В ЖКХ началась эра созидания
Но иногда стоит поглядеть чуть дальше своего носа. Тем более, повод подходящий. Последнее воскресенье марта – Всероссийский день работников ЖКХ, торговли и бытовых услуг. Накануне этой даты мы встретились с заместителем главы городской администрации по ЖКХ и энергетике Сергеем Визиром.
ЖКХ – как много в этом слове
- Сергей Александрович, начнем с азов. Какие вопросы жизни города относятся к вашей компетенции, то есть – к ЖКХ?
- Ой, это очень растяжимое понятие. Чего ни коснись – везде ЖКХ – от образования и медицины до архитектуры и строительства. Наше все – и вопросы благоустройства города – посадка цветов, запуск и ремонт фонтанов, освещение улиц и светофоры, уборка и содержание улиц, скверов, площадей, даже пропуск талых и паводковых вод, работа на горканале и городских водоемах. От мелочей до глобального – разработка новых проектов в части энергосбережения, развитие и корректировка планов по водоснабжению и водоотведению новых и старых кварталов, утилизация мусора и очистка сточных вод, текущее обслуживание – от уборки подъезда до ремонта домов после пожаров. Даже вопросы экологии и содержания домашних животных…
- Выходит, что не зря День ЖКХ объединен с другими отраслями?
- Все верно. ЖКХ и все, что с этим связано, – такая же важная сфера обслуживания, как торговля, например. Каждый из нас должен питаться, пользоваться услугами, скажем, парикмахерской, в баню ходить и где-то ночевать. Вот все эти основные аспекты нашей жизни этот день и объединяет.
- И все же есть отличия?
- Учитывая сложности нашего региона и перепад температур, существует масса проблем в связи с тем, что коммуникации находятся снаружи, и, соответственно, обслуживание их в зимний период дает большую нагрузку на отрасль. Если в других отраслях бывают «активные» и «неактивные» дни, то в отрасли ЖКХ на Севере о таких днях говорить не приходится – работаем 365 дней в году, 24 часа в сутки без перерыва и выходных.
- Якутск – город контрастов. В одном доме выносят помои ведрами, в другом применяются всевозможные коммунальные технологии. Что скажете об этом?
- Когда-то в Якутске все выносили ведра, но сфера жилищно-коммунальных услуг на месте не стоит. Спросите ветеранов, как они раньше жили. Не будем вспоминать царские времена. У нас резко прогрессирующая страна в части новых технологий. Если раньше (и иногда до сих пор – авт.) тепло в домах обычно регулировали посредством форточки, то теперь повсеместно внедряются электронные приборы. Если раньше был просто свет и светофоры, то сейчас идет активный переход на энергосберегающее освещение. От угольных котельных переходим к высокотехнологичным и экономичным газовым, что позволяет снизить затраты и другие накладные расходы, связанные с «человеческим фактором», снижением нагрузки на окружающую среду.
- Вы сказали «раньше». Насколько раньше?
- Даже в самые трудные времена сфера ЖКХ на месте не стояла, модернизация все равно шла. 10 лет назад в Якутске «сталактиты» и наледи под каждым домом были обычным делом, а сейчас наледь на дороге уже относят к разряду ЧП. Модернизация проходит постепенно, многие забывают о том, что было раньше, и сейчас даже один брошенный пакет могут назвать «горой мусора».
Эра созидания
- Сегодня мы видим, что проблемы в ЖКХ решаются довольно быстро. Что послужило этому причиной? Смена власти, особое внимание к отрасли или что-то еще?
- Заметные изменения в отрасли ЖКХ стали проявляться с момента принятия нового жилищного кодекса в 2005 году. Правоотношения между участниками системы начали меняться. Сначала шла разъяснительная работа. Потом учились применять новые законы на практике. Ушло время на то, чтобы упорядочить хаос, который царил в системе ЖКХ по всей России долгое время. В результате к 2008 году эти законы начали работать. Были разработаны муниципальные нормативные акты, подзаконные акты с учетом замечаний и реалий, новые федеральные законы, определившие ход работы и приоритеты отрасли в целом. Немаловажную роль играют и задачи, которые ставят перед коммунальщиками глава региона, и глава городской администрации. Благодаря федеральным законам о Фонде реформирования ЖКХ, энергосбережении и другим, были увеличены финансовые вливания в эту отрасль, для этого мы немало поработали, разрабатывая программные мероприятия. Кроме того, упорядочилось расходование средств. Если ранее, до 2008 года, ремонт в домах осуществлялся локально, по одному-двум видам капитального ремонта, порой даже частично, то теперь преобладает комплексный подход.
- Что мешало раньше упорядочить расходование средств в ЖКХ?
- Большая работа по планированию работы проводилась два года назад. Были разработаны и утверждены основные программные мероприятия. Начался этап реализации этих программ. Наступила эра созидания. То есть от латания дыр мы перешли к плановой, целенаправленной работе, которая охватывает практически все аспекты коммунального жизнеобеспечения. Работаем сразу по всем направлениям, то есть комплексно. Сегодня в Якутске реализуется несколько очень важных для города и горожан программ – по энергосбережению, пожаробезопасности, экологии, тепло- и водоснабжению, водоотведению, капитальному ремонту жилых домов, укрепительных работ по сейсмоустойчивости зданий и благоустройству города в целом, а также по охране окружающей среды. Все эти мероприятия закреплены в программах, являются комплексными и бесперебойно финансируются из различных источников.
