Счастлив лишь тот, кем владеет любовь
В последних числах августа полувековой юбилей совместной жизни отметила семья Варвары Прокопьевны и Михаила Егоровича Соловьевых из Тулагино-Кильдямского наслега.
Их жизненный путь не был легким и беззаботным. Дети войны, они с детства испытали лишения и трудности, выпавшие на долю старшего поколения: голод и нищету, непосильный труд в тылу наравне со взрослыми, полусиротское существование после смерти матерей. Но они выстояли, получили образование, создали прекрасную семью и вырастили четверых детей, пятерых внуков.
Осенний юбилей
Варвара Прокопьевна Соловьева
«Как принято у селян, все праздники отложены на позднюю осень, когда и скот в стойла встанет, и закрома полнятся припасами. У нас так заведено, что если гостей зазывать, то стол должен ломиться от угощений. Главное, чтобы все было свое: мясо скотины, нагулявшей жирок на нашем разнотравье, овощи и разносолы со своего огорода. Так что золотую свадьбу, отметим в ноябре», - поделились при встрече старики.Мы во дворе дома Соловьевых. Здесь все, как и у многих сельчан – теплицы, парники, кусты малины и смородины, густо оплетающие забор, стог сена в задворках, коровник, огород. Но главная особенность и гордость двора – цветники, искрящиеся разноцветьем – любимое увлечение Варвары Прокопьевны. Все аккуратно, во всем чувствуется рука доброго хозяина.
Не уступает и убранство небольшого дома, куда меня с радушием пригласили. Во главе стола пузатый самовар, пахнет свежевыпеченными пирожками и молоком. У порога строгим, изучающим взглядом встречает меня домашний питомец и всеобщая любимица кошка Кутя. Сколько ей лет – хозяева уже давно забыли и век Кути считают по возрасту старших внуков, кои с ней играли еще в далеком детстве. А внукам Соловьевых уже перевалило за двадцать лет. Сейчас все дети разъехались, живут своими семьями, старшие внуки – студенты, младшие – ходят в садик.
«В нашей жизни этот год особенный, - начинает свой рассказ отличник просвещения РСФСР Варвара Прокопьевна. Мы отмечаем сразу несколько юбилеев. Золотую свадьбу, 50-летие старшего сына и такую же годовщину переезда в Тулагино. А еще дедушкино 75-летие. К тому же у нас нынче трое выпускников, - смеется хозяйка. Старшая внучка Катя заканчивает ЯГИТИ, внук Егор – среднюю школу, а еще одна внучка Вика – детский сад в городе. Так и живем, гостей встречаем, сами ездим по приглашениям. Чем еще, кроме хозяйства, старикам заниматься? Ходить на юбилеи», - шутит Варвара Прокопьевна.
Михаил Егорович Соловьев
Пока Михаил Егорович ушел по неотложным делам в наслежную администрацию, мы с ней рассматриваем семейные фотографии, награды, альбомы о школах, где в молодые годы работали супруги. С еле скрываемой гордостью Варвара Соловьева делится успехами своих учеников, многим из которых уже давно за полсотни лет. «Вспоминают ученики, не забывают. Сельчане всегда здороваются, справляются о здоровье. Если попросишь помочь, никогда не отказывают», - так отзывается об учениках их бывшая учительница. Наш разговор прерывает внезапно появившийся Михаил Егорович.Как оказалось, за это время он уже успел сбегать по делам, в магазин за хлебом и до реки, где выудил два огромных карася. «Таких отродясь в этой протоке не ловил. Наверное, царя и царицу поймал или старожилов», - гордо позируя с уловом перед объективом, шутит Михаил Егорович. Вообще Соловьевы люди очень веселые, любят и понимают добрую шутку, скорые и легкие на подъем и очень увлеченные. Но обо всем по порядку.
Первый взгляд он главный самый
- Вы помните свою первую встречу?
