Паруса над Леной
Как заметил один из участников прошедшего в минувшие выходные первенства по парусному спорту, такая могучая река без белого паруса вообще не смотрится. Гонка прошла 31 июля по маршруту Старая Табага – Даркылах. В ней приняли участие пять крейсерских яхт.
Гонку приурочили ко Дню военно-морского флота. Экипажи пяти яхт - «Полярный круг», «Пилигрим», «Nataly», «Bora-Bora» и «Касатка» - вновь решили побороться за звание победителя.
По словам организатора, директора АНО «Центр здоровья человека», члена Федерации парусного спорта России Михаила Ермолаева, такого рода соревнования проводятся в первый раз после долгого перерыва почти в 25 лет.
«Зачем дача, если есть яхта?!»
Бывалые яхтсмены вспоминают, что в 80-е парусный спорт в Якутии был не чета нынешнему.
– Тогда было целых четыре яхтклуба – «Лена», «Геолог», «Строитель» и «Авиатор», да и яхт было куда больше, около 18. И соревнования проводились чаще. А сегодня остался только один клуб – «Полярный круг», – рассказывает Владислав Бочковский. – Яхтсменов по республике где-то около 20, а яхт только десять, да и то многие используют свои корабли только ради коммерческой выгоды.
Капитана яхты «Полярный круг» Владислава Бочковского остальные яхтсмены уважительно зовут адмиралом. И действительно, он самый опытный из всех. В 1978 году журналист-документалист, снимая фильм, прошел на самодельной яхте от Якутска до Тикси. И по его собственному признанию, с тех пор он заразился любовью к яхтам на всю жизнь, будучи чемпионом Якутии по водомоторному спорту, бросил лодки и занялся исключительно яхтингом. Причем очень серьезно. В 1990 году он первым в мире прошел на яхте «Якуцк» весь суровый Северный морской путь, который включает в себя шесть морей. А всего, говорит капитан «Полярного круга», он посетил восемь морей.
– Моя яхта самая лучшая в Якутии, круче нее нет, – гордо говорит Владислав «Адмирал» Бочковский, – она оснащена так, что я могу на ней весь свет обогнуть. А летом она - мой дом. Зачем мне дача, когда у меня есть такое судно?
Впрочем, яхтинг – удовольствие не для бедных. По словам Владислава Бочковского, яхта такого типа как «Полярная звезда» стоит не меньше 200 000 долларов, и ее содержание влетает в копеечку. Можно понять, почему в лихие 90-е годы яхтинг исчез как спорт: людям было просто не до того. Да и сейчас удовольствие содержать личную яхту не для перевозки, а в качестве хобби, могут позволить себе только обеспеченные люди. Ну, или настоящие энтузиасты.
«Яхтингу в Якутии быть!»
Таким является капитан «Касатки» Роман Ярыш. По его словам, яхтингом он начал увлекаться еще в пять лет.
– Потом, когда молодость прошла, перебесился, решил, что у меня обязательно будет своя яхта. «Касатку» приобрел почти в разрушенном виде. На капитальный ремонт ушло три года.
Роман Ярыш твердо уверен, что главное в таких соревнованиях - привлечь внимание детей, нового поколения, будущих яхтсменов.
- Мы должны показать, что в Якутии этот спорт существует, тем более что в нашей республике течет самая большая река России. Такая могучая река без белого паруса вообще не смотрится, а ведь парусные суда это вообще элита флота, – говорит капитан «Касатки».
Кстати, в детях на регате недостатка не было. Специальный автобус привез целую ватагу мальчишек, которые радостно лазили по пришвартованным судам. Да и случайные зрители тоже с удовольствием позировали на фоне белоснежных яхт.
Впрочем, содержать яхту в Якутии дешевле, чем в центральных регионах России, считает Роман Григорьевич. Там с каждой яхты берут деньги за стоянку, которая оценивается по метражу, а в Якутии этим никто не занимается.
– На самом деле деньги не важны, просто это для тех, кто по-настоящему любит паруса. Вот мои сыновья влюблены в яхтинг, настоящие пираты выросли, – смеется Роман Ярыш.
Когда ветер молчит
Перед стартом, как и положено, произнесли торжественные спичи, священники из епархии благословили яхты, ответственные товарищи пожелали традиционных «семь футов под килем». Затем под звуки приглашенного оркестра яхты выстроились на старт, а журналисты и другие гости погрузились на борт теплохода, чтобы наблюдать за гонкой вблизи.
И вот тут случилась закавыка. Легкий ветер, который дул все время до начала соревнования, совершенно стих. Как пела группа «Ария»: «Штиль, ветер молчит». Яхты, лавируя и ловя каждое дуновение, на малой черепашьей скорости постепенно стали выстраиваться в линию, причем «Полярный круг» даже в таких условиях вышел далеко вперед. СМИшная братия заскучала, и даже оркестр, все время играющий бравые мелодии, перешел в минорную тональность. Спустя час яхты все также ни шатко ни валко двигались вперед, оркестр молчал, а журналисты грустно напевали: «Мы на яхте провисели две недели, и все это время…».
После нехитрого подсчета установили, что если и дальше яхты будут двигаться с такой же скоростью, то пройдут маршрут от Старой Табаги до Даркылаха (37 км) только к следующему дню. Решили подождать участников в самом Даркылахе. Кстати, они только к семи часам, наконец, поймав ветер в паруса, достигли финиша.
Первым на финиш пришел «Полярный круг», второй прибыла «Касатка», а третьей стала «Bora-bora». Следующая регата пройдет ровно через год. Надеемся, что ветер не подведет, и зрители действительно смогут оценить гонку белоснежных швертботов.