По зову сердца
Авиаторы в нашем обычном представлении это лётчики, бортпроводники, авиадиспетчеры и инженерно-технический персонал. Но наряду с перечисленными профессиями одну из важнейших ролей в обеспечении лётной навигации и даже безопасности полётов играют обыкновенные телеграфисты.
Мы привыкли, что слово «телеграфист» связано с почтой. Но специалисты в данной области связи, только особой специфики, есть и в авиации. О них не снимают художественных фильмов, не сочиняют песен. Их работу можно назвать незримым фронтом: она скрыта от посторонних глаз и круглосуточно протекает за стенами специально оборудованного помещения – радиобюро.
Не место красит человека
Справка "ЭС":
Сеть авиационной фиксированной тел. связи (АФТН) – информационная сеть гражданской авиации (ГА) входит в Комплекс управления воздушным движением и используется авиапредприятиями и органами управления ГА для приёма и передачи аэронавигационной и метеорологической информации, планов полетов, оперативной информации о движении воздушных судов и прочей производственной информации.
Так уж издавна повелось, что бойцами этого трудового фронта гражданской авиации являются исключительно женщины, хотя работу в радиобюро отнюдь нельзя назвать спокойной и лёгкой. Особенно в старые времена. В те давние годы в радиобюро круглые сутки царил шум от множества работающих телетайпных аппаратов. И все это при сложном графике сменной работы. Словом, труд отнюдь не для слабонервных.О своей профессии нам рассказала одна из лучших работниц радиобюро аэропорта города Якутска 60-70-х годов Светлана Сизых.
Светлана Ивановна, окончив в 1950 году специальные курсы, более 10 лет отработала в качестве радиотелеграфиста на центральном телеграфе города Якутска и в районных конторах связи. В 1961 году перевелась в гражданскую авиацию на должность телеграфиста первого разряда Маганского объединенного авиационного отряда, где уже несколько лет работал и ее муж – авиатехник И. А. Сизых. Здесь она окунулась в совершенно новую рабочую атмосферу. Отныне ее работа постоянно соприкасалась с многочисленными планируемыми и выполняемыми полётами, метеосводками и прочими спецсообщениями. Здесь из обычного почтового телеграфиста она сформировалась в классного специалиста, уверенного в своих способностях и знаниях.
В 1964 году, уже имея достаточный опыт практической работы, Светлана Сизых была переведена в радиобюро аэропорта города Якутска. Быстро освоилась на новом рабочем месте. Вскоре появились первые ученики, стажеры, которые по-настоящему любили Светлану Ивановну, благодарно впитывая уроки её мастерства. С улыбкой вспоминает наставница своих учениц, старательных и работящих. Заботливая наставница подготовила к самостоятельной работе многих молодых телеграфистов, которые и по сей день составляют костяк радиобюро. Привила им полезные практические навыки, любовь и уважение к избранной профессии.
Человек -автомат
Телеграфиста Светлану Сизых по праву считали настоящим асом, мастером своего дела и в радиобюро Якутского аэропорта, и коллеги из других городов. Она славилась своим профессионализмом и работоспособностью, точностью и необычной скоростью передачи телеграмм. Частота передачи на клавиатуре порядка 180 ударов в минуту, всеми пальцами, вслепую, просто поражала, и при этом ей удавалось не делать ни единой ошибки.
– Был случай, – вспоминает Светлана Ивановна, – когда мы установили связь с Москвой. Как раз я работала. Вдруг Москва зовет начальника смены к аппарату. Я позвала Марию Михайловну. Она села за аппарат и передала: «НС у аппарата». Москва говорит: «Ваш телеграфист передает в режиме автомата, нас не слушает, прекратите передачу автоматом, идет сбой, пусть работает от руки». Мария Михайловна говорит им, что с вами работает телеграфист первого класса Сизых и работает исключительно от руки. Вот так было.
– Что было делать, если я так работала? А аэропорт Магана вообще умолял, чтобы я не садилась на передачу, потому что у них аппараты «летели», – говорит Светлана Ивановна.
Волшебные руки специалиста
Отлично зная свою работу, обладая методами и приёмами установления связи, Светлана Сизых могла творить чудеса, наглядно демонстрируя своим коллегам, на что способна современная телеграфная и телетайпная техника в умелых руках.
– Вспоминаю такой случай, – рассказывает Светлана Ивановна, – в марте 1979 года мой муж находился в городе Львове на курсах управления самолетом «Л-410». Нам в радиобюро как раз установили новый большой телетайпный аппарат в деревянном лакированном корпусе. По нему еще не было установлено связи ни с одним городом. Коды имелись, но мы не работали с новой машиной. И вот, когда появилось свободное «окно», я решила испробовать это чудо техники. Но выйти прямо на Львов я не смогла, мне никто не отвечал. Тогда я вышла на Магадан, девчонки соединили меня с Хабаровском, Хабаровск дал мне Киев, Киев дал Львов. Вокруг меня собрались девчата нашей смены, все ждали, что же будет дальше. Я поздоровалась с коллегами из Львова и убедительно попросила их позвонить по телефону в гостиницу «Львов» на 7-й этаж дежурной. Они дозвонились, позвали к телефону дежурную и попросили пригласить к телефону моего мужа. Он удивился, как это я его нашла. Вот так мы и поговорили, я передавала текстом по аппарату, девчата из Львова ему по телефону, а потом ответ мне на аппарат. Таким вот образом я первой и освоила эту новую технику.
