В ВУЗ – по новым правилам
Специальностей поубавится
Дело в том, что Министерство образования и науки РФ пересмотрит и изменит правила приема в высшие учебные заведения. Причем министр Дмитрий Ливанов ратует за то, чтобы при приеме в институты и университеты учитывались не только результаты ЕГЭ, но и портфолио школьника, и его средняя оценка по аттестату. Сокращение числа некоторых специальностей в вузах должно быть приурочено к вступлению с силу закона «Об образовании в Российской Федерации», то есть к 1 сентября этого года. А в этом году абитуриенты будут зачисляться на «старые» специальности. Более того, следует сказать, что повальная отмена специальностей произойдет в вузах не завтра и не сейчас, и вряд ли – в ближайшем обозримом будущем. Но дело к этому идет.
Зубреж ЕГЭ не поможет кругозору
Целесообразность и правильность ЕГЭ, несмотря на то, что единый экзамен внедрен уже достаточно давно, продолжает рьяно обсуждаться и имеет своих сторонников и противников. Не принимая ни ту, ни иную сторону, можно сказать лишь одно: ЕГЭ, в частности, привел к тому, что исчезла система общего образования, развивающая кругозор ученика. При условии, что сам ученик не стремится получить качественное и достойное образование. Современные школьники в абсолютном большинстве старательно учат только те предметы, по которым они будут сдавать единый экзамен. И репетиторы отрабатывают занятия по уже известной схеме, гоняя учеников по всем вариантам прошлогодних ЕГЭ и загружая их многочисленными тестами.
Основной период сдачи ЕГЭ (с 27 мая по 19 июня) уже завершен. И не секрет, что каждый год происходит одно и то же: в интернете появляются готовые ответы. Кстати, за распространение материалов в этом году некоторые из выпускников были лишены возможности получить аттестат. Факт утечки в Министерстве образования признают, но объясняют это взломом электронной почты, с которой задания рассылались в регионы. То есть, вроде и виноваты, но и вины нет.
За нарушения – по карману!
Уже до сентября этого года будут сформулированы новые правила приема в вузы. И да – грядут сокращения, в первую очередь, «мальчиками для битья» станут, к примеру, будущие экономисты, менеджеры, специалисты по связям с общественностью. Таким образом, будет увеличено число мест на более востребованные специальности. В этом году при приеме абитуриентов будет действовать единая информационная система: все данные о приеме из вузов непосредственно будут попадать в Рособрнадзор. Средний балл по ЕГЭ тех, кто будет зачислен, также будет определяться Рособрнадзором – раньше этот балл запрашивался у самих вузов. Кстати, проверки при приеме в вузы в этом году будут гораздо более масштабными и серьезными, чем в предыдущие годы. Ударят и по карману: вузам, где будут выявлены какие-либо нарушения в части приема, сократят финансирование. Причем чувствительно сократят.
Что такое портфолио?
Картина вырисовывается следующая: будет учитываться средний балл аттестата, плюсоваться к баллам ЕГЭ, а затем — вестись учет внеучебных достижений абитуриентов, к примеру, в творчестве или спорте. Это и будет называться «портфолио школьника», по которому также будет рассчитываться средний балл. А средний балл по ЕГЭ Минобрнауки будет использовать при мониторинге эффективности вузов.
Сама по себе инициатива неплоха. Но что будет в портфолио или паспорте школьника? И не получится ли так, что опять, неправильно поняв и проявив недюжинное усердие, чиновники от образования начнут перегибать палку? Допустим такой вариант: если военные и спортивные вузы будут засчитывать эти самые спортивные результаты и выполнение норм - это нормально. А если они будет засчитываться наряду с экзаменом у математика или музыканта — это ли не перебор? Математик, в первую очередь, должен иметь тренированные мозги, а музыкант – беглые пальцы, и лишь потом для них вторичное — спортивное тело, накачанные мышцы и нормы по спринтерскому забегу. А уж сочинение и элементы устного экзамена по гуманитарным предметам просто необходимы, потому что ЕГЭ не развивает важнейшие для гуманитария навыки ораторского искусства, умения отстаивать свою точку зрения, демонстрировать эрудицию. Это я как гуманитарий говорю.
