15.02.2010 | 17:06

Рекорд Ковалика

Автор: EXO-YKT

История верхоянской станции


Издавна Сибирь славилась морозами. С началом метеорологических наблюдений постепенно все дальше на востоке Сибири (раньше так называлось все пространство за Уралом) отмечалась самая низкая температура воздуха.

Первые стационарные наблюдения за погодой в Якутии организовал участник знаменитой Второй Камчатской экспедиции профессор И. Г. Гмелин, который в течение 10 месяцев пребывания в Якутске (с 1736 по 1737 годы), «испытывая особый интерес к стуже сибирского воздуха», вел наблюдения и записи. К сожалению, они не сохранились (сгорели во время пожара).

Первый годичный ряд стационарных метеорологических наблюдений в Якутске (с 24 июня 1768 по 6 августа 1769 года) создал капитан корпуса топографов И. И. Исленьев. Побывавший в Якутске в 1844 году академик А. Ф.  Миддендорф назвал Якутск «гнездом стужи» и одновременно считал, что в других местах Якутии могут отмечаться морозы сильнее.

Зафиксированная в городе Верхоянске политическим ссыльным И. А. Худяковым температура -63,2 градуса по шкале Цельсия подтвердила догадку А. Ф. Миддендорфа. И с 1869 года Верхоянск считался мировым полюсом холода. При освоении Антарктиды полюс холода планеты Земля перешел на этот материк, но Верхоянск остается самым морозным местом северного полушария. Причем самую низкую температуру еще в девятнадцатом веке отметил С. Ф. Ковалик.

Обратимся к книге «Климат СССР», часть 1, выпуск 4, изданной в 1933 году: «Верхоянск расположен в равнинной местности, на правом низменном берегу реки Яны, в расстоянии около 0,5 км. от последней и на высоте около 9,0 м. над уровнем воды в реке. Наблюдения в Верхоянске с января по декабрь 1869 года производились Иваном Худяковым с помощью минимального термометра, в точности которого сомнений быть не может. Об установке его мы не имеем никаких сведений.

С ноября 1871 по март 1872 года наблюдения велись купцом Гороховым. По какому термометру производились эти наблюдения – сведений нет.

В ноябре 1884 года Ленской экспедицией в Верхоянске была организована постоянная станция. Наблюдения производились по проверенному спиртовому термометру, установленному в деревянной будке с жалюзи (установка Стефенсона). Средние величины с ноября 1884 по март 1885 оказались слишком низкими».

Выстрел в степи


13 декабря 1883 года из Якутска в Верхоянск выехал «государственный преступник», ссыльнопоселенец Сергей Филиппович Ковалик. В окружной город Верхоянск он прибыл 6 января 1884 года, и далее в пункт назначения – местечко Дуолгалах.

Ковалик родился 25 октября 1846 года в дворянской семье из Могилевской губернии. В 1864-1869 годах учился в Петербургском и Киевском университетах, где получил степень кандидата математических наук и увлекся революционными идеями. В 1871 году переехал в Петербург и, как написал в автобиографии, «ушел в революционное движение». Через три года Ковалика арестовали и после длительного следствия «на процессе 193» приговорили в 1878 году к 10 годам каторжных работ. Спустя 3 года его отправили в Сибирь. На этапе до Иркутска только двоих – Ковалика и Войнаральского – из 11 государственных преступников держали закованными в нижних кандалах.

О причинах такого обращения рассказал писатель В. Г. Короленко, встретившийся с ними в иркутской тюрьме: «Были в иркутской тюрьме и другие представители большого процесса и идеалистического народничества: Порфирий Войнаральский и Сергей Ковалик. С ними были связаны несколько эпизодов, которые сделали их имена очень популярными в радикальной (так тогда называли) среде.

Начать с того, что оба уже были далеко не зеленые юноши, как большинство подсудимых. Затем ими, очевидно, так дорожили в революционной среде, что было сделано несколько попыток устроить их побег. Одна из попыток произошла, когда Войнаральского везли в одну из тюрем Харьковской губернии. Это было дело чрезвычайно смелое, даже дерзкое, о нем много писали в газетах. Среди белого дня, на почтовую тележку, в которой два жандарма везли Войнаральского, напали верховые. Человек, переодетый офицером, остановил повозку и стал расспрашивать жандарма. Затем выстрелом из револьвера он ранил его и долго гнался вместе с другими по дороге за повозкой, но ямщику удалось ускакать…

Войнаральский и Ковалик, связанные дружбой на воле, были дружны и здесь. Войнаральский был человек небольшого роста, подвижный сангвиник. Его приятель, наоборот, большого роста и очень флегматичен. Только приглядевшись к этому большому, грузному, как бы отяжелевшему человеку, можно было разглядеть огоньки юмора, пробегавшие порой в его глазах, и услышать метко-остроумное замечание. Вообще же он производил впечатление помещика-сибарита, и арестантский халат порой казался на нем комфортабельным халатом. Говорили, что впоследствии в Якутской области он оказался очень деятельным хозяином, до известной степени культуртрегером».

В Якутске пути-дороги друзей разошлись по не зависящим от них причинам.

Александр Александрович Бунге

Рекорд Ковалика


В июле 1884 года завершилась двухгодичная работа Ленской полярной экспедиции в устье реки Лена на острове Сагастырь. Ее участники уехали в Санкт-Петербург.

