02.03.2020 | 13:05

Василий Иванов, Нюрнберг

Историю простого парня из Вилюйского улуса в Якутии хорошо знают. Он единственный якутянин, который стоял в карауле и на Постдамской конференции, и на Нюрнбергском процессе, своими глазами видел сожженные трупы Гитлера и его соратников и охранял квартиру мёртвого министра пропаганды рейха Геббельса. Он отдавал честь Сталину, Жукову, своими глазами видел Черчилля и Рузвельта.
Автор: EXO-YKT

В воскресенье в Театре эстрады выставили мундир Василия Давыдовича Иванова. Также летом его представят в большом арт-проекте «Я вернусь». 

Когда началась война, он рвался на фронт. Три раза врачебная комиссия отсеивала настырного подростка, который к тому же имел проблемы со зрением. Ему было всего 17 лет, когда, прибавив себе год, он все-таки напросился на фронт.


На войне были и форсирование Днепра, и тяжелые ранения, и госпитали, и короткий отдых в тылу, и письма-треугольники, жажда, голод, холод, смерть друзей... Он мог бы погибнуть десятки раз, но, вопреки всему, выжил и вернулся на родину.


После войны Василий Давыдович передал в дар родному селу военную форму, а позднее и часть медалей и вещей, сохранившихся с войны.

Родственники изготовили копии медалей и передали в Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Емельяна Ярославского. Мундир же будет храниться в музее села Сыдыбыл, как того и хотел при жизни Василий Давыдович. 



Из воспоминаний Василия Иванова, записанных журналистом Марией Павловой:

— После длительного наступления врага — «фашистов» — наши стали сдавать. Немцы заняли удобную позицию, оккупировав здание и расставив своих снайперов и бойцов на передний план, к зданию было не подступиться. Недавно прибывший солдат Иванов, воевавший от силы третий месяц, с такой позицией врага не согласился. На тот момент его осенила «гениальная идея» добежать до здания ворваться и забросать «языка» гранатами. Не раздумывая ни минуты, Василий Иванов, наспех схватив все гранаты, ринулся к зданию, слыша за собой удивленные крики и предупреждения боевых товарищей, слышал отчетливо голос командира: «Дурной, назад же не вернешься!».

Но Иванов вернулся. Вернулся, взорвав пункт укрытия противника, вернулся, получив свою первую контузию и первые боевые ранения, вернулся настоящим героем. Тогда в 1942-м его даже представили к званию Героя, но руководство посчитало: рановато для юного бойца, который на фронте воюет всего лишь третий месяц. Тогда он получил орден Октябрьской революции.

Новости

Популярное

На жителя Якутска возбуждено уголовное дело за нападение на учителя
Город | 1 день назад
На жителя Якутска возбуждено уголовное дело за нападение на учителя
В результате действий родителя педагог получила кровоподтеки плеч и ссадины лобной области.