Сел и поехал! Маленькими шагами – к гуманности
ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ
Первым объектом Управление жилнадзора выбрало сдающееся здание на 203-м микрорайоне. Красивый дом. Нас ведут к пандусу, но его скорее нужно называть съездом для колясок. Во время его возведения их практическое применение исследовал Александр Прокопьев, тогда ему не удалось взобраться наверх, а вот спуститься вниз удалось. Строители учли пожелания Прокопьева, и в этот наш приезд пандус удлинен, а часть бордюров в тротуарах разобрана и отмечена желтыми линиями. Словом, застройщик, сдающий объект, постарался на славу.
ВСЕ ГЕНИАЛЬНОЕ – ПРОСТО
Только въехав на строительную площадку второго строящегося объекта на Якутской, 11, я восхитилась гениальной находкой инженеров – тротуары во дворах забетонированы с ажурно-рельефным рисунком, при чем бороздки достаточно глубокие, что уменьшает скольжение во время межсезоний и гололеда. Действительно, все гениальное просто. Аллилуйа главному инженеру, не принявшему решение устлать модной плиткой и подъездные пути, и крылечки, и входные группы. Лаконичный дизайн, соображения безопасности и здравый рассудок взяли верх. Хвала застройщику, а это «Трансстрой», за заботу о будущих жильцах, в том числе маломобильных! Так как здание имеет некоторые округлости, то пандусы, возводимые под определенным углом, здесь устанавливать не было технической возможности. Строители пошли на некоторые затраты и приобрели дорогущие гусеничные тягачи иностранного производства и их-то на этом объезде как раз и испытали. Для этой цели была приглашена председатель общества инвалидов, но женщина, опасаясь неизвестной конструкции, подопытным быть отказалась. Страшновато, мол. Тогда в инвалидное кресло усадили молодого человека по имени Захар, дабы тот при всяком «пожарном» сумел выскочить, а потому он, даже пристегиваться не стал. Собирали Захара как в космос.
«ГУСЕНИЧКА»
Строители собирают «ракету», «космонавт» перекрещивается, кто-то кричит ему «С Богом!» и «гусеничка» ступенька за ступенькой медленно вскарабкивается к входной группе, а, удачно преодолев это расстояние, въезжает в лифт, тоже, кстати, адаптированный, в том числе и для людей с ограниченными возможностями здоровья. Эксперимент удался! Малоскоростная «гусеничка» с «маломобильным» пассажиром позволяет поставить застройщику оценку «пять» по пятибалльной же шкале. Впрочем, по мнению председателя общества инвалидов, лишь визуально, ибо нюансов в такой системе, учитывая наши климатические условия, тоже хватает. А сколько времени придется ждать консьержа, который вынесет эту «бандуру» весом в 120 кг, в пятидесятиградусный, скажем, мороз? А справится ли консьерж с возложенными на него обязанностями, ведь для управления «бандурой» требуются специальные сертификация и обучение?
Эксперты отвечают: подобная «гусеничка» обходится заказчику куда дороже, нежели возведение пандусов; а вот обслуживание обходится недорого, и оно ляжет на плечи управляющей компании; конструкция несложная, а заказ на нее можно будет сделать заведомо.
Андрей ПЕТРОВ, руководитель Центра мониторинга и оценки доступной среды:
– Мобильные группы населения это ведь не только инвалиды, но престарелые граждане, мамочки с детскими колясками, временно нетрудоспособные, к примеру, человек со сломанной ногой. Нужно сказать, дело сдвинулось с мертвой точки, и сегодняшний застройщик с вниманием относится к пожеланиям населения.
– А как быть тем, кто живет в неприспособленных для маломобильных групп населения местах?
– Такие пожелания носят заявительный характер. По законодательству обязать сделать это собственников жилья никак не получится. Но можно обратиться в Управление соцзащиты, и такие работы выполнит муниципалитет – в бюджете даже закладываются на них средства. Правда, очередь на сегодня очень большая. Но хоть в общественных местах стали вводить такие пандусы либо подъемники, о которых раньше и не мечтали.
– И, возможно, превратить весь город в безбарьерную среду?
– Скорее, в комфортную среду. Комфортную для всех.
Наталья ЧУСОВСКАЯ, руководитель Госжилстройнадзора республики:
– Такая идея давно витала в воздухе, и вот, наконец, реальные шаги.
– Наличие мероприятий по обеспечению безбарьерной среды – это обязательное требование законодательства?
– В общем-то да.
– Другими словами, если застройщики этих условий не выполнили, то объект не будет принят?
– Вот в чем сложность ситуации: по заданию заказчика работают проектировщики, которые эти мероприятия должны внести. Затем проект проходит экспертизы – государственную либо негосударственную. Но часто не тщательно все эти мероприятия в проекте прописаны, и на деле выходит так, словно выполнены они частично.
– То есть одна часть тротуара доступна, а пандус уже нет, и дорога завершена?
– К соцкультбыту уже более-менее параметры определены, а вот с жилыми домами пока комплексного подхода не получается. Мы надеемся, что заказчики будут идти на дополнительные затраты, чтобы создавать именно комплекс, а не только обязательную часть как бы «для галочки». И государство в последующем не будет тратить деньги на переобустройство.
– Это ж так, по-нашему: класть асфальт, а потом разбивать его, чтобы провести газ.
– В принципе лучше изначально предусмотреть все. Даже если сегодня нет в чем-то потребности, то уже завтра она может появиться. Все сразу, может, и не сделать, но эти пусть маленькие шаги в верном направлении есть. Радует, что застройщик идет навстречу пожеланиям потенциального клиента, и совсем не обязательно для этого усаживать как застройщика, так и проектировщика, в инвалидное кресло для проведения испытаний.
Фото автора