Объядинятся ли таксисты?
Так что любой, кто посадил к себе в машину пассажира за деньги, мог назваться таксистом. При этом лицензирование в сфере таксомоторных перевозок отменено еще четыре года назад. Цели преследовались благие – снять административные барьеры на пути малого бизнеса. Таким образом, если раньше деятельность такси подвергалась хоть какому-то контролю, то сейчас приходится полагаться лишь на сознательность руководителей таксомоторных служб и самих таксистов.
Администрация Якутска еще год назад пыталась упорядочить службы такси, но, как говорится, не срослось. Сегодня о том, что такси пора призвать к порядку, заговорили с новой силой. Управление предпринимательства, промышленной политики и транспорта подготовило проект положения «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковыми такси всех форм собственности на территории ГО «Город Якутск», параллельно этому делаются попытки создать ассоциацию таксомоторных служб города по примеру некоммерческого партнерства «СоюзАвто», в котором объединились автобусники.
Когда в прошлую пятницу на совещании у I-го заместителя главы Виктора Авксентьева все это озвучили, большинство руководителей таксомоторных служб пожелания администрации города восприняло в штыки. Один из руководителей, пожелавший остаться неизвестным, при беседе с автором материала сказал, что «Мэрия хочет полностью взять под контроль службы такси, самим устанавливать тарифы. Тогда цены на услуги такси вразы повысятся». «Чем нас контролировать, лучше бы дороги нормально ремонтировали. А вообще нам лучше не мешать, а дать спокойно работать», - подытожил он.
Водитель vs пассажир?
Но, что греха таить, нареканий и на самих службы такси предостаточно. Факты говорят сами за себя:
- По словам Игоря Зубцова, старшего инспектора ГИБДД, во время проведенной на днях спецоперации ГИБДД выявлено, что шесть из десяти случаев нарушений правил дорожного движения допустили именно таксисты.
- А вот нарушения, зафиксированные во время республиканской операции «Такси»: значительная часть автомобилей-такси эксплуатируется без государственной регистрации, а значит, машины не осмотрены на предмет техбезопасности. Зачастую таксомоторные перевозки как в городах, так и на междугородних маршрутах, осуществляют малоопытные, имеющие «багаж» грубейших нарушений ПДД, водители. Количество ДТП с участием этой категории водителей растет. За время операции выявлено 270 различных нарушений правил со стороны водителей такси. В 21 случае руководство таксомоторных служб занималось незаконным предпринимательством, в 7 случаях возбуждены уголовные дела за оказание услуг, опасных для жизни и здоровья граждан: другими словами, перевозки осуществлялись на технически неисправном транспорте. Почти в 100 случаях пассажиров перевозили на незарегистрированных в установленном порядке либо с просроченными транзитными номерами автомобилях; двое водителей не имели при себе водительских удостоверений; шестеро находились за рулем в нетрезвом состоянии.
- Нередки случаи обнаружения и таксистов, употребляющих наркотики. Так, в начале года наркополицейские задержали двух таких водителей.
- Для перевозки пассажиров таксомоторные службы часто нанимают случайных людей. В основном тех, кто не смог найти постоянную работу или просто решил подзаработать в свободное время. В ходе операции «Иностранный водитель», проведенной в начале года, сотрудники Управления Федеральной миграционной службы по РС (Я) отметили среди нарушителей-таксистов в основном граждан, приехавших из Узбекистана, Таджикистана и Армении.
Были случаи, когда машину надо ждать около часа, а если не дождешься и уедешь на другой, то нелицеприятные отзывы в свой адрес со стороны диспетчера обеспечены. А долгая езда по улицам в поисках нужного адреса с неопытным таксистом, а миллионы погибших раньше срока нервных клеток изза какого-нибудь таксиста-лихача? Всего и не перечислишь.
В свою очередь у таксистов также накопилось масса претензий к пассажирам. В основном жалуются на хамское отношение: «Заплатят сто рублей и считают себя хозяевами», «Одна женщина представилась работником налоговой и не захотела платить, так меня обматерила, что мало не показалось», «Заходят в салон с собаками», «Мы же не медвытрезвитель, чтобы доставлять пьяных из ресторанов» и т. д.
К этому добавим и долю риска в их работе. Каждый год бывает по несколько случаев нападения на водителей, а то и убийств.
Для чего нужна ассоциация?