В. П.: Конечно. Как вчера помню. Вначале меня хотели направить в Оймяконский район. Но я наотрез отказалась. Тогда мне дали предварительное назначение в Мегино-Кангаласский район. Помню, как с подругой Кристиной Федоровой, тоже молодой учительницей, со всем своим скарбом, чайником за плечом, настольным зеркалом в руках и почему-то мешочком свежего лука шли всю ночь пешком с Нижнего Бестяха до Майи. Наутро там должно было состояться августовское совещание. Мы не могли опоздать на свое первое педагогическое собрание.
В ту ночь, не прекращаясь, шел дождь, кругом слякоть. По пути мы жгли костер, отдыхали немного, согревались горячим чаем и шли дальше. Ноги все сбили, но дошли вовремя. Когда пришли в Майю, узнали, что дату совещания перенесли. Каково же было разочарование! Таким стало начало моей педагогической деятельности, самостоятельной жизни в совершенно чужом и незнакомом районе. С Майи меня определили в I-ю Нахаринскую школу и направили в село Телиги. Там по приглашению заведующей школы, Варвары Петровны Карповой, я поселилась у нее дома. Как позже оказалось, она была родственницей моего будущего мужа.
Варвара Петровна вела очень активную общественную работу и часто уезжала в командировки по депутатским делам. Она была общественницей до того активной, что уезжала иной раз, оставив меня нянчиться с грудной дочерью. Ну и я от нее не отставала в общественных делах. Старалась участвовать во всех сельских мероприятиях. В тот день, когда Михаил Егорович к нам приехал, мы с подругой как раз пришли с лыжни. Может, этим я ему приглянулась. Он же любит спорт и подумал, что я тоже спортсменка, хоть я таковой и не была. Почему-то так получилось.
В то время меня назначили агитатором в близлежащий участок деревни. А Михаила Егоровича, так как он был в составе выборной комиссии, направили проверять мою работу. Мы вместе пошли пешком до моего избирательного участка, по дороге разговорились. Он рассказал о своей работе, сказал, что в соседнем селе Бырама живет его отец, а мама умерла, когда он был еще подростком. Михаил как-то сразу расположил к себе и просто понравился мне как человек: манерой разговора, суждениями, внешним видом. Хотя по сравнению со мной, рослой и очень серьезной дамой - сельской учительницей, он внешне выглядел совсем мальчишкой. Это видно даже на старых фотографиях, где мы как мама с сыном (смеется).
М. Е.: Она была такая красивая, улыбчивая. В то время я о женитьбе не задумывался и, хотя девушка понравилась, я даже не надеялся на взаимность. Потом мы подружились, стали переписываться. Я часто приходил в село. Семь верст на одном дыхании проходил пешком, чтобы ее увидеть. Через год поженились, потом переехали жить в Тулагино.
В. П.: Когда поженились, решили жить в городе. По приезду в Якутск, в гороно направили меня учителем в Тулагино-Кильдямскую школу. В тот год Тулагинской школе исполнилось 50 лет. Меня очень тепло встретил директор Е. А. Захаров. Школа располагалась в старом здании, и среди своих достижений директор мне назвал то, что к началу учебного года они добились обустройства центрального отопления. До этого, оказывается, топили печку. И вот я стала учить 4-й класс.
Дети, люди, природа, мне сразу все понравилось. Но мы с Михаилом жили почти врозь. Я в Тулагино, а муж в городе, так как он там работал в строительной организации. В том году родился старший сын, и к зиме мужу пришлось переехать жить к нам в деревню. Он устроился на работу в совхозе, но также трудился в строительной бригаде. Хотя в деревне и не было спортзалов как в Якутске, он не бросал занятия спортом ни на один день, проводил спортивные секции для молодежи.
Через два года у нас родился второй сын. Именно в то время способности мужа к спорту заметил директор нашей школы и предложил поехать учиться на учителя физкультуры в Москву. Михаил уехал, а я осталась с двумя маленькими детьми.
