В поисках Толля
Пешком через полынью
5 июня 1902 года руководитель экспедиции Э. Толль, астроном Ф. Зееберг и проводники-каюры Н. Протодьяконов и В. Горохов отправились на о. Беннетта. Яхта «Заря» осталась в бухте Нерпичья на о. Котельный. Отметим, что поиск Земли Санникова с моря Толль прекратил ввиду нехватки угля и сложной ледовой обстановки.
Членам экспедиции предстояло преодолеть 160 километров моря между о. Котельный и о. Беннетта. Главным испытанием на их пути была Великая Сибирская полынья, впервые описанная М. Геденштромом еще за сто лет до экспедиции Толля в эти края. Это незамерзающая область Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов, огромная полынья шириной до 30 километров.
Вторая и, пожалуй, основная проблема Толля была в ограниченном запасе продовольствия: его партия могла взять с собой продуктов только на два месяца.
Последние инструкции
Перед своим отъездом Толль передал командиру «Зари» лейтенанту Ф. Матисену конверт с инструкцией дальнейших действий. Так, после вскрытия моря яхте «Заря» предписывалось идти к о. Беннетта, чтобы снять с него Толля и его спутников. В случае невозможности подойти к берегу и нехватки угля Ф. Матисен должен был отказаться от дальнейших стараний снять экспедицию Толля с острова.
Таковы были инструкции Эдуарда Васильевича (как оказалось впоследствии, последние в его жизни. Это было своего рода завещание, в котором Толль, чтобы не рисковать всем экипажем, приказал не искать его).
«Заря» в Тикси
Из бухты Нерпичья на о. Котельный «Заря» вышла 14 июля 1902 года, но вскоре оказалась затерта льдами, и ей пришлось вернуться на ремонт на остров. 21 августа Ф. Матисен вновь вывел яхту в море. В тяжелейших условиях, маневрируя между мелями и льдами, капитан и команда «Зари» приложили немало усилий, чтобы достичь острова Беннетта и снять Толля, но это им не удалось. Льды не позволили подойти к острову ближе, чем на 90 миль. 6 сентября, имея на борту запас угля всего на два дня, «Заря» была вынуждена повернуть на юг, к бухте Тикси, куда шхуна прибыла в сентябре 1902 года. Здесь капитан Матисен был вынужден выбросить «Зарю» на мель, т.к. в то время бухта Тикси была не оборудована и представляла собой дикий берег.
В том же году Академия наук России обратилась к купчихе А. Громовой, которая имела пароход «Лена», с просьбой спасти членов экспедиции, получив взамен остатки шхуны. Пароход сделал несколько рейсов в Тикси, вывез людей и кое-какое снаряжение со шхуны. Все имущество с «Зари» было погружено в склады Громовой в Якутске. Экипаж «Зари» на рейсовом судне по Лене прибыл в Якутск и уже в декабре 1902 года был в Петербурге. Дальнейшая судьба шхуны «Заря» такова.
Севшее на мель судно осталось в бухте Тикси в северной части острова Бруснева и было продано судоходной компании Громовой.
В 1915 году на брошенном судне вспыхнул пожар, и оно сгорело до уровня ватерлинии. Деревянный корпус судна намертво прирос к грунту и стал своего рода основанием нефтяного причала, используемого в Тикси до последних лет.
Лейтенант Колчак в Якутии
Прибыв в декабре 1902 года в Петербург, Матисен и Колчак выступили с отчетом в Императорской Академии наук России. После ряда совещаний было решено организовать спасательную экспедицию для поисков Толля. Первоначально планировалось добраться до острова Беннетта на лодках поморов, как хорошо зарекомендовавших себя в плаваниях во льдах Баренцева моря. Однако от этой идеи отказались из-за длительной доставки лодок к устью Лены.
К спасательной экспедиции Колчака присоединились двое опытных участников предыдущей экспедиции — боцман Н. Бегичев и рулевой старшина В. Железников.
Экспедиция во главе с А. Колчаком выехала из Петербурга в феврале 1903 года, а в начале марта была уже в Якутске. Колчак отправил людей и грузы тремя партиями из Якутска в Верхоянск, а сам выехал 31 марта через Верхоянск и прибыл в село Казачье через две недели, 17 апреля.
