Терпение – самое сильное оружие!
Во дворе старообрядческого Храма святых апостолов Петра и Павла на стуле сидел седой человек в рясе и традиционном головном уборе священнослужителя. Он протянул мне руку, а на ладони – горсть красной спелой смородины: «Угощайся, мил человек! Смородина нынче уродилась славная! Здесь, на территории храма, она растёт хорошо! Тут место намоленное!». Епископу Силуяну в мае исполнилось 80 лет, 50 из которых он верой и правдой служит Русской Православной старообрядческой вере.
* * *
— Я часто прилетаю в Якутию. В первый раз был в вашей республике в 1987 году. Тогда я служил в Минусинске, и в конце 80-х годов руководство Русской Православной старообрядческой церкви в Москве поручило мне быть благочинным всей Сибири. Приход сибирский тогда был огромным – от Урала до Тихого океана. А теперь эта территория раздробилась: три епархии образовались в разные годы. Это красноречиво говорит о том, что в нашей церкви стало больше прихожан, появились новые приходы, умножились епархии, построились церкви. А в 30-е годы прошлого века староверов было совсем мало. Сказались страшные гонения на инакомыслящих, репрессия против церквей и веры. Главным виновником тогда была именно религия.
СПРАВКА «ЭС»
Владыка Силуян (в миру Симон Анфиногенович Килин) родился 15 мая 1939 года в селе Подойниково Панкрушихинского района Алтайского края. Учился в 7-летней школе города Колпашево Томской области, ремесленном училище, вечерней 10-летней школе и курсах бухгалтеров в Новосибирске. Одновременно на практике изучал церковную службу и знаменное пение. С 1958 по 1962 годы служил радиотехником в войсках ПВО на Сахалине. Затем переехал в Кишинёв, женился. Стал участвовать в архиерейских богослужениях, оказывал помощь в работе епархиального управления. В 1966 году был рукоположен в священноиереи, в 1987-м – стал настоятелем храма в Минусинске и благочинным всея Сибири и Дальнего Востока. Затем постановлением Священного собора Русской Православной старообрядческой церкви назначен Епископом Новосибирским и всея Сибири.
— Сам я из семьи старообрядцев. Дед у меня был старовером-священником на Алтае возле Барнаула. Он умер от тифа ещё в 20-е годы. Видимо, посеянный им росток веры прижился и взошёл! Ко мне пришло призвание! Моя мать – религиозная, очень требовательная – не давала спуску, воспитывала меня. Читать учила по-старославянски, молиться – вместе с сёстрами. Учился я уму-разуму в молодости у пожилых староверов, они меня знакомили с жизнью, с книгами, с религией старообрядцев. В молодые годы я очень увлекся церковным крюковым пением. Пел в церковном хоре в Новосибирске.
* * *
— В советское время я работал в Кишинёве. Служил Русской Православной старообрядческой церкви в Молдавии. Там у меня невеста была. И вообще, в советские годы там существовала сильнейшая религия староверов. В Молдавии и Бессарабии старообрядцы часто кучковались, приходов наших было много в те годы, всегда полно народу. И в соседней Румынии много староверов жило тогда, в том числе молодёжи. Однако, так как я сам сибиряк, в конце 80-х годов меня перевели в Сибирь. Так волею судьбы я оказался в Красноярском крае, в Минусинске.
* * *
— У меня всегда было и есть желание помочь местным приходам старообрядческой церкви. Помогал всегда материально и духовно. В первые годы, помню, в буквальном смысле на себе возил в приходы всю религиозную утварь, иконы и так далее. Помогал старообрядческим приходам Владивостока, Иркутска и других городов. К вам в Якутск часто прилетал и старался помогать всем – и словом, и советом, и делом.
* * *
— Не секрет, что гонения и притеснения староверов и их религии были постоянно. Как в таких условиях я не сломался, а, наоборот, окреп духом и телом? Благодаря тому, что я был хорошо подкован, знал, откуда «ветер дует», что он значит. Зная всё это, намного легче было переносить все тяготы и лишения. И меня, конечно, всегда очень поддерживали единоверцы! И таким образом я выдерживал разные нелегкие и непростые ситуации. Терпение мне в этом помогало! Терпение – сильное оружие!
* * *
— Будет ли примирение между двумя православными церквями? Надеюсь, что да, будет! Только вот технология уж больно в упрощённом характере сформировалась в Синодальной церкви. И поддерживается она очень хорошо в материальном плане государством. Поэтому в ней все сытые и холёные, почему бы не послужить там! Многие туда стремятся попасть. И, таким образом, попадаются на крючок. Хотели бы назад выбраться, но обратной дороги, увы, нет! И вот многие понимают, что обратно им надо, но ради материальной выгоды остаются, ломаются. Есть, конечно, люди, коим удаётся вернуться в лоно старообрядческой церкви, но их, к сожалению, мало. И ненадолго, увы...
* * *
— В Сибирском приходе Русской Православной старообрядческой церкви у нас сейчас более 50 тысяч прихожан насчитывается. А по всей России и по миру живут пять миллионов людей. Староверы, по-прежнему, сегодня живут и в Южной, Северной Америке, Канаде, Австралии и других странах мира. Сейчас начался процесс возвращения их на любимую Родину. Мы этому радуемся очень и всячески поддерживаем. Помогаем вновь прибывшим обустроиться в своем Отечестве.
* * *
— Уважаемые якутяне-старообрядцы! Призываю вас держаться веры, которая пришла с неба на землю, то есть стволовой веры, православной! Молитесь крестом и во веки не погибнете!
Фото автора