок отменено еще четыре года назад. Цели преследовались благие – снять административные барьеры на пути малого бизнеса. Таким образом, если раньше деятельность такси подвергалась хоть какому-то контролю, то сейчас приходится полагаться лишь на сознательность руководителей таксомоторных служб и самих таксистов.

Администрация Якутска еще год назад пыталась упорядочить службы такси, но, как говорится, не срослось. Сегодня о том, что такси пора призвать к порядку, заговорили с новой силой. Управление предпринимательства, промышленной политики и транспорта подготовило проект положения «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковыми такси всех форм собственности на территории ГО «Город Якутск», параллельно этому делаются попытки создать ассоциацию таксомоторных служб города по примеру некоммерческого партнерства «СоюзАвто», в котором объединились автобусники.

Когда в прошлую пятницу на совещании у I-го заместителя главы Виктора Авксентьева все это озвучили, большинство руководителей таксомоторных служб пожелания администрации города восприняло в штыки. Один из руководителей, пожелавший остаться неизвестным, при беседе с автором материала сказал, что «Мэрия хочет полностью взять под контроль службы такси, самим устанавливать тарифы. Тогда цены на услуги такси вразы повысятся». «Чем нас контролировать, лучше бы дороги нормально ремонтировали. А вообще нам лучше не мешать, а дать спокойно работать», - подытожил он.

Водитель vs пассажир?


Но, что греха таить, нареканий и на самих службы такси предостаточно. Факты говорят сами за себя:
  • По словам Игоря Зубцова, старшего инспектора ГИБДД, во время проведенной на днях спецоперации ГИБДД выявлено, что шесть из десяти случаев нарушений правил дорожного движения допустили именно таксисты.
  • А вот нарушения, зафиксированные во время республиканской операции «Такси»: значительная часть автомобилей-такси эксплуатируется без государственной регистрации, а значит, машины не осмотрены на предмет техбезопасности. Зачастую таксомоторные перевозки как в городах, так и на междугородних маршрутах, осуществляют малоопытные, имеющие «багаж» грубейших нарушений ПДД, водители. Количество ДТП с участием этой категории водителей растет. За время операции выявлено 270 различных нарушений правил со стороны водителей такси. В 21 случае руководство таксомоторных служб занималось незаконным предпринимательством, в 7 случаях возбуждены уголовные дела за оказание услуг, опасных для жизни и здоровья граждан: другими словами, перевозки осуществлялись на технически неисправном транспорте. Почти в 100 случаях пассажиров перевозили на незарегистрированных в установленном порядке либо с просроченными транзитными номерами автомобилях; двое водителей не имели при себе водительских удостоверений; шестеро находились за рулем в нетрезвом состоянии.
  • Нередки случаи обнаружения и таксистов, употребляющих наркотики. Так, в начале года наркополицейские задержали двух таких водителей.
  • Для перевозки пассажиров таксомоторные службы часто нанимают случайных людей. В основном тех, кто не смог найти постоянную работу или просто решил подзаработать в свободное время. В ходе операции «Иностранный водитель», проведенной в начале года, сотрудники Управления Федеральной миграционной службы по РС (Я) отметили среди нарушителей-таксистов в основном граждан, приехавших из Узбекистана, Таджикистана и Армении.
Но это еще не все. Мы не привели здесь жалобы пассажиров такси, так как в большинстве случаев они нигде не регистрируются. Но, как житель города, которому приходится пользоваться услугами такси, могу сказать, что нередки случаи хамского отношения к пассажирам как со стороны водителей, так и диспетчеров. Иногда в салонах бывает до такой степени грязно и накурено, что и садиться туда брезгуешь.

Были случаи, когда машину надо ждать около часа, а если не дождешься и уедешь на другой, то нелицеприятные отзывы в свой адрес со стороны диспетчера обеспечены. А долгая езда по улицам в поисках нужного адреса с неопытным таксистом, а миллионы погибших раньше срока нервных клеток изза какого-нибудь таксиста-лихача? Всего и не перечислишь.