Мне пришлось вернуться обратно в Телиги. Там меня знали и помнили, а в качестве жены Михаила я там уже была своей. Меня радушно приняли родные мужа, и я там жила с детьми вплоть до его возвращения из Москвы. Когда он приехал, мы уже вместе поехали работать учителями в село Балыктах. А через пять лет снова вернулись в Тулагино и больше уже никуда не уезжали. Здесь позже родились наши две девочки, внуки. Из Тулагинской школы мы и ушли на пенсию.
Экономика заставляет двигаться
- Когда людей отправляют на пенсию, многие ощущают себя отринутыми от общества. Как вы себя чувствуете на заслуженном отдыхе?
М. Е.: Ненужными, невостребованными мы себя не ощущаем. Мне 75 лет. Для мужчины это не старый возраст. Я мастер спорта РС (Я), ветеран тыла, ветеран спорта РС (Я) и РФ, не курю, не пью, продолжаю заниматься спортом, бегаю, тренирую группу женщин в Тулагино.
Зимой обливаюсь холодной водой, купаюсь в речке до ледостава. Все время нахожусь в движении. Это мне помогает быть здоровым. Ни артериального давления, никаких болезней пока еще не знаю. Но в большом спорте уже результатов не даю (смеется). Занимаюсь только для себя. В последний раз в 60 лет завоевал 2-е место на международном соревновании в Омске в марафонском беге на 42 км. 195 метров.
В молодости думал, что, когда выйду на пенсию, буду отдыхать, ходить на рыбалку, охоту. Но, как видите, нам не до отдыха. Жизнь стала совершенно другой. СССР развалился. А рыночная экономика заставляет двигаться. Более того, я пропагандирую движение, здоровый образ жизни, посильный труд в любом возрасте.
- Но согласитесь, хочется, наверное, как раньше, с детьми в спортзале побегать, поиграть, научить чему-то?
М. Е.: После того, как ушел на пенсию, я три года не ходил в школу. До такой степени мне надоела эта работа. А сейчас захожу, меня с удовольствием приглашают и в ДЮСШ. Наблюдаю, как дети занимаются. Очень огорчает, что в республике стали очень мало внимания уделять массовому спорту. Учителя ограничиваются уроками, секциями.
Нужно, чтобы все люди занимались и стремились быть здоровыми. Какие сейчас красивые спортзалы строят, стадионы. А туда ходит только небольшая кучка людей. Раньше у нас был всего лишь один мяч на весь поселок, но как мы играли! Весь народ выходил погонять мяч, в футбол поиграть, волейбол. В республике сейчас принимают стратегию развития физкультуры. Я бы посоветовал больше внимания уделить массовому спорту.
В. П.: На пенсии я продолжала работать в школе. Была воспитателем в продленной группе. Мне нравилось. Потом решила и вовсе пойти на отдых. Не зря ведь выход на пенсию называется заслуженным отдыхом. Значит, пора. Ненужной себя не ощущаю. Занимаюсь домом, внуками. Дел хватает.
Любить, значит, жалеть
- Что для вас значит слово «любовь»?
М. Е.: Уважать мнение друг друга, по мелочам не спорить, понимать. Раньше, когда были молодыми, может быть, многого не понимали. Сейчас по телевидению, в фильмах стали очень много показывать и рассказывать про отношения мужчин и женщин. В каких-то пределах это допустимо. Но не в таком виде, как у нас есть, и не в тех объемах, когда рекламируют свободные отношения, наркотики и прочее. Становится страшно за подрастающее поколение. Все-таки чистота в отношениях, честность, верность должны быть.
В. П.: С возрастом я все больше понимаю, что любить, значит, жалеть. Видишь, как он устает, помогаешь, советуешь отложить на следующий раз. Михаил, если чувствует, что я устала, заранее подогреет чай, еду, приготовит постель, что-то сделает вместо меня. Я его жалею. Говорю, что даже металл ржавеет. Ведь он с утра до вечера работает, бегает. Как заводной механизм. Пожилому человеку так можно упасть и не подняться.
- И никогда вы не спорите?