Что нашли на острове
В мае 1903 года спасательная экспедиция Колчака прибыла в бухту Тикси. Здесь с сидевшей на мели «Зари» они сняли и отремонтировали вельбот и направились к о. Котельный. Лейтенант Колчак здесь во второй раз увидел «Зарю», на которой полтора года назад путешествовал вместе с Толлем и на которой живым вернулся на материк.
Но обратимся вновь к спасательной операции. В конце июля Колчак вышел к о. Новая Сибирь, где соединился с партией М. Бруснева, которая ранее предпринимала поиски Толля. Еще зимой 1903 года они пытались пройти к о. Беннетта на выручку Толля, но не смогли пересечь Великую Сибирскую полынью.
Наконец, 17 августа спасательная экспедиция Колчака достигла острова Беннетта.
После непродолжительных поисков была найдена поварня, последнее пристанище Толля и его спутников. Здесь были обнаружены инструменты и собранные Толлем коллекции и самое ценное - краткий отчет руководителя погибшей экспедиции на шхуне президента Академии наук.
Из отчета стало ясно, что путешественники – Толль, Зееберг, Протодьяконов и Горохов - прибыли на остров 3 августа 1902 года, т.е. спустя два месяца после того как вышли с о. Котельный. В течение трех месяцев они производили исследования, ожидая прихода «Зари». Не дождавшись, 8 ноября 1902 в полярную ночь оставили остров и направились при 30-градусном морозе обратно к Новосибирским островам.
Последняя записка
В ней Толль писал, что площадь острова Беннетта составляет около 200 квадратных вёрст, высота над уровнем моря — 457 м. Было изучено геологическое строение острова, сообщалось, что в долинах острова встречаются «вымытые кости мамонта и других четвертичных животных». Согласно обследованию фауны острова, здесь встречались медведи, моржи, олени (стадо в 30 голов). С севера на юг пролетали гусиные стаи. Записка заканчивалась словами «Отправляемся сегодня на юг. Провизии имеем на 14-20 дней. Все здоровы. 26 октября 1902 г.»
Из-за чего погиб Толль?
Причиной такого отчаянного шага - идти пешком 150 километров до Новосибирских островов стала нехватка пищи. Ожидая прихода «Зари», Э. Толль и его товарищи не успели запастись мясом: птицы улетели на юг, олени ушли, медведей на острове не оказалось. Риск умереть от голода заставил четырех людей решиться на крайний шаг – 150-километровый переход по льду в полярную ночь в надежде отыскать в Сибирской полынье ледяные мосты…
В память о Толле и его спутниках в 1903 году спасательная экспедиция Колчака оставила пирамиду из камней. В 1913 году на о. Беннетта был установлен деревянный крест.
16 ноября 1903 года спасательная экспедиция Колчака тронулась в путь двумя партиями по еще неокрепшему льду с о. Котельный. 1 декабря они пришли в с. Казачье. Здесь выяснилось, что с осени экспедицию ожидает какая-то дама, выславшая для путешественников провизию и вино. 7 декабря в Казачьем произошла встреча Колчака с его невестой Софьей Федоровной Омировой. Морозы в это время здесь доходили до минус 55 градусов. Такая вот романтическая история произошла в жизни молодого лейтенанта Колчака.
Завершив в Казачьем дела по сдаче имущества экспедиции, в начале января 1904 года Колчак со спутниками добрался до Верхоянска.
26 января 1904 года из Якутска Колчак дал телеграмму президенту Академии наук, в которой сообщал, что партия Толля покинула остров Беннетта осенью 1902 года и пропала без вести. Эта телеграмма Колчака была опубликована многими газетами того времени.
Текст телеграммы Колчака:
«Вверенная мне экспедиция с вельботом и всеми грузами пришла на остров Котельный к Михайлову стану 23 мая… Найдя документы барона Толля, я вернулся на Михайлов стан 27 августа. Из документов видно, что барон
Толль находился на этом острове с 21 июля по 26 октября прошлого года, когда ушел со своей партией обратно на юг… по берегам острова не нашли никаких следов, указывающих на возвращение кого-либо из людей партии барона Толля. К 7 декабря моя экспедиция, а также и инженера Бруснева прибыли в Казачье. Все здоровы. Лейтенант Колчак».