ПАРАСКОВЬЯ КОЗЛОВА: «Я ЗНАЛА КТО ТАКИЕ ДЕПУТАТЫ, НО ОКАЗАЛОСЬ ВСЕ ПО-ДРУГОМУ»
— Парасковья Афанасьевна, прежде чем занять депутатское кресло, вы много лет возглавляли администрацию Хатасского наслега. Почему вдруг решили податься в депутаты?
— До моей победы еще не было случая, чтобы кто-то из глав наслегов был избран в ЯГД. Поэтому, когда я решила баллотироваться, все мои коллеги, главы пригородных администраций, были рады, что депутатом станет человек, который знает работу и проблемы пригородов изнутри. Поддерживали меня как могли.
— И как? Надежда, возложенная на вас, оправдалась?
— Я депутат по очень большому округу, куда входят Табага, Владимировка, Хатассы, Пригородное, Птицефабрика и ДСК. Несу ответственность за весь пригород. Думала моих знаний и опыта как главы наслега хватит для работы депутатом, примерно представляла их работу. Но в реальности все оказалось по-другому. Деятельность депутата – общественная работа, которая не оплачивается, все делается на собственном энтузиазме в перерывах между основной работой. По избрании мне пришлось уволиться с прежнего места работы и перейти в ФАПК «Туймаада». Здесь руководители знают ситуацию и идут мне навстречу, разрешают заниматься этой дополнительной нагрузкой, которая отнимает очень много времени. Я вхожу в состав нескольких комиссий окружной администрации и непосредственно возглавляю постоянную комиссию по развитию пригородных территорий и развитию агропромышленного комплекса. Регулярно встречаемся с коллегами, обсуждаем насущные проблемы, ищем решения.
— Какие проблемы?
— Самой основной является большая территория округа и несоразмерно маленькие средства, выделяемые из бюджета на решение всех проблем. Пригороды чаще всего остаются без внимания и должного финансирования. Хотя… В последние годы заработало много программ, например, Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Якутска, строительства дорог, освещения, развития инфраструктуры и ЖКХ. Нас в них включили, но, как я уже говорила, реализация именно наших проектов очень мала по сравнению с тем, что внедряется в столице.
— И чего вы «удостоились»?
— В этом году по программе «Светлая столица» освещение будет проведено по Покровскому тракту и в Хатассах. Надеемся, что в следующем году будут и другие участки.
По дорогам в этому году подвижек не будет, только в 2020-м проложат асфальт в Хатассах – два километра. В этом году из дорожных работ у нас строительство двух мостовых переходов в Мархе и Пригородном, ремонт четырех улиц в Мархе.
В программу развития инфраструктуры входит строительство культурного центра в Табаге и Магане. Также решается вопрос о строительстве пристроев к школам в Хатассах и Пригородном. И школы в Кангалассах. Все это пока на стадии разработки проектно-сметной документации и согласования, также как и строительство спортивного комплекса в Хатассах. ПСД готова, идет согласование. Депутаты Ил Тумэна обещали посодействовать, чтобы объекты были быстрее введены в работу.
— ЖКХ?
— По линии развития жилищно-коммунального хозяйства запланирована реконструкция котельных в Хатассах и Кангалассах, строительство очистных сооружений между Табагой и Хатассами. И самое глобальное – это укрепление береговой линии от Табаги до Пригородного. Кстати, это было одно из моих предвыборных обещаний избирателям. ПСД была выполнена давно, но с места дело не двигалось, так как река в федеральном ведении, берег муниципальный, а на берегу живут частники, и принятие решений затягивалось. В итоге проект устарел. Моей основной задачей было снова обратить внимание руководства города на эту проблему, и на первом заседании комиссии я подняла вопрос о создании органа, который будет заниматься ее решением. И теперь есть межведомственная рабочая группа под председательством Владимира Федорова. Уже было несколько совещаний, и есть подвижки, даны первые распоряжения и начаты работы по временному укреплению береговой линии.
— Есть чем гордиться…
— И не только этим. В прошлом году, когда планировали бюджет на 2019 год, по линии ЖКХ было предусмотрено мало денег. И пригородам урезали 19 миллионов рублей на содержание и текущий ремонт деревянного жилого фонда. После работы нашей комиссии сумму практически восстановили и возместили 12 миллионов.
— Существуют ли какие-то проблемы, которые вы как депутат не можете решить и не хватает опыта?
