Самая грамотная якутянка: «Сначала я написала диктант на «тройку»
«Текст был сложным»
- Кем вы работаете?
- Я главный специалист юридической группы якутского отделения Энергосбыта. Среднее специальное образование получала в Екатеринбурге, а потом уже на заочном отделении училась здесь, в Якутске, на юриста.
- Ожидали ли Вы, что попадете в шестерку самых лучших?
- Нет, потому что я сначала прошла все три диктанта на сайте и все три написала на «тройки». Мне просто стало интересно, как я напишу его вживую. Я считаю, что я не самый неграмотный человек.
- Замечали, что наделены особой грамотностью?
- Моя учительница всегда мне говорила, что у меня врожденная грамотность. Я училась в 32 школе, окончила ее в 1997 году с медалью. По русскому языку у меня была «пятерка», конечно.
- Как Вы узнали о диктанте?
- Мама моей начальницы узнала про этот диктант, мы стали общаться, узнавать, попробовали пройти его на сайте. И просто интересно стало попробовать. Стало интересно, много ли народу придет. Я писала его в Национальной библиотеке – там было очень много участников, аудитория была забита. Мы искали и добывали себе стулья, вторая аудитория была полная абсолютно. Мне показалось, что либо это была молодежь, студенты, либо это, наоборот, люди уже достаточно пожилые, взрослые. Моего возраста людей было мало, и были одни женщины практически. У нас в аудитории я заметила одного мужчину только.
- Каким Вам показался текст диктанта?
- Там были моменты, особенно в пунктуации, по которым показалось, что это достаточно сложный текст. Чтобы правильно расставить знаки препинания, нужно понять, что именно хотел сказать автор. И в некоторых местах пришлось сильно задуматься, и я была не уверена, что правильно поняла и тем более правильно расставила знаки препинания. Я задумалась над словом «этрусков», у меня не было однозначного представления, одна или две С в этом слове.
Спасибо учительнице!
- Вас не удивило, что половина якутян получила «двойки»?
- Мне показалось, что это обычный результат, судя по статистике. А вообще, я не удивлена, потому что я сама писала на сайте на «тройку», притом, что знаю, что я достаточно грамотно пишу. Все давно учились в школе и забыли правила.
- А отчего вы грамотная? Может, дело в семье?
- У меня брат достаточно грамотно пишет, что касается родителей – у мамы высшее образование, она пишет грамотно. У папы среднее техническое образование, он очень начитан, много знает, а как он пишет – я не знаю, так как письменно с ним не общалась.
- Может, дело в том, что Вы много читаете?
- Да, я много книг читала, но дело не только в этом. Я думаю, что большая роль в этом принадлежит моей учительнице по русскому языку и литературе, которая учила меня в средних и старших классах. Ее зовут Лариса Романовна Дмитриева. Мы после долгого перерыва как раз недавно с ней встречались, и я думаю, что ей будет приятно знать, что я написала диктант на «пятерку». Я думаю, что многое зависит от учителя, потому что русский язык – сложный предмет.
- Вам в школе нравилось писать диктанты?
- Я больше любила сочинения. Во-первых, это простор для творчества, во-вторых, те слова, которые ты не знаешь, как написать, или те знаки препинания, которые ты не знаешь, как расставить, ты всегда можешь написать по-другому. За счет этого оценка за грамотность у тебя будет лучше.
По уровню текстов можно судить о людях
- Как думаете, кому больше всего нужно быть грамотным?
- Я считаю, что все люди, которые обучают не только русскому языку, литературе и гуманитарным дисциплинам, а всем другим предметам, должны уметь говорить. Грамотность также необходима юристам и тем, кто много пишет. По уровню текстов, по наличию в них ошибок представляется мнение о человеке. Когда мы пишем исковые заявления, жалобы, какие-то письма, ответы, прежде всего обращают внимание на ошибки и потом на содержание. Поневоле даже при хорошем содержании, если написано с большим количеством ошибок, думаешь, что это несерьезно как-то смотрится.
- Вас не передергивает, когда люди неправильно пишут?
- Меня уже давно не передергивает, потому что большая часть наших собеседников и тех, кто пишет, допускает много ошибок, к чему я уже привыкла. И, тем более, я много общаюсь в Интернете. Но есть такие безумные вещи, когда, например, глаголы пишут без мягкого знака на Ш... Казалось бы, тут даже думать не надо, но когда их поправляешь, они говорят: «А какая разница?».
- А к вам обращаются коллеги с просьбой исправить текст?
- Обычно ошибки исправляешь параллельно, исправляя содержание. Бывает, что исправишь кому-то текст, и он говорит: «Если напишешь так, как ты говоришь, то Word подчеркивает, а если нет, то не подчеркивает». Но Word – это не предел грамотности, конечно.
- А кроме текстов по работе не увлекаетесь, может быть, писательством? Чем Вы увлекаетесь?
- Нет, больше пишу по работе только. Ничем не увлекаюсь, работаю все время. У меня дочка маленькая, в этом году пойдет в школу. Все время у меня занимает работа и ребенок. Люблю фотографировать и ездить на велосипеде. А так, времени свободного, как такового, нет.
- Что Вы читаете?
- Я сейчас мало читаю, очень много по работе приходится читать нехудожественного чтива. Моя любимая книга – это «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. В школе я очень любила Достоевского, и если в школе я читала несколько его произведений, то потом я дочитывала все остальное. «Белые одежды» Дудинцева нравятся, Солженицына «Раковый корпус».
- Как вам проект «Тотальный диктант»?
- Интересный очень проект. Я даже не знала, что это в первый раз у нас проводится. У человека должен быть какой-то азарт, интересно очень себя проверять в чем-то.
В следующем году “тотальному диктанту” быть!
Таким образом, тотальный диктант прошел в Якутске массово и ажиотажно. Несмотря на то, что половина написала на «двойки», что ставится за 8 и более ошибок. «Есть «двойки», которые могут легко перейти в «тройки», и «тройки», близкие к «четверкам», в следующем году участники могут взять реванш!, - комментирует Анна Осина, организатор проекта. - Жаль только, что ни один книжный или канцелярский магазин в Якутске, куда обращались организаторы с просьбой предоставить всего лишь ручки и тетради, не пожелал проспонсировать акцию. Так что организаторы «Тотального диктанта» вынуждены были выкручиваться сами».
Хотя перед диктантом провели пятиминутку ликбеза, вспомнив и повторив правила русского языка, 252 человека из 469 – практически половина участников - получили «двойки». А ведь это отнюдь не школьники, а взрослые люди! Победителей, написавших диктант на «отлично», всего шесть, причем трое из них это учителя, а еще один - преподаватель СВФУ. Они написали все без ошибок или с одной пунктуационной ошибкой.
Напомним, что работы проверяли 40 преподавателей филологического факультета. Оценка была как в школе – от «неуда» до «отлично». Все желающие получат сертификаты участника «Тотального диктанта», а отличники еще и получат призы.
В ГУКе «двойки» получили 130 человек, в библиотеке — 78. Все рекорды по двоечникам побил Нерюнгри: из 44 человек, написавших диктант там, «неуд» получили 42. Самый лучший результат у представителей педагогической общественности и школьников, площадка - 15 школа. Из 51 участника «двойки» только у двух людей.
«Четверки» получили 76 человек. Все остальные получили «тройки».