Если положение «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковыми такси всех форм собственности на территории ГО «Город Якутск» будет принято, то на каждый автомобиль, используемый в качестве такси, будет заведена учетная карточка, будет составлен реестр всех служб такси, организованы стоянки таксомоторных служб, машины должны будут оборудовать опознавательным фонарем оранжевого цвета и многое другое. Но, как нам сказала начальник отдела транспорта и связи Надежда Шауфлер, это лишь проект положения, который будет дорабатываться с учетом предложений и пожеланий самих таксистов. И вот как раз для этого и необходимо создать ассоциацию.
Таксисты бывают разные
«Антенщики» - те, кто работает в таксомоторной службе (их узнают по антеннам радиосвязи на авто).
«Бомбилы» — те, кто стоит на вокзалах и в аэропортах и в буквальном смысле слова «бомбят» потребителя высокими ценами.
«Бордюрщики» — таксисты одиночки, работающие от бордюра в местах скоплений людей.
«Огурцы» — изредка выезжающие подзаработать на своих машинах горожане».
Создание ассоциации позволит лоббировать интересы ее участников, грамотно координировать деятельность служб такси, эффективно взаимодействовать с Окружной администрацией и другими органами власти, защищать интересы и права, разрешать конфликты, оказывать друг другу своевременную поддержку. Члены ассоциации могут создать единую городскую службу приема заказов такси, которая позволит объединить в единую справочную все такси города.
Нам и так хорошо!
Попытки создать собственную ассоциацию таксистов уже были. Но многие владельцы таксомоторных служб с недоверием относятся на подобное решение, так как считают это посягательством на их права.
Юрий, водитель такси с 25-летним стажем:
– Я раньше более десяти лет работал в государственном такси. Потом, когда система развалилась, подрядился в частную службу, а сейчас решил работать только на себя. Выхожу на дорогу без всяких диспетчеров, рации и нормально себя чувствую, нормально зарабатываю, на хлеб с маслом хватает. Зачем мне платить еще и диспетчеру, бригадиру?
У меня есть постоянное место, где я стою, люди сами подходят, просят подвезти. Отсюда меня никто не гонит, потому что место это я себе наработал. Но я не полезу на Оржанку, там обычно стоят бывшие работники «Сферы» (была такая городская таксомоторная служба – прим. авт.), не поеду в Аэропорт, Манньыаттаах. Там места забиты.
Что касается ассоциации, считаю, она не нужна. Зачем она, только чтобы создать лишние проблемы таксистам? Те, кто нормально работают, они будут и дальше нормально ездить. Порядок надо наводить среди неопытной молодежи.
Кристина Игумнова, директор таксомоторной службы «Столичная»:
– Я зарегистрировала ИП семь лет назад и предоставляю услуги пассажирских перевозок по городу. В службе порядка ста машин. Когда беру на работу водителей, первым делом обращаю внимание на стаж, рекомендации, техническое состояние машины. Текучки среди диспетчеров у нас практически нет, да и водители у нас постоянные.
После совещания в мэрии нахожусь в раздумьях. Я лично не смогла присоединиться ни к тем, кто за создание ассоциации, ни к тем, кто против. С одной стороны, вроде, объединяться надо, но с другой, нет адекватного человека, который бы возглавил союз и взял бы на себя весь груз проблем, связанных с организационными моментами, учитывал бы интересы служб, пассажиров, властей. И при этом не пытался бы преследовать личную выгоду. А те, с кем я беседовала на эту тему (создание ассоциации), категорически против.
Люди еще не осознали четко, что нам даст ассоциация. В администрации говорят, что создадут стоянки такси. К примеру, нашей службе они ни к чему. Наши машины без работы не простаивают, потому на улице и не собираются. Стоянки, наверное, нужны тем, кто стоит в Аэропорту, Манньыаттаахе и в других местах, где в основном работают неорганизованные такси.
Татьяна, директор таксомоторной службы:
– Вы думаете, если мы создадим ассоциацию, дороги в городе лучше станут, или пассажиры начнут к нам лучше относиться? Я считаю, что сначала люди должны научиться пользоваться услугами такси, а то вон, матерят через одного, надо в корне менять менталитет. Но это должны делать не мы, не знаю, может, мэрия. И вообще у нас диспетчерская зарегистрирована, и машин у нас нет.
В одном только Якутске, где проживает четверть миллиона человек, работает более ста частных таксомоторных служб! У нас, потребителей, есть огромный выбор, хочешь такси «Быстрое», а хочешь «Ямакаси». При этом каждая служба такси предоставлена буквально сама себе, их никто не контролирует. По большому счету получается, что весь таксомоторный сегмент в городе - дикий. Так что контроль за качеством оказываемых услуг, тарифной политикой такси, безопасностью перевозимых пассажиров необходим. И если таксисты не хотят, чтобы им навязывали правила игры со стороны, они должны сделать первый шаг.