— Очень трудно продвигается вопрос по вывозу ТКО, но это как и везде. Не отработан механизм. У нас в селе вывоз ТКО с частного сектора был четко организован в 2016-2017 годах. В то время закрыли свалку и запретили вывозить мусор. Мы организовали санитарные точки, оборудовали их. Взяли оплату с каждой семьи по 250 рублей. Наняли дворников, предприятие по вывозу. Все работало. Было чисто. Теперь полномочия по вывозу переданы ТКО, и мы не знаем, кто будет содержать эти точки, как будут собирать деньги. Пока механизм не просчитан и не введен в работу, долги у людей копятся, счета же выставят рано или поздно за весь период, и еще неизвестно – какие суммы. Ждем с ужасом.
— Выше мы говорили о развитии территорий и их проблемах, а как обстоят дела с агропромышленным поясом?
— Держим руку на пульсе. Агропояс развивается, крестьянские хозяйства работают, сельхозпредприятия, свинокомплекс, коневодческие хозяйства тоже. По программе поддержки сельхозпроизводителей деньги выделены и даже хватает на развитие Тулагинской и Хатасской агрошкол. Недавно были с визитом в «Саюри», посмотрели, как зелень растет. В конце апреля нас пригласили посмотреть на новый урожай и попросили решить вопрос возмещения средств на закупку семян. Семена покупают хорошие, все растет – мы поддержали.
— Если у людей возникают какие-то проблемы или предложения, как можно встретиться с вами?
— Я веду прием каждый третий вторник с 17 до 19 часов по адресу: село Хатассы, ул. Совхозная, 35/1. Это время в основном для тех, кто живет в других селах. Те, кто в Хатассах, графика приема не придерживаются, могут просто подойти поговорить или позвонить, если есть необходимость.
— Парасковья Афансьевна, вы героическая женщина, воспитали троих сыновей. Четверо мужчин в доме на одну женщину… Как справлялись с этой командой?
— Сейчас у меня две невестки и три внучки, так что теперь перевес на нашей стороне. В деревне проще с мужчинами управляться, не расслабишься: хозяйство, по дому надо работать, мама все время занята, поэтому у меня сыновья с детского возраста ко всему приучены, и в школе были заняты, и в музыкалке учились. Свободного времени не было, чтобы сильно шалить. Летом сенокос. Обычный ритм деревенской жизни. Сыновья наравне с нами работали. Я всегда ребятам говорила: «Если вы не делаете, значит, на меня сваливаете». И, конечно, они меня оберегали.
— Ваш средний сын — врач реаниматолог-анестезиолог. Почему такой выбор, кто подтолкнул сельского парня к такой профессии?
— По характеру выбирали и направляли. Старший сын непоседа, всем интересовался, с математическим складом ума. После девятого класса поступил в Республиканский колледж в технический класс, после – в Университет им. Баумана. Сейчас его жизнь связана с энергетикой.
— Средний сын вдумчивый, спокойный, все время букашек изучал, английским языком увлекался. Мы его немножко направляли и после десятого класса предложили либо на медицинский поступать, либо на факультет иностранных языков. Он выбрал медицину. В год, когда он заканчивал учебу, всех холостых парней направили на работу анестезиологами. Их, оказывается, всегда не хватает, все хирургами или другими узкими специалистами хотят быть. По распределению работал в Мирнинском улусе и через полтора года вернулся. Сейчас работает в Центре экстренной медицинской помощи. Невестка моя – тоже анестезиолог.
— Младший – студент инженерно-технического факультета, сейчас как раз готовится к защите диплома.
— Сейчас, вы говорите, в доме перевес в женскую сторону…
— Я все-таки, наверно, больше привыкла к мальчикам. Внучки – они какие-то воздушные создания (смеется). Они ласковые, все время целуются – одна радость. Есть в жизни такая черта, переступив которую, хочешь больше времени уделять своей семье. Мы раз в неделю или в выходные обязательно проводим время с внуками. Они живут рядом, в Хатассах, и есть возможность встречаться, общаться. Наслаждаемся.
—А с чего начиналась ваша карьера?
— Родилась в Хатассах, окончила школу там же и поступила в ЯГУ. Ездила на учебу в город. Первое образование – учитель истории. Закончила в 1983 году. Стать чиновником не планировала. В Сунтарском районе три года работала учителем истории, и мне нравилось, а потом в 1987 году вернулась в Хатассы. Работы не было, и мне предложили стать секретарем исполкома, а для этого надо было избираться в депутаты Хатасского сельского Совета народных депутатов. Мой первый вопрос был: «Педстаж сохраняется?» Сказали, что да, и я согласилась. В итоге стала секретарем исполкома Хатасского сельского Совета, так что начинала с депутата.