«Туристы у нас бывают только проездом…»
ВОКРУГ ЦЕРКВИ
Центральное место и главный объект музея — Таттинская Николаевская церковь.
Место, где сейчас стоит церковь, было окраиной села Черкёх. А само село было когда-то центром Таттинского улуса. В 1912 году один большой Ботурусский улус был разделен на два улуса: Ботурусский и Таттинский. К последнему отошли восточная часть бывшего Ботурусского улуса, и небольшое село стало центром новообразованного улуса. И в том же 1912 году в Черкёхе закончили строить Таттинскую Николаевскую церковь. Хотя часовня здесь была и раньше. По данным Музея истории православия в Якутии, здесь, в местности Черкёх, в 1866 году была построена и освящена во имя Святителя и Чудотворца Николая деревянная Жехсогонская часовня. Позже ее назвали Ойунусовской.
Согласно церковным метрическим книгам, среди крещеных в Ойунусовской часовне — А. Кулаковский — Өксөкүлээх Өлөксөй, П. Слепцов-Ойунский, Д. Сивцев — Суорун Омоллоон.
Новую церковь в Черкёхе начали строить в 1901 году. Прихожане решили поставить ее в память об исцелении от тяжкой болезни Государя императора Николая II. Кстати, узнав о строительстве церкви в далекой Якутии, Николай II пожертвовал на достройку церкви жителям Черкёха целую 1000 рублей.
Иконостас церкви был расписан Иваном Поповым, родившимся в Черкёхе в семье священника в 1874 году и получившим художественное образование в Петербурге. Резные и столярные работы были выполнены также местными мастерами.
Таттинская Николаевская церковь была освящена епископом Якутским и Вилюйским Мелетием 9 июня (по новому стилю 22 июня) 1913 года.
«РЕЛИГИЯ — ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА»
Под таким девизом в советские годы шла борьба с религией и верующими. В 1927–1928 годах были попытки разрушения куполов церкви. Тогда выступил Платон Алексеевич Ойунский со словами: «Остановитесь, товарищи, храм сей сооружен потом наших предков, благодаря которому пойдет мольба о прошлом и настоящем…».
В те атеистические годы здание церковного культа было превращено в складское помещение. Этот факт говорит о том, что вплоть до тех лет здание церкви прекрасно сохранилось, и во всей округе не придумали и не нашли ничего лучше, чем превратить бывшую когда-то церковь в склад. В те времена умели строить. Мощные деревянные стены, сложенные из толстых бревен, высокий потолок, из-за чего в жаркие летние дни внутри всегда прохладно — все это идеально подходило для хранения в бывшей церкви совхозного имущества и тому подобного.
ДОМАШНИЙ АРЕСТ
Территория Черкехского историко-мемориального музея «Якутская политическая ссылка», основанного народным писателем Д. К. Сивцевым — Суорун Омоллоном, занимает 13 гектаров.
«Всего на территории музея около 30 объектов, из них 20 — исторические объекты», — рассказывает директор музея под открытым небом в Черкёхе Николай Попов. Музей является филиалом Краеведческого музея им. Ярославского. Николай Ефимович принимал участие в создании музея, был, как он сам говорит, «рядовым солдатом Дмитрия Кононовича».
«На самом деле он хотел создать музей недалеко от Якутска. Из года в год он поднимал вопрос о необходимости создания музея, и вот, когда ему исполнилось 70 лет, он понял, что так дальше нельзя, рассердился, приехал в сюда в Таатту, встретился здесь с руководством сельского совета и совхоза и сказал, что хочет здесь, в Черкёхе, создать музей под открытым небом. Это было весной 1977 года. Но разговор о создании музея шел давно. Дмитрия Кононовича поддерживали первый секретарь райкома партии Алексеевского района, фронтовик Василий Прокопьевич Решетников, председатель райисполкома Максим Николаевич Сибиряков, председатель районного общества охраны памятников Иннокентий Алексеевич Уваров и вся общественность района, уважаемые люди, все поддерживали идеи и мысли Дмитрия Кононовича». Как сейчас вспоминает директор музея Николай Ефимович, а в 70-е годы — заведующий отделом культуры Алексеевского района, «когда мы начинали создавать музей, все, кто работал вместе с Дмитрием Кононовичем, были под подозрением у органов госбезопасности. Несколько месяцев мы были даже под домашним арестом. Я прошел через допросы, писал много объяснительных. Проверяли наш бухгалтерский учет. Тогда меня буквально спасла главный бухгалтер отдела культуры Варвара Петровна Мочкина. С тех пор я и хожу тут. И где бы я ни работал, я не расстаюсь с музеем. И наверное, уже не расстанусь» — немного задумавшись, говорит Николай Ефимович Попов.
УСЛОВИЙ ДЛЯ ТУРИСТОВ НЕТ
Что касается туристов, то в этом году их резко убавилось. Но и в прошлые годы поток туристов в музей политической ссылки в Черкёхе был небольшим. Село и музей стоят прямо на федеральной трассе «Колыма». В музее часто бывают заграничные туристы и туристы из российских регионов по пути в Оймякон, дальше по трассе. Весной и летом бывают школьники и студенты из Якутска, гости из улусов республики с тематическими поездками.
В конце августа этого года в Черкёхском музее состоялось знаковое событие. Глава Якутии Айсен Николаев дал старт проекту «Сохраним памятники». На личные средства главы республики была отреставрирована мельница-«топчанка». Она названа так, потому что механизм мельницы двигает специально запряженный бык, двигающийся по кругу. Вслед за этим здесь же, на территории музея, была отреставрирована традиционная якутская ураса с предметами быта. Средства на реставрацию выделила руководитель Управления Федеральной налоговой службы России по республике Алена Федорова.
Согласно проекту «Сохраним памятники» до 2022 года, 100-летия образования ЯАСС, будет отреставрировано 100 исторических объектов.
А в сентябре волонтеры культуры в рамках проекта Suorun Omolloon fest отремонтировали юрту, якутский зимний балаган, в котором проживал политический ссыльный Трощанский.
Николай ПОПОВ:
— Есть хорошие проекты, есть желания и планы. Но многое зависит от инфраструктуры, от наличия гостиничного комплекса. Нынешний турист хочет отдохнуть, хорошо поесть, а для этого нужны соответствующие бытовые условия. В этом плане мы не готовы, у нас нет даже маленькой гостиницы, чтобы им было где остановиться. Туристы у нас бывают только проездом. Особенно жалко детей из северных районов. В наш музей, в наш улус они приезжают в марте, в дни весенних школьных каникул, на олимпиады, на соревнования, по культурной программе. Вот они приезжают в музей днем, уставшие с дороги, проводят у нас 2–3 часа и сразу уезжают обратно. А школьники и особенно студенты хотят больше узнать, поближе познакомиться, побыть подольше, но нет условий. Хотя бы покормить их тут же, у нас в музее, а не в школьной столовой».
Фото автора и из открытых источников