Ребенок комом?
Все проблемы из детства
Дружеским отношениям между братьями и сестрами мешают соперничество и обиды, которые мы несем в себе с детских лет. «С детства мою младшую сестру любят больше, чем меня, - рассказывает Максим. - Во всяком случае, ее баловали, и ей многое сходило с рук. Например, в большинстве ссор всегда виноватым признавали меня, и сестра частенько этим пользовалась».
Марину любили, можно сказать, с самого зачатия. С появлением на свет любовь и внимание взрослых перешло на эту маленькую девочку. Изящная, с огромными голубыми глазищами, белокурыми кудряшками и ямочками на щечках она вызывала умиление даже у прохожих настолько, что ей зачастую дарили цветочки и угощали сладостями. Что говорить о родителях, которые позволяли ей все. Став старше, она могла вырезать платье из дорогих штор для говорящей куклы, а в школьном возрасте прогулять пару уроков. Ее никогда не наказывали и ничего не заставляли делать, в то время как для Максима был определен целый список ежедневных обязанностей: вымыть полы, посуду, сходить в магазин, вынести мусор, пропылесосить ковры и вытрясти половики, не забыть о пыли, об уборке в комнате вещей, о трехразовом выгуле собаки и, конечно же, об уроках. С него, как со старшего, в любой момент могли спросить о местонахождении сестры и наказать в случае, если она что-нибудь вытворяла.
Жизнь вокруг сестры
Так шло время. Маринка росла на радость окружающим и на зависть брату. Жила по-прежнему в свое удовольствие, ничем себя не обременяя. Вскоре у нее появился жених. «Хотя и нищий, зато будет хорошим отцом и мужем», - как-то призналась сестра брату. И родители начали подготовку к свадьбе. В этих целях были подняты на ноги все знакомые. Свадьбу играли в ресторане «Кружало», заказали лимузин, белых голубей, лучших фотографов и стилистов. Столы ломились от деликатесов – фуагра, строганина, «Индигирка», фаршированный поросенок, нежная семга и осетрина. Украшали столы шоколадные и порте-фонтаны. Свадьбу играли два дня, а после молодожены укатили на Мальдивы на медовый месяц. Родители подарили путевку и, в довесок, ключи от двухкомнатной благоустроенной квартиры на 202-ом.
Спустя некоторое время, у Марины рождаются прекрасные двойняшки – мальчик и девочка, чем не повод для расширения жилплощади? И родители дарят семье дочери шикарную трехкомнатную с лоджиями в самом сердце столицы. А через год отец дарит дочери машину и, собственно, гараж. Еще через год на некогда родительском джипе катается уже зять. Дочь, которая так и не закончила ничего, кроме школы, и не смогла найти свое место в жизни, была пристроена к матери на работу. Теперь у нее было много связей и достаточно денег, которые позволяли летом вывозить детей заграницу, а зимой обучать их в престижном лицее.
Свинью подложили
Сыну Максима есть в кого быть смышленым. Отец закончил с отличием один из ведущих вузов страны (не под стать нынешнему образованию), защитил кандидатскую и стал лучшим специалистом на предприятии, куда устроился сам. На личную жизнь не было времени, поэтому и жил все это время с родителями, помогая семье Марины по-братски. Когда у него появилась невеста, они не стали играть свадьбу, а просто расписались и стали жить в комнате Максима. Вскоре у них родился сынок, и на 9 метрах стало жить уже трое.
Родители Максима не скрывали, что их напрягает лишняя семья в квартире и постоянно орущий ребенок, но и не спешили помочь с приобретением квадратов для сына. По мере недовольства родителей возрастала и гора претензий у сына. Обстановка в квартире была взрывоопасной. Невестка с ребенком рыдала в комнате, переживая их скандалы, но уйти было некуда. Через полтора года она вышла на работу, и молодые арендовали квартиру. Еще три года они снимали жилье, а вскоре главе семейства выделили на работе общежитие. Вот это было то самое долгожданное счастье. И даже то, что семья ни разу не отдыхала зарубежом, а ребенок, смышленый не по годам и ни раз защищающий честь школы на различных олимпиадах, вынужден был обучаться в обычной средней школе, меркло на фоне своего угла!
На радостях Максим хотел закатить пир горой и побежал к родителям – лично пригласить и свинью на стол попросить (его родители держали несколько поросят). Мать с отцом особо не обрадовались новости сына, но успокоились, что теперь-де он к ним не приедет жить и мешать их спокойному течению старости. Нет, по-своему они, конечно, обрадовались, но, в первую очередь, их мысли были о Марине и ее семье, а все остальное - потом. Максим вспоминает такой случай: «Однажды, когда Марина на время ремонта переехала с семьей на неделю к родителям, к нам домой явился подвыпивший отец - День торговли отмечали. Я, конечно, впустил родственника, но поинтересовался, почему тот не идет домой. Ответ дедушки ввел в ступор: «Не хочу, чтобы меня внуки видели в таком виде». «А у меня кто?» – подумал я и посмотрел на сына, которого держал в тот момент на руках. Он изучал деда внимательным наблюдательным взглядом и шепнул мне на ухо, что от того неприятно пахнет».