В свою очередь у таксистов также накопилось масса претензий к пассажирам. В основном жалуются на хамское отношение: «Заплатят сто рублей и считают себя хозяевами», «Одна женщина представилась работником налоговой и не захотела платить, так меня обматерила, что мало не показалось», «Заходят в салон с собаками», «Мы же не медвытрезвитель, чтобы доставлять пьяных из ресторанов» и т. д.

К этому добавим и долю риска в их работе. Каждый год бывает по несколько случаев нападения на водителей, а то и убийств.

Для чего нужна ассоциация?


Если положение «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковыми такси всех форм собственности на территории ГО «Город Якутск» будет принято, то на каждый автомобиль, используемый в качестве такси, будет заведена учетная карточка, будет составлен реестр всех служб такси, организованы стоянки таксомоторных служб, машины должны будут оборудовать опознавательным фонарем оранжевого цвета и многое другое. Но, как нам сказала начальник отдела транспорта и связи Надежда Шауфлер, это лишь проект положения, который будет дорабатываться с учетом предложений и пожеланий самих таксистов. И вот как раз для этого и необходимо создать ассоциацию.

Таксисты бывают разные

«Антенщики» - те, кто работает в таксомоторной службе (их узнают по антеннам радиосвязи на авто).
«Бомбилы» — те, кто стоит на вокзалах и в аэропортах и в буквальном смысле слова «бомбят» потребителя высокими ценами.
«Бордюрщики» — таксисты одиночки, работающие от бордюра в местах скоплений людей.
«Огурцы» — изредка выезжающие подзаработать на своих машинах горожане».

Во время встречи с руководителями таксомоторных служб Виктор Авксентьев несколько раз подчеркнул, что Окружная администрация не собирается оказывать давление на внутреннюю работу компаний. «Мы заинтересованы в развитии малого бизнеса в сфере услуг такси, и готовы взаимодействовать с предпринимателями для создания цивилизованного рынка пассажирских перевозок. Нам необходимо совместными усилиями выработать действенный механизм взаимодействия», - сказал Виктор Авксентьев. Далее он продолжил: «Если вы сами не возьмете инициативу в свои руки, то за вас это сделает государство. Тем более что в Госдуме и Ил Тумэне «зреют» проекты, призванные регулировать работу таксомоторных служб».

Создание ассоциации позволит лоббировать интересы ее участников, грамотно координировать деятельность служб такси, эффективно взаимодействовать с Окружной администрацией и другими органами власти, защищать интересы и права, разрешать конфликты, оказывать друг другу своевременную поддержку. Члены ассоциации могут создать единую городскую службу приема заказов такси, которая позволит объединить в единую справочную все такси города.

Нам и так хорошо!


Попытки создать собственную ассоциацию таксистов уже были. Но многие владельцы таксомоторных служб с недоверием относятся на подобное решение, так как считают это посягательством на их права.

Юрий, водитель такси с 25-летним стажем:
– Я раньше более десяти лет работал в государственном такси. Потом, когда система развалилась, подрядился в частную службу, а сейчас решил работать только на себя. Выхожу на дорогу без всяких диспетчеров, рации и нормально себя чувствую, нормально зарабатываю, на хлеб с маслом хватает. Зачем мне платить еще и диспетчеру, бригадиру?
У меня есть постоянное место, где я стою, люди сами подходят, просят подвезти. Отсюда меня никто не гонит, потому что место это я себе наработал. Но я не полезу на Оржанку, там обычно стоят бывшие работники «Сферы» (была такая городская таксомоторная служба – прим. авт.), не поеду в Аэропорт, Манньыаттаах. Там места забиты.
Что касается ассоциации, считаю, она не нужна. Зачем она, только чтобы создать лишние проблемы таксистам? Те, кто нормально работают, они будут и дальше нормально ездить. Порядок надо наводить среди неопытной молодежи.