И лишь врач экспедиции, доктор медицины Александр Александрович Бунге, лечивший членов экспедиции и также проводивший геомагнитные и метеорологические наблюдения, выехал в Верхоянск для подготовки новой экспедиции.

Зная о результатах наблюдений И. А. Худякова, он открывает метеостанцию. Приборы имеются, только кто этим займется? Верхоянский окружной исправник Ипатьев рекомендует Ковалика, проживающего в Дуолгалахе. Ради науки он нарушает строгие инструкции (ведь Ковалик – государственный преступник) и разрешает его переезд в город Верхоянск.

Прибыв в Якутск, А. А. Бунге просит Якутского губернатора дать официальное согласие на переезд Ковалика. Но тот отказывает. И Бунге обращается за помощью в Главную физическую обсерваторию.

«…Как обсерватории сообщил доктор Бунге, он устроил таковую (метеостанцию – Ю. А.) в городе Верхоянске, причем заявил свою готовность производить наблюдения кандидат математики Ковалик. Но так как господин Ковалик не имеет права постоянно проживать в г. Верхоянске, то поэтому он не может производить без перерыва метеорологические наблюдения, отчего, разумеется, страдает все устроенное это дело.

…Главная физическая обсерватория … имеет честь обратиться к Вам с покорнейшею просьбою: не найдете ли Вы возможным разрешить господину Ковалику постоянно проживать в городе Верхоянске. Исполнением этой просьбы, Ваше Превосходительство, премного обяжете обсерваторию и окажете немалую услугу науке метеорологии».

Письму Главной физической обсерватории из Петербурга от 9 апреля 1885 года, отправленному на имя Якутского губернатора, был дан ход. Официальное разрешение поступило в Верхоянск лишь в августе, в нем временно разрешалось С. Ф. Ковалику переместиться в город для работы на метеорологической станции.

Согласования продолжались несколько месяцев, но уже 15 января 1885 года Сергей Филиппович Ковалик отметил самую низкую температуру, из ранее наблюдавшихся в мире когда-либо, а именно -67,8 градуса по шкале Цельсия. Наблюдения в Верхоянске продолжались. Следует сказать, что в 1887 году Главная физическая обсерватория согласовала с губернатором возможность переселения Ковалика в Усть-Янск для ведения метеонаблюдений там. Но он сам отказался переезжать, а причиной тому послужили веские доводы, о которых обсерватория не знала.

Во-первых, 39-летний Сергей Филиппович вступил в законный брак с девицею Ольгой Васильевой, городской повивальной бабкою (так называлась акушерка), находящейся на государственной службе. Во-вторых, он построил собственный дом (бывший дворянин Ковалик в Верхоянске научился класть печи, освоил плотницкое и столярное дело, занимался торговлей).

В соответствии с законом спустя 5 лет нахождения в ссылке он написал прошение Иркутскому генерал-губернатору «о приписке в крестьяне». Первое прошение отклонили, а второе в 1890 году – удовлетворили. Следует сказать, что Верхоянский полицейский исправник Ипатьев довольно либерально относился к Ковалику. И до получения разрешения от губернатора временно разрешил остаться в городе для производства метеонаблюдений.

За 6 лет нахождения в Верхоянской ссылке Сергей Филиппович изучил якутский язык и быт местного населения, написал брошюру «Верхоянские якуты», а метеорологические наблюдения вел без всякого вознаграждения.

Получив разрешение выехать из Верхоянска, С. Ф. Ковалик перебрался с семьей в г. Балаганск Иркутской области, а затем в Иркутск. Довелось ему в 1894-1896 годах снова побывать в Якутии, теперь уже в качестве члена Сибиряковской экспедиции по исследованию влияния золотодобывающей промышленности на быт якутов. В связи с этим объездил Сибиряковские прииски, некоторое время жил в Олекминске.

В 1908 году ему разрешили выехать в европейскую часть России без права проживать в столичных и университетских городах. До конца своих дней Сергей Филиппович прожил в Минске, работая на разных должностях: бухгалтер, председатель земельного комитета, городской голова. При советской власти стал заведующим пенсионным отделом и преподавателем высшей математики в Политехническом институте.

В своих воспоминаниях С. Ф. Ковалик не считал свое пребывание в Верхоянске чем-то выдающимся.

Новости

Популярное

Подростки сломали двери в теплой остановке Якутске
Город | 1 день назад
Подростки сломали двери в теплой остановке Якутске
Камерами видеонаблюдения зафиксированы девочки-подростки.
На площади Орджоникидзе провели тестовый запуск новогодней подсветки «Кытыйа»
Город | 1 день назад
На площади Орджоникидзе провели тестовый запуск новогодней подсветки «Кытыйа»
Руководитель МКУ «СЭГХ» города Якутска Владимир Аммосов рассказал об основной идее инсталляции.
Отключения света 22 ноября в Якутске
Город | 1 день назад
Отключения света 22 ноября в Якутске
В графике указано плановое время выполнения ремонтных работ.
В городе Якутске проходят специальные показы Международного кинофестиваля «Послание к человеку»
Афиша | 1 день назад
В городе Якутске проходят специальные показы Международного кинофестиваля «Послание к человеку»
23 и 24 ноября якутянам покажут короткометражные фильмы из разных уголков мира.