Приглашение на новоселье родители приняли и худенькую свинью Февронью, конечно, выделили для сына - не пожалели, но... по «символической» цене - 200 рублей за килограмм. Максим ушел разочарованным и, естественно, без свинины. Не ожидал он такого от родителей: «Маринке, вон, мать каждый день сумки с огурцами бесплатно таскает, а тут раз в жизни обратился - и вот она родительская любовь».
Отдай дарственную!
Дележ урожая и продуктов – это еще цветочки. И без него можно вполне мирно сосуществовать. По крайней мере, до тех пор, пока не показались «ягодки». Это случилось, когда заболел отец. Вернее, болел он уже долго, и, чувствуя приближение смерти, Валериан Семенович решил оформить наследство. Распорядился следующим образом: свою благоустроенную «двушку» он оставляет дочери, а дачу и гараж - сыну. Все, что находится там, остается за детьми в таком же порядке. А, стоит заметить, в квартире, которую отец завещал дочери, находится немало бытовой техники, мебель, пара норковых шуб, боевые медали деда, телевизор и ковры. А что ценного могло находиться на даче в 6 соток? Пара гнилых теплиц да покосившийся домик с устойчивым запахом сырости от постоянных потоплений? Холодный гараж тоже не представлял из себя ничего ценного – кучи накопленного за годы барахла, автопокрышки и старая посуда. Дело даже не в том, кто кому и что оставил, а в отношениях между братом и сестрой, сложившимися после такого дележа. Максиму такое решение отца, естественно, не понравилось, и это понятно. Маринке – тоже, но, тем не менее, она отправила сына вместе с дедом и дядей к нотариусу. Едва дарственная была оформлена и поставлена дедова подпись, как внук при выходе деда из кабинета вырвал документ и убежал. Побывал он с друзьями и на фазенде у дяди – той самой, что представляет из себя 6 соток запыленной и постоянно подтапливающейся земли. Пацаны порубили топором домик, и без того требующий капитального ремонта. Теперь бы впору снести его и построить лучше прежнего, но на высоком непотопляемом месте. Для этого нужны немалые вложения, коих у Максима не было. Да уж, битва детей за имущество набирала нешуточные обороты. Существует такое изречение в народе: «Еще у покойника ноги не остыли, а они уж делят». Так вот, в этом случае еще покойника-то не было.
А где покойник?
Появился он позже. Сначала умерла мать от неизлечимой болезни. Болела она долго и мучительно. Дочери ухаживать за матерью было некогда. У нее своих забот было выше крыши. Должность заведующей магазина, по мнению Марины, это вам не «хухры-мухры»: поставки товара, переговоры с поставщиками, задержки в отгрузке, бой и порча товара, нечестные на руку продавцы. А дома ее ждали заботы и проблемы: дочь страдала от неразделенной любви, у сына - проблемы с армией, а у мужа - проверки на работе. И только Марина могла поддержать своих домочадцев в трудную минуту. А родители – сами как-нибудь. «Родители мне помогают, я своим детям – это жизнь. А сумки с продуктами мне мать сама носила, и я ей ничем не обязана», - объясняет Марина.
У Максима была иная позиция, и он, как мог, помогал матери по выходным. В остальные дни ухаживала за немощной старушкой невестка, разрываясь между свекровью, домом, семьей и работой. Спустя год, матери не стало. Отец в миг осунулся, но делал бравый вид. То ли избегая одиночества, то ли в поисках лучшего ухода он приезжал почти каждый день к сыну в гости, а вскоре и вовсе переселился к ним. Он стал добрее, от былой суровости остались лишь редкие окрики в сторону обнаглевших грачей да угрозы в адрес правительства, на которого «Сталина нет». Валериан Семенович стал нежно относиться к некогда противной ему невестке, участливо стал интересоваться делами сына, пытаясь дать ему какой-нибудь мудрый совет, и пропадать на рыбалке с внуком.
Однако о Марине отец не забывал никогда. Это имя действовало на него магически. Марина из-за взаимной неприязни не обращалась напрямую к брату за помощью, а использовала для этого отца. Валериан Семенович, нет-нет, да и напоминал при удобном случае Максиму о том, что Марине требуется помощь. Поворчав, брат плелся к сестре и вынужден был ей помогать, ведь чувство ответственности и долга не давало ему покоя. Так продолжалось пять лет, пока старик не покинул этот несправедливый мир.