М. Е.: Нет. Зачем, если все это мелочи, которые можно пережить? Варя меня иногда бранит за то, что разбрасываю по двору рабочие инструменты, оставляю, где попало. Я всегда был таким. Никак не могу побороть забывчивость. К тому же сейчас в силу возраста стал еще более забывчивым.
В. П.: Я тоже. Поэтому сильно его за рассеянность не ругаю. Мы даже в молодости не спорили и не ссорились. Он не давал повода, да и я. Если по каким бытовым вопросам я ворчу, у Михаила такой характер, что он абсолютно не обращает на это внимания. Все превращает в шутку. Это у него получается. Единственно, из-за чего я часто возмущаюсь, это его занятиями спортом. Надо умерить свой пыл, все-таки старый уже. Хотя я и недовольна сейчас, с самых первых лет совместной жизни не было такого, чтобы я не провожала его на соревнования. Сама как спортсменка вставала в 6 утра, кормила, напутствовала.
- Вместе пятьдесят лет. Не могу судить, много это или мало. Вместе с тем, в жизни каждой семьи бывают периоды, когда кажется, что любовь уходит. Тогда пары начинают ревновать друг друга, даже по мелочам. Вы не ревновали друг друга?
М. Е.: Нет. Варя, кроме меня, ни на кого внимания не обратит. Я это знаю.
В. П.: Михаил никогда меня худым словом не обзывал, не ревновал. Хотя у меня всю жизнь в друзьях были одни мужчины. Я ведь росла с мальчиками, поэтому мне как-то всегда ближе мужчины. А он всех женщин жалеет, хочет помочь.
М. Е.: Мы даже внуков делим. Так получилось, что первые два старших внука – девочка и мальчик. Вторые – тоже. И мы не сговариваясь, делим их: я – девочку, она – мальчика. Я-то не балую. Больше учу, занимаюсь и тренирую. А она почти все позволяет, и что им хочется, они все равно у нее возьмут (смеется).
- Но все же, если вы недовольны чем-то, как обычно говорите об этом друг другу?
В. П.: Как получится. Но кричать, браниться – не в наших правилах. Мы столько времени вместе, что понимаем друг друга с полуслова, взгляда, выражения лица. Зачем ругаться?
М. Е.: Варя права, как всегда. Меня в моей жизни все устраивает. Нет причин для недовольства.
- Кто у вас главный всегда и последним принимает решения?
В. П.: Мы все вопросы решаем сообща, спокойно, за чашечкой чая или, как обычно бывает, перед сном. Михаил бывает очень скорым на выводы, решения. Поэтому я его успокаиваю и убеждаю.
М. Е.: У нас главная, скорее всего, Варя. Она мать, поэтому ее мнение всегда главнее. А я – исполнитель. Хотя большие вопросы мы всегда обсуждаем вместе. Чье предложение покажется наиболее правильным, на том и останавливаемся.
Все ценности в человеке – от семьи
- Вы вдвоем учителя, отдавшие жизнь воспитанию детей. Как вы думаете, в каком возрасте человек наиболее восприимчив к воспитанию?
В. П.: В любом возрасте человек может вычленить для себя какие-то жизненные уроки. Но самое основное воспитание человек получает в детстве, в семье. Это неоспоримо. Я выросла в семье колхозников в селе Чинэкэ (II Чочу) Вилюйского района.
Как помню, наши родители все время трудились. Мы оставались дома, и все хозяйство было на нас. Потом началась война. Отца забрали в армию в 42 году. Помню, как он сидел на лошади, а мама протянула ему кулек с моим новорожденным братом Петей. В деревне стоял страшный голод и холод. Нас, как семью фронтовика, поселили в здании клуба. Там жили многодетные, те, кто не мог самостоятельно прокормить семью. Многие умирали. Было помещение по соседству, там и складывали тела умерших. По весне их хоронили.
Все тяготы той поры сильно сказались на здоровье матери, и она очень рано умерла. Мы остались одни с отцом. Мне тогда было 13 лет. Было очень трудно. Жили впроголодь, многого не хватало. Но мы выжили. Благодаря добрым людям, интернату и позже стипендии в училище, я смогла получить образование. Позже жизнь наладилась, я стала зарабатывать, помогать младшим братьям.
