Почему я люблю студенческий театр больше, чем академический
Художественный руководитель курса - Андрей Борисов. Поставил спектакль заведующий кафедрой актерского мастерства и режиссуры Ефим Степанов.
При входе в камерный зал первое, что бросается в глаза, - сценография спектакля: несколько ширм на колесиках, сделанных из подпиленных разной высоты досок. Решение пространства сходу берет высокую планку жизненного трагизма и обреченности. Сначала ширмы стоят прямо перед зрителями вплотную, и людям приходится гадать, забор это или тюремные решетки. В голову моментально приходят сравнения с Таганкой прошлых лет, со всей ее простотой формы и функциональностью декораций, с её художником Боровским, приходят мысли о Сотникове, что по идее закономерно: помогал студентам его ученик Михаил Егоров и главный художник Саха театра Дарья Дмитриева.
Затем из глубины появляются темные силуэты, под ливень и грозу оживающие персонажи Алампа, которые через минуту перевоплотятся в яркие и живые характеры, каждый со своими внутренним противоречием и амбициями. Во время всего действа доски на колесах передвигаются и превращаются то в лес, то в стены балагана.
Когда на сцену вышел высоченный шаман и ногтями проскрипел по столу, зал вдруг затих, стало жутко и неуютно в душе. После премьеры я спросил сыгравшего роль шамана Александра Борисова, кто придумал жест с ногтями. Он ответил: «Я». Иногда один жест, одно точное действо, характеризует героя больше, чем сотни слов.
После премьеры я вдруг понял, что люблю студенческий театр больше, чем академический. Может, из-за камерного пространства, где на первый план выходят характеры. Где не скроешь, не обманешь зрителя штампами и декорациями. Где вскрывается подлинная сущность, выявляется весь спектр диапазона возможностей артиста.
Особо отметил бы Альберта Алексеева, сыгравшего отца семейства, с дикой внутренней энергией, животной экспрессией, на мгновение я увидел в нем Тоширо Мифуне, любимого актера Акиры Куросавы. Тот же резкий взгляд, оценка каждой детали, словно самурай, бросающий вызов всему живому. Он в роли Василия показал его не только деспотом, но и любящим отцом, который лишь хочет счастья семье.
Премьера состоялась. Все три дня, что шел спектакль, был полный аншлаг. Между сценами зритель бурно аплодировал, явно не ожидавший такой отличной игры артистов, сценографии, музыки и света. Арктический институт вновь показал, что как высшее учебное заведение готовит профессионалов, искренне любящих свою работу. Студенты показали высший класс актерского мастерства, доказали делом, что готовы стать профессионалами и гордо нести нелегкую ношу артиста. Но им еще предстоит показать нам вторую дипломную работу, которую в следующем году город будет ждать с нетерпением.