Первые пароходы на Лене
Торговля – двигатель прогресса
Кстати, звание купца и коммерческая деятельность не помешали Хаминову стать головой г. Иркутска. Впрочем, правом голоса в те времена, избирать и быть избранными, обладали не все, а лишь представители «избранных» сословий и знати – дворян, купцов, крупных ремесленников и т. д.
Отметим, что благодаря иркутским купцам и золотопромышленникам, на Лене появились первые железные пароходы, их же усилиями и при денежной поддержке была построена телеграфная линия Иркутск - Якутск, налажено телеграфное сообщение.
Первыми судовладельцами на Лене стали купцы Хаминов, Шмотин, промышленник Бернадский. В 1864 году купцы Сибиряков, Базанов, Трапезников и Немчинов учредили предприятие «Товарищество Ленско-Витимского пароходства» с 5 пароходами и 13 баржами.
По информации известного исследователя истории пароходства на Лене А. Павлова, купцы, владевшие своим делом и торговлей в Якутской области, имели: А. И. Громова – 4 парохода («Громов», «Сынок», «Соболь», «Лена»), 5 барж, 2 кулиги общей грузоподъемностью 1 130 т. Кстати, пароход «Лена» стал первым винтовым судном на Лене, до него пароходы были колесными. Пароход дошел до Якутска из завода-изготовителя в Швеции вместе с караваном судов экспедиции Норденшельда по Северному морскому пути в 1878 году.
- Коковин и Басов владели 2 пароходами
- И. Силин – 2 пароходами («Иннокентий» и «Смелый») и 2 баржами
- Я. Фризер – пароходом «Кароленец» и баржами
- Якутский купец П. Кушнарев имел в собственности буксирно-пассажирский пароход «Акепсим», (назван в честь отца). Позже он пробрел пароход «Север», переименованный в «Полярный», и 4 баржи.
- Местные предприниматели С. Идельгин, М. Седалищев, С. Алексеев имели по одному небольшому пароходу; перевозками через Лену в Якутске занимался А. Новокрещенов, для этого у него был небольшой катер.
Конечно, и до «Св. Тихона Задонского» по Лене до Якутска ходили речные судна, но они были деревянными и гребными. Торговые люди и крестьяне в верховьях Лены строили барки, карбазы, повозки и паузки, лодки и плоты.
«К началу XIX века, как правило, в середине июня, в Якутск прибывали 24-40 судов, в 1885 г. на р. Лене плавало 344 барки, лодки, каюка с 439 рабочими, перевозился груз общей стоимостью 470 тыс. руб., в 1875 г., соответственно, на 223 судна с 1 083 рабочими – 690 тыс. руб., в 1893 г. – на 119 судах», - отмечает к.и.н. В. Захаров в журнале «Якутский архив» (№ 3 2008 г.).
«Св. Тихон Задонский» был построен в 1858 г. в Бельгии. В разобранном виде по железной дороге был доставлен на Лену, затем на лошадях – в Верхоленск (основан в 1641 г., сейчас - Качугский р-н Иркутской обл.), где и был собран.
Длина судна - 58,1 м, ширина корпуса – 5,3 м, осадка – 0,96 м. Пароход имел 2 котла мощностью 320 л.с.
После Гражданской войны был переименован в «Красносибирец», списан в 1934 году.
По сведениям историков и исследователей, на Лене были построены Качугская, Верхнеленская, Жигаловская, Усть-Ильгинская, Витимская, Нохтуйская, Якутская пристани и Воронцовское судоремонтное механическое заведение, оборудованы Алексеевский, Казарскинский, Усть-Кутский затоны. В 1913 году предполагалось строительство затона в Олекминске, а около Якутска П. Кушнарев арендовал участки между р. Шестаковкой и Чепаловкой для помещения и отстоя пароходов.
Вверх и вниз по Лене, Алдану и Вилюю
С 1895 года начались почтово-пассажирские рейсы между Усть-Кутом и Якутском на трех пароходах Н. Глотова. Собственно, иркутский купец I гильдии и стал основателем регулярных пассажирских и почтовых рейсов на Лене. Для этого ему выдавали 40-60 тыс. рублей в год беспроцентного кредита. Без прибыли Глотов не оставался, учитывая, что пароходы были единственным скоростным и грузоподъемным видом транспорта: за 1896-1900 годы пароходы Глотова принесли ему 184 тысячи рублей прибыли.
В 1864 году поток грузов по Лене составил 55 тыс. пудов.
В 1870 году 4 парохода совершили 33 рейса и перевезли 295 тыс. пулов грузов, 1626 голов скота.
В 1908 году 7 пароходов Глотова за навигацию совершали по 6 почтово-пассажирских рейсов между Усть-Кутом и Якутском.
В 1903 году в пределах Якутской области по р. Лене курсировали 8 почтовых и 8 частных пароходов, позднее их стало 17. Из них 10 принадлежали династии Глотовых, 6 – другим лицам. По р. Алдану ходили 4, по р. Вилюй – 3 парохода.
В 1905, 1909 гг. пароходные предприятия «Товарищества» Глотова и Громовой заключили контракт на регулярные рейсы между Якутском и Булуном в низовья р. Лены на общую стоимость в 40 тыс. руб. Надо отметить, что к этому времени судовладельцы Громовы, Глотовы, Кушнаревы и Коковин объединились во временное «Товарищество» с целью устранения убыточных рейсов по Лене, Алдану и Вилюю.
В 1913 году Кушнаревы перевезли туда и обратно 537 пассажиров и 71 879 пудов груза. В 1909-1913 гг. пароходы Коковина, Кушнарева из Якутска по маршруту Вилюйск – Сунтар доставили 159,2 тыс. пудов груза; в 1911-1913 гг. Кушнаревы рейсами «Якутск – Нелькан - Якутск», по р. Лена, Алдану и Мае перевезли 317 пассажиров и 44 643 пуда груза.
Люди и пароходы
В 1890-е годы в Ленском речном пароходстве были заняты тысячи рабочих: на сплаве работали 325 лоцманов и 4 700 рабочих. В 1913 году во главе транспортного предприятия Громовых стоял управляющий, 3 капитана и помощники, 18 проводников по сплаву. На 3 пароходах числилось 108 человек, на сплавных судах – 250.
Пароход «Алдан» Громовых обслуживали 24 человека, «Соболь» - 30, «Акепсим» Кушнаревых – 30 человек.
Со второй половины 19 века представители местного населения Якутской области на судах ходили лоцманами и рабочими. Так, уроженец Намского улуса Я. Егоров, отлично знавший и изучивший фарватер Лены, в 1896 году служил по контракту лоцманом парохода Громовой с оплатой 550 рублей, лоцманом был Л. Пономарев из Ботурусского улуса. У купца Ожигова береговыми смотрителями по приему лодок на пристани Бор Ылар работали П. Алексеев и С. Алексеев.
Всего в Ленском речном пароходстве, на сплаве, складах и на погрузочных работах было занято 5-6 тысяч рабочих.