На первый курс – по старым специальностям
По мере приближения окончания учебного года, сдачи ЕГЭ и зачисления в вузы растет нервное напряжение у выпускников и главное – у их родителей. На этом фоне слухи о любом, даже незначительном, нововведении в этой сфере вызывают у них возбуждение, близкое к панике и массовой истерии, а появление в СМИ сообщений о сокращении числа специальностей в вузах – с более пятисот до примерно сотни – просто взорвало просторы интернета. И это вполне понятно. Люди, не разбирая, где слухи, а где правда, верят практически всему. Потому что тема-то очень даже серьезная. Жизненная! Хотя здесь нужно вспомнить, что сокращение специальностей, а точнее, переход к их укрупненным группам, поэтапно идет аж с 2005 года. А что касается нынешнего этапа, то обновленный Общероссийский классификатор специальностей по образованию должен быть утвержден к 1 сентября этого года, когда вступит в силу новый закон об образовании. И это вполне нормальный процесс. Поэтому абитуриенты и их родители могут расслабиться – в ходе летней вступительной кампании этого года поступать они будут в вузы на «старые» специальности. Точнее, на те, которые успели «укрупнить» за 8 прошедших лет.
Свято место пусто не бывает
Говорят, что ликвидируют устаревшие профессии, те, на которые нет спроса на рынке труда. Например, преподаватель марксистско-ленинской философии уже не нужен. Но появилась целая армия политологов и политтехнологов самых разных профилей, теологи и религиоведы... Вместо инженеров по эксплуатации паровозов – логистики, взамен специалистов по автоматизированным системам управления производством и технологическим процессом – целый рой менеджеров и сисадминов. Логика сокращения состоит в другом. Укрупнение специальностей и в перспективе максимальная их замена на направления оставляет больше свободы выпускнику для приложения своих знаний в самых разных отраслях. К этому можно добавить также то, что поменять специальность на более востребованную проще, если и той, и другой официально как бы нет, а есть некое общее направление деятельности.
А что не сократят?
Пока не идет речь о сокращении специальностей в медицине, архитектуре, культуре и искусстве и в отдельных инженерных специальностях. Но среди перечисленных «профессиональных кластеров» только инженерные специальности (их несколько сотен) и культура с искусством (31 специальность) еще поддаются сокращению. А медицину (на сегодня там осталось 6 специальностей) и архитектуру (там и вовсе две: сама «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды») сокращать и вовсе некуда. Если же дело и впрямь дойдет до полной замены специальностей направлениями, то разновидностей дипломированных специалистов у нас будет всего пять: по естественно-математическому направлению, гуманитарно-социально-экономическому, образовательному, техническому и сельскохозяйственному. Но до этого вряд ли дойдет – никто не запрещает вузу готовить тех специалистов, каких они хотят выпускать. И тут логично возникает вопрос: зачем вообще нужно было все это затевать и трепать нервы людям?
Польза или ...?
Польза от разумного и взвешенного сокращения очевидна. Зачем содержать в вузе сразу две кафедры с двумя заведующими кафедрами и парным набором профессоров и доцентов по смежным специальностям? Узкие специалисты, например, те же врачи разных специальностей, всегда будут нужны. К слову сказать, их и так не хватает. Но большинству выпускников вузов явно выгодно иметь широкий профиль по диплому: у них будет шире маневр на рынке труда. Собственно, этим – расширением возможностей для вузовских выпускников – занимается рабочая группа по оптимизации ОКСО последние восемь лет.
Поэтому всплеск эмоций уйдет впустую. Упорядочение классификатора – процесс долгий, на это требуются годы и годы. И этот процесс пока никак не затрагивает государственные и вузовские стандарты образования. Никаких массовых отмен специальностей в вузах он и не подразумевает.