- Когда же в таком случае в якутской коммуналке все станет хорошо?
- Идеальным не станет никогда. Каждый стремится к чему-то еще лучшему. Поэтому сейчас наша задача - работать так, чтобы горожан устраивало качество наших услуг. В целом же большинство программ на первом этапе реализации рассчитаны на 3-5 лет, и по истечении этого периода ситуация должна полностью измениться, мы увидим конкретные результаты.
Жалоб становится меньше
- Вы говорите – жить становится лучше, а жалобы не прекращаются. На любом уровне власти самые популярные жалобы от населения – на ЖКХ.
- Жалоб объективно становится меньше. Благодаря ФЗ 185 за три года мы отремонтировали четверть всего каменного многоквартирного фонда города, снесено множество ветхих и аварийных домов – люди переехали в благоустроенный каменный фонд, в муниципальном капремонте большое внимание уделяется изменению степени благоустройства деревянных домов, за три года более 100 домов переведены на центральную канализацию. Все эти мероприятия позволили сократить количество заявок, жалоб населения на 30%.
- По сравнению с чем?
- По сравнению с 2008 годом. И стоит отметить, характер жалоб и обращений в последние годы начал меняться – от технических к социальным. Если жильцов раньше интересовали только собственные неудобства, то теперь часто просят улучшений общих условий проживания – детскую площадку, землю для озеленения, ремонт подъезда, ограждения палисадников, ремонт тротуаров. По этим показателям мы можем судить, что жители начинают ощущать себя собственниками и стали заботиться не только о «насущном».
- Есть ли такие проблемы в современном ЖКХ Якутска, которые решены на 100% или хотя бы около этого показателя?
- Практически решены вопросы по бесперебойному тепло- и водоснабжению, почти перестали поступать заявки на ремонт кровли. Ведется огромная работа по пожарной безопасности в части приведения в порядок вентиляционных каналов, дымоходов, проводки. Вместе с тем у нас остается глобальная проблема по качеству поставляемой питьевой воды, которую частично можно решить благодаря строительству новых водозаборных сооружений и станций, по которым уже начали вести проектные работы. Вообще, строительство в сфере ЖКХ всегда сопряжено с большими финансовыми затратами. Если говорить в общем, в нашем городе, как и во многих других городах России, остро стоит проблема утилизации отходов жизнедеятельности – бытовых отходов, сточных, талых, канализационных вод. Но мы ведь не опустили руки. Так, например, для того, чтобы провести центральную канализацию в некоторые дома, мы провели масштабную инвентаризацию, составили сметы, провели работы с Водоканалом по трассировке местности и в дальнейшем канализировать частично благоустроенный фонд будет гораздо легче и быстрее. Разработана программа по закольцовке малых озер, это позволит городскому каналу работать в полную мощность. Программа разбита на три этапа, в целом это очень большие затраты и общий объем финансирования должен составить полмиллиарда, но зато водоотводные лотки в случае дождя, таяния снега будут работать в качестве ливневой канализации, как это происходит в других городах. Вообще, Якутску сложно с водой – город располагается в долине, водопотребление города резко увеличивается, а системы слива давно уже устарели и требуют серьезных капитальных вложений.
- Вам часто приходится ездить в командировки. Какие новшества пришли к нам из опыта других городов?
- В последний раз ездил в Казань – в один из самых передовых городов России в части применения новых технологий. К сожалению, не все, что есть «у них», можно применить у нас. Могу с уверенностью сказать, что по части применения новых технологий Якутск не отстает от других городов. В целом же изучаем новое для нас постепенно, методично. Например, вертикальное озеленение – принципиально новый подход к благоустройству города, который мы подсмотрели между делом в других городах. Применяем опыт наружного освещения, светодиодные светофоры, позволяющие экономить до 70% затрат на электроэнергию.
О приятном
- Сергей Александрович, работа коммунальщиков больше ассоциируется с жалобами и просьбами. А часто ли вам приходится слышать… благодарности?
- Честно говоря, нечасто. Но бывает, и это очень приятно. Бывает, что приходят люди в приемную, ждут только для того, чтобы сказать «спасибо». В основном, это люди старшего поколения. Вообще же, для нас основным показателем работы является не благодарность населения, а объективная оценка.
- Переходя к теме праздника и поздравлений…
- Наша работа сегодня заключается в том, чтобы благодаря применению новых технологий в отрасли мы смогли улучшить качество наших услуг и сократить затраты на них. Руководители предприятий ЖКХ Якутска и большинства управляющих компаний имеют большой опыт работы и открыты всему новому. Случайных людей в нашей отрасли все меньше – они отсеиваются временем, в основном коллективы сложились и являются устойчивыми. Работа всех предприятий слажена, это показывает отсутствие серьезных аварий и их последствий в зимний период. Этим я хочу сказать, что мне как руководителю приходится работать с профессионалами, которым я и хочу пожелать успехов, счастья, благополучия и, конечно, заслуженной благодарности своих клиентов как высшей оценки своей работы. Пользуясь случаем, поздравляю всех коллег из сферы услуг с праздником!