Кристина Игумнова, директор таксомоторной службы «Столичная»:
– Я зарегистрировала ИП семь лет назад и предоставляю услуги пассажирских перевозок по городу. В службе порядка ста машин. Когда беру на работу водителей, первым делом обращаю внимание на стаж, рекомендации, техническое состояние машины. Текучки среди диспетчеров у нас практически нет, да и водители у нас постоянные.
После совещания в мэрии нахожусь в раздумьях. Я лично не смогла присоединиться ни к тем, кто за создание ассоциации, ни к тем, кто против. С одной стороны, вроде, объединяться надо, но с другой, нет адекватного человека, который бы возглавил союз и взял бы на себя весь груз проблем, связанных с организационными моментами, учитывал бы интересы служб, пассажиров, властей. И при этом не пытался бы преследовать личную выгоду. А те, с кем я беседовала на эту тему (создание ассоциации), категорически против.
Люди еще не осознали четко, что нам даст ассоциация. В администрации говорят, что создадут стоянки такси. К примеру, нашей службе они ни к чему. Наши машины без работы не простаивают, потому на улице и не собираются. Стоянки, наверное, нужны тем, кто стоит в Аэропорту, Манньыаттаахе и в других местах, где в основном работают неорганизованные такси.

Татьяна, директор таксомоторной службы:
– Вы думаете, если мы создадим ассоциацию, дороги в городе лучше станут, или пассажиры начнут к нам лучше относиться? Я считаю, что сначала люди должны научиться пользоваться услугами такси, а то вон, матерят через одного, надо в корне менять менталитет. Но это должны делать не мы, не знаю, может, мэрия. И вообще у нас диспетчерская зарегистрирована, и машин у нас нет.

В одном только Якутске, где проживает четверть миллиона человек, работает более ста частных таксомоторных служб! У нас, потребителей, есть огромный выбор, хочешь такси «Быстрое», а хочешь «Ямакаси». При этом каждая служба такси предоставлена буквально сама себе, их никто не контролирует. По большому счету получается, что весь таксомоторный сегмент в городе - дикий. Так что контроль за качеством оказываемых услуг, тарифной политикой такси, безопасностью перевозимых пассажиров необходим. И если таксисты не хотят, чтобы им навязывали правила игры со стороны, они должны сделать первый шаг.

Новости

Популярное

Евгений Григорьев: «Сохранение школы является приоритетом для нас»
Новости | 1 день назад
Евгений Григорьев: «Сохранение школы является приоритетом для нас»
23 июля состоялась выездная встреча с родительским комитетом МОБУ СОШ №1 с участием руководства республики и города Якутска. На встрече выступила генеральный директор АО «ЯкутПНИИС» Ольга Матвеева с предварительным заключением о техническом состоянии здания школы. В выездной встрече под руководством председателя правительства Республики Саха (Якутия) Андрея Тарасенко приняли участие первый...
Прокурор Якутии посетил Намский район
Новости | 1 день назад
Прокурор Якутии посетил Намский район
Прокурор Якутии Максим ПОПОВ посетил с рабочим визитом Намский район. На территории района расположено 6 населенных пунктов, подверженных угрозе распространения лесных пожаров. С начала пожароопасного зарегистрировано 21 возгорание на площади свыше 2,8 тыс. га. В связи с этим, прокурор республики провел совещание с уполномоченными органами по вопросам организации тушения лесных...
Прокуратура Якутска проводит проверку по факту падения малолетнего ребенка из окна 5 этажа
Новости | 1 день назад
Прокуратура Якутска проводит проверку по факту падения малолетнего ребенка из окна 5 этажа
Прокуратура г. Якутска проводит проверку по факту падения малолетнего ребенка из окна 5 этажа одного из многоквартирных жилых домов, расположенного по ул. Каландаришвили г. Якутска.   На место выехал и.о. прокурора г. Якутска. Девочка госпитализирована в учреждение здравоохранения. В ходе проверки будут установлены причины и обстоятельства произошедшего, дана оценка условиям проживания...
Что делать при смоге?
Новости | 1 день назад
Что делать при смоге?
1. Даже простая марлевая повязка при смоге довольно эффективная защита, но только для взвешенных частиц. Микрочастицы и газы повязка не задерживает, поэтому, если есть возможность не выходить на улицу, лучше остаться дома. Маску желательно смачивать, однако надо понимать, что ношение маски людьми, страдающими легочными заболеваниями, может ухудшить их состояние, так...