Школа, в которую хотят все
Собственное кредо
Пятая школа имеет свое педагогическое лицо, свое кредо. Антонина Кычкина, директор одной из лучших городских школ №5, неутомимый генератор идей, обеспечивающий деятельность коллектива профессионалов, говорит так: «Все, что организуется для детей, должно быть высокого качества, и в каждое дело должна быть вложена душа его организаторов». И в этих нескольких словах затаен большой смысл.
Каждый новый учебный день для учащихся пятой школы начинается с приветствия и пожелания, которыми школа с радостью встречает их - «Моя Россия начинается здесь» и «Мы – твое будущее, Якутия родная»... Особенность – и во внешнем облике школы, и в ее жизненном укладе. Каждый этаж школы в оформлении и содержании выполняет свою миссию. Первый – там учатся дети начальных классов – «РОСТок»: Развиваемся – Общаемся – Сотрудничаем – Творим». Второй этаж – Академия естественных наук и информатизации - оформлен по направлениям Школьного технопарка «ИКТ-полигон», «Эксплораториум», «Экспериментаниум», «Экосфера», «Нано-класс – Центр перспективных технологий», «Лего-парк», «Открытие» – центр развития одаренных детей, «Дизайн-лаборатория», «Школа математического моделирования», «Цифровая школа» – интерактивный портфель учителя. Третий этаж – Академия гуманитарного образования - представлена «Пушкинским залом» и «Школьным музеем истории».
Из истории
Пятой школе уже более века: свой столетний юбилей она отметила в 2007 году. Первым «местожительством» школы было деревянное двухэтажное здание, которое встречало горожан и гостей столицы в самом центре города – на площади Орджоникидзе. Оно было построено в 1912 году на средства известного мецената Николая Осиповича Кривошапкина, чье имя школа с гордостью носит и поныне. Особый творческий дух учительского коллектива зарождался с первых лет становления школы. В разные годы директорами школы были лучшие представители педагогической интеллигенции республики: Агния Петровна Расторгуева, Сергей Николаевич Бибиксаров. В память о светлом образе замечательного человека Сергея Бибиксарова, возглавлявшего школу 32 года, открыт кабинет истории его имени. Приветливо встречает школьников и гостей таинством истории школьный музей «История школы. Школа в истории». Благодарность за духовную, интеллектуальную и материальную помощь школе излучает Стена благодарения «Доброму – добрая память».
В стенах школы получили путевки в жизнь многие ведущие деятели науки, искусства и высококлассные производственники, и во все времена гуманизм, праведность, мудрость и доверие считались основными достоинствами коллектива учителей, среди которых уважаемые ветераны. Шли годы, школа меняла свой статус и курс, но неизменным оставались высокий профессионализм коллектива, творческая атмосфера и стремление помочь ребенку раскрыться, самоутвердиться, найти себя и стать успешным.
Инновационные шаги – фирменное образование
Каждая школа имеет свои традиции преподавания и оценки, отношения к детям и их родителям, принципы и нормы жизни педагогического и ученического коллективов. С неумолимым постоянством возникает вопрос о возможностях и условиях создания такой образовательной системы, которая не только не препятствовала бы, а помогала раскрытию индивидуального своеобразия ребенка и взрослого человека. И основной особенностью инновационной деятельности школы является замена административного управления научным руководством. Составление индикативного плана работы школы - первый опыт в образовательных учреждениях республики.
С 2008 года в школе реализуется концепция дуального и профильного образования, действуют фирменные классы по 7 стратегическим отраслям развития республики. Иначе говоря, фирменное образование для школы – это образование, призванное сформировать осознанный профессиональный выбор по приоритетным отраслям развития Якутии, вооружить школьников знаниями и выработать те способности, которые необходимы для успешного продолжения образования в послешкольный период и достижения наивысшего для себя карьерного роста. И здесь речь идет о создании в старшей ступени школы механизма освоения образовательных программ, обеспечивающего вариативность, личностную и практическую ориентацию образовательного процесса. И не только это. Нужно отметить, что все эти задачи, поставленные в школе, нашли отражение в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном стандарте второго поколения.
Успешно действуют разработанные под руководством директора программы: «Миссия общеобразовательной школы в реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС(Я) до 2020 года»; Концепция формирования менталитета детей и подростков на духовном наследии А.С.Пушкина; Концепция поддержки и развития чтения в школе №5; Программа «Школа, доброжелательная к детям»; проект «От школьного технопарка к образовательному кластеру».
Новое время – новые цели
Новое время ставит перед школой новые цели. В школе ведется работа по оформлению базы данных об одаренных и способных детях, создан школьный консилиум по работе с одаренными и способными детьми. И главное предназначение консилиума – в раннем выявлении природных задатков детей, определении траектории их развития и психолого-педагогическое сопровождение. Никак не обойтись и без системы научного патроната школьников, проявляющих способности к научно-исследовательской деятельности – и здесь в свое время школа вышла на партнерские связи с Координационным советом молодых ученых и специалистов республики, Физико-математическим форумом «Ленский край». Летом работает Летняя школа «Эврика», и для всех ребят запомнятся надолго походы, встречи, интересные занятия, игры на свежем воздухе.
Педагоги уверены, что в школу приходит не ребенок-сосуд, а ребенок, несущий в себе суверенный и разнообразный мир растущей личности, и именно учителя должны наполнить его разнообразной деятельностью, формирующей у ребенка компетенцию ответственного выбора. И число ребят, имеющих значительные достижения в разных областях учебной, творческой деятельности и в спорте, становится все больше. И потому в свое время коллективом школы было принято решение о проведении ежегодного Фестиваля достижений школьников, занимающихся в различных формах внеурочной развивающей деятельности.
Наша справка
Школа №5 является обладателем Гранта Президента РС(Я) «Будущее Якутии» в размере 10 млн. рублей (2009г.), экспериментальной площадкой МО РС(Я), Управления образования г.Якутска.
Шестьдесят шесть выпускников 11-х классов распрощались 26 июня 2013 года со своим детством, с любимой школой и учителями. 24 выпускника получили высокие баллы по итогам ЕГЭ. 21 выпускник награжден за достижения во Всероссийских предметных олимпиадах, в научно-практической деятельности и творческих конкурсах.
Любая одаренность – совсем не безусловная ценность. Но она ею может стать, если все остальные качества личности идут с ней в ногу. Успеха в жизни добивается не тот, кто «умнее», а тот, у кого выше эмоциональное развитие, кто умеет различать свои и чужие чувства, чья эмоциональная палитра богаче. Подготовка к вхождению во взрослый самостоятельный мир начинается в профильных классах и группах, проектной работе и социальной практике. С этой целью с 2007 года для ребят в школе открыто свыше шести десятков кружков, предметы по выбору, элективные курсы.
У учителей пятой школы есть еще одно непоколебимое мнение. Воспитатели, родители, учителя должны пристально всматриваться в ребенка, чтобы уловить момент его наивысшей восприимчивости и те воздействия, которые производят наивысшее впечатление. Подобный момент может возникнуть у ребенка и на уроке, и на внеурочных занятиях, и во взаимодействии с окружающей действительностью. Если этому способствовали учителя – школа вполне выполняет свою миссию.