Создавалось такое впечатление, что не только Светлана Ивановна любит эти стучащие и гудящие машины, но и они отвечают телеграфисту тем же, чувствуют ее руки и охотно подчиняются, делая доступным даже недоступное.
– Как-то мы с мужем отдыхали на курорте Трускавец, – вспоминает Светлана Сизых, – пришли на почту. Вижу, стоит телетайпный аппарат. Такой же, как у нас в радиобюро. Я поинтересовалась у девочек, с кем они работают, куда выходят. Девчата мне отвечают: «Да вы что, мы на Москву-то с трудом выходим». Я попросила позвать начальника почты, показала ей удостоверение личности и отпускное, где указано, что я – телеграфист первого класса. Попросила разрешения сесть за аппарат. Мне разрешили. Я легко вышла на Москву, потом на Красноярск, потом на Хабаровск, потом на Якутск. Работники почты удивились, как это у меня получилось. Сбежались все сотрудники, обступили. В Якутске как раз работала наша смена. Не помню, с кем я тогда говорила, но попросила позвонить в город нашей соседке и спросить, всё ли в порядке с нашей квартирой. Мне ответили, что всё в порядке. Работники почты были просто в шоке. Они такого там еще не видели. Нас стали уговаривать остаться и работать в Трускавце, позвонили своему начальству, те тоже просили остаться, обещали сразу же дать квартиру. Но мы, конечно, не согласились.
Самолет терпел бедствие
Из приказа командира Якутского объединенного авиаотряда № 157 от 27 апреля 1967 года: «22 апреля 1967 года в Магадане вышел из строя связной кабель, и прекратилась радиосвязь. В Якутском радиобюро оказалась единственная связь с Магаданом по телеграфу. По просьбе Магадана бригадир смены № 1 Тимофеева Л. Г. организовала через обходные пути радиообмен Магадана с Анадырем, Певеком и Нижними Крестами. Всю нагрузку по переработке корреспонденции провели радиооператоры Задора В. А., Чушкал Н. П. и телеграфист Сизых С. И. В результате своевременно оказанной помощи авария средств связи не привела к ухудшению лётной работы Магаданского авиаотряда. Служба связи Магаданского авиаотряда обратилась с ходатайством о поощрении работников смены № 1, участвовавших в оказании помощи связистам Магадана...».
Светлана Ивановна хорошо помнит тот случай, когда помогла магаданским телеграфистам спасти самолет, терпящий бедствие в сложных метеоусловиях при отсутствии связи с аэропортом Магадана.
– Я уже позабыла, как соединила пункты Тикси, Магадан, Хабаровск и установила связь, – вспоминает она тот день, – но в итоге все же добилась того, что экипаж терпящего бедствие самолета смог вовремя получить ценные указания и был успешно выведен из опасной зоны. Я не знаю, как это у меня получилось, но, видимо, я очень любила свою специальность, и аппараты слушались меня. За этот случай мне была объявлена благодарность.
Я люблю вас, девчонки!
Годы работы в радиобюро аэропорта г. Якутска особенно дороги Светлане Ивановне. Они запомнились ей навсегда: – Я как будто бы была рождена для этой работы, – говорит она, – а наша смена была моей второй семьей. Коллектив у нас был сплоченным, дружным, всегда друг друга выручали, помогали в работе и в повседневной жизни. У нас были отличные грамотные руководители – это начальник смены Елизарова Мария Михайловна, замечательный, прекрасный человек, начальник связи Конопелькин Александр Александрович. Спасибо им большое за всё: за поддержку, за совет и признание.
Светлана Сизых проработала в качестве телеграфиста гражданской авиации Якутии 19 лет. Годы тяжелого физического и умственного труда, ночных смен, десятков тысяч приёмов и передач телеграмм и сообщений, годы любимой работы в незабвенном, дружном и сплоченном коллективе. Это нельзя забыть.
В 1979 году по состоянию здоровья Сизых перевелась в санчасть аэропорта Якутска и 10 лет проработала сестрой-хозяйкой стационара до ухода на заслуженный отдых.
Сегодня вместе со своим мужем Иваном Алексеевичем Сизых, ветераном гражданской авиации, она живет в городе Усть-Илимске Иркутской области.
Спустя 26 лет Светлана Ивановна, приехав погостить в Якутию, вновь оказалась в родном радиобюро в окружении своих любимых девчат, испытала огромную радость от встречи, радушного приёма и общих воспоминаний. Радиобюро, где все они когда-то работали, было не узнать. Давно нет тех знаменитых массивных и шумных аппаратов с бумажными лентами на больших катушках. В помещениях непривычная тишина. Штат работников значительно сокращен. Вся работа выполняется на современной компьютерной технике. Но всё те же важные задачи стоят перед работниками. По-прежнему здесь трудятся замечательные женщины, которые хранят многолетние традиции коллектива, хорошо выполняют повседневную работу, не забывают своих ветеранов, преумножают их опыт и передают его молодому поколению связистов гражданской авиации Якутии.
2006 год. Руки не забыли клавиатуру. Возле телетайпной машины сидит Светлана Сизых, стоят (слева направо) Округина (Рябова) К. И. и Елизарова М. М.
2006 год. Встреча ветеранов радиобюро через 26 лет. В среднем ряду – начальник связи Конопелькин А.А., справа от него – Сизых С. И. и Елизарова М. М.