Мы с Михаилом живем просто, без излишков, своим трудом. Никогда целью нашей семьи не было любой ценой разбогатеть. Этому мы учим и своих детей, внуков. Ведь главное богатство человека не в том, сколько у тебя денег в кошельке, а в его душевных качествах, знаниях, умениях. Если последнее можно получить в школе, то самому главному – умению жить, ладить с людьми, трудиться и стремиться к чему-то, человек учится в семье.
М. Е.: Дети у нас выросли образованными, хорошими людьми. Старший всю жизнь проработал прокурором в районе, сейчас на пенсии, дочка – учительница иностранных языков, младшая – продавец, еще один сын – сельский труженик. Такие тоже нужны. Если бы не он, кто бы нам сейчас помогал в хозяйстве? Сейчас живем надеждой, что старшие внуки получат образование и станут хорошими людьми, работниками. К труду мы их приучили.
- Как вы думаете, в воспитании детей на что следует родителям обратить особое внимание?
В. П.: Родители должны быть примером. Если они показывают детям свои плохие стороны, то что с них потом спрашивать? Личный пример должен быть во всем.
М. Е.: Кроме этого, детей надо приучать к труду. Посильному. Мы все время пропадали в школе. Может, поэтому наши дети с детства приучены к труду и умеют делать все по хозяйству. А к внукам отношение, конечно же, другое. У нас появилось больше времени, и я лично больше хочу их занять спортом, гимнастикой. Хотя жена не разрешает слишком нагружать.
В. П.: Я останавливаю, когда он начинает слишком рьяно их тренировать. Дети еще совсем маленькие. Да, согласна, что к внукам у меня иное отношение. Но я их никогда не балую, все в меру. Вот я, постоянная активистка села, депутат поселкового совета, участница народного инструментального ансамбля, которая не мыслила себя вне общества, бросила все это после рождения внучки. Нисколько об этом не жалею, но вспоминаю то время очень часто. Хорошие были времена.
Тогда в нашей школе директором работал ныне председатель Гордумы Александр Саввинов. Он играл на гитаре и так всех увлек музыкой, что все дети в поселке ходили с гитарами, и даже я вспомнила студенческую юность и начала играть на мандолине. У нас в школе в то время был свой оркестр, и мы даже завоевали 2-е место в общегородском конкурсе. Вот что значит личный пример в воспитании детей!
- Ну, а к другим детям как вы относились?
В. П.: Своих детей мы учили быть примером для других, так как они были детьми учителей. Как-то сын даже сказал: «Как тяжело быть ребенком учителя» (смеется). А к другим детям я относилась более мягко. Учитель начальных классов должен быть сам немного ребенком. Ко мне мои мальчики приходили и звали играть во двор. Хотя я была уже не в том возрасте, чтобы гонять хоккей с малышами. Но я играла и с удовольствием. При этом, конечно же, не забывала, что я учитель, взрослый человек и продолжала учить уму-разуму, каким-то простым житейским мудростям.
М. Е.: У Вари все мальчики были в почете. Она до сих пор со всеми своими учениками общается. Даже если пьяный бывший ученик подходит или ведет себя плохо, отчитывает. А они прощения просят (смеется). Что для взрослого мужика прощение старой учительницы?
В. П.: Я никогда не курила, не пила. Всегда была против этого и, конечно же, не нравится, когда другие пьют, тем более ученики, хоть и бывшие. Они понимают это и не обижаются.
Советы от Соловьевых
Никогда не спорить, не ссориться по мелочам. Все проходит, нужно просто выждать время и успокоиться. Нужно уважать друг друга, жалеть, ценить каждый миг, прожитый с любимым человеком и помнить, что из этих мгновений складывается совместная долгая и счастливая жизнь.
А еще женщина всегда с улыбкой должна встречать мужа. Она – главная хранительница семьи, ее настроение и душевный настрой. Надо всегда помнить об этом.