Памятник заказывай ты, нет - ты
Казалось бы, вот и оборвалась связующая нить. Но спор между братом и сестрой продолжается и по сей день. Сначала они спорили о том, кто будет хоронить мать, потом – кто отца. Потом – кто и кому поставит памятник и оградку. Я думаю, читатель догадался, в чью пользу завершились все споры. Максим работящий и совестливый. В отличие от сестры, ему не трудно сделать что угодно для своих родителей. Лишь непонимание не дает покоя. «Почему они думали, что раз я сын, то, значит, мне проще пробиться в жизни? Почему все сестре, а мне - ничего? Ведь она удачно вышла замуж, обеспечена, а они продолжают ей помогать. Почему они слепо любят только сестру и не любят меня?» - задается вопросами Максим.
Почему?
В литературе описываются подобные ситуации. Например, в сказке Шарля Перро «Золушка» любимицы мачехи не стали героями. Автор делает главной героиней нелюбимую дочь – Золушку, компенсируя тем самым ей недостаток родительской любви. В русской народной сказке «Конек-Горбунок» происходит то же самое: двое любимых сыновей, а третий, не любимый, Иванушка-дурачок - основной герой сказки. А в мифологии такой выбор часто заканчивается братоубийством.
Почему же родители нас выбирают? Часто, выбор происходит спонтанно, неосознанно. Один из родителей любит больше того ребенка, который больше похож на него духовно, физически или психологически. Существует и такое понятие, как зеркальная любовь, когда родитель больше любит того ребенка, который больше воплощает его желания, так сказать, оправдывает его ожидания. И это нередкий случай. Еще зависит от желаемого родителями пола ребенка. Например, могут любить больше первого ребенка, благодаря которому стали «мамой» и «папой», или последнего, который дал последнее родительское удовлетворение. В некоторых семьях некоторые дети "получаются" в не подходящий по каким-то причинам момент, тогда, как другие, наоборот, символизируют родительскую любовь в браке.
Последствия выборочной любви
Есть, скажем так, плюсы такого родительского отношения к ребенку. Вспомните фразу: «Трудности закаляют характер». Возможно, благодаря механизму компенсации, нелюбимый ребенок Максим стал личностью, достиг многого в жизни, самостоятелен, умеет решать важные жизненные проблемы, постоянно обогащает свой опыт, способен к самообучению и самосовершенствованию. Более того, теперь он и сам воспитывает сына.... также. Он строг и даже где-то суров, никогда не похвалит ребенка за старания, но зато всегда найдет повод наказать. Ежедневные отцовские нотации тоном главнокомандующего в радиусе личного пространства доводят первоклассника до слез, а иногда и истерик. Однажды, зайдя в гости, я видела, как они делали уроки. Папа объяснял, сын слушал – чем не идеальная картина? Однако в какой-то момент начались объяснения на повышенных тонах, с каждой минутой тональность усиливалась, и вскоре Максим перешел на крик. Мы заглянули в комнату и увидели: папа кричал в ухо сына: «Ты пишешь, как свинья!» На возмущения жены Максим ответил: «Меня так воспитывали, и я так буду воспитывать». Однако не все обделенные любовью дети, повзрослев, придерживаются аналогичных взглядов в воспитании, но большинство из них так и не могут полюбить своих братьев и сестер. При всей нелюбви Максима к своей сестре он стал ее «защитником и опекуном». Стоит только ей позвонить, как он тут же, нехотя, бежит исполнять все ее просьбы и поручения. Это меньшее, что может повлечь за собой выборочная родительская любовь. Трудности могут и сломать характер, ведь немало примеров, когда среди тех, кого выкинуло на обочину жизни, есть «нелюбимчики» в семье.
Мораль сей басни такова
Родителям скажу так: если у ребенка возникает ревность, родители должны поставить самим себе вопрос по поводу своего родительского поведения, чтобы найти причину такой реакции у ребенка. Любите и наказывайте всех детей одинаково. Одна моя знакомая ругала «за дело» всех своих четверых детей одновременно, если один из них совершил проступок. «Зачем же всех?» – спрашивала я, на что она отвечала: «А чтоб другим неповадно было!». Тогда я, честно признаться, не понимала. А может она была права? Поколению детей хочу сказать: как бы там ни было, не обижайтесь на своих родителей в любом случае, они Вас все-таки вырастили и воспитали. А братьям и сестрам: помните, что ваши братья и сестры – это ваши самые близкие люди, и никакие деньги и материальные ценности не должны становиться на пути ваших отношений. Любите друг друга!