Владислав Теппор: «Больше дела, меньше праздников»
Владислав ТЕППОР:
— Честно говоря, думал, что будет больше нормотворческой работы. На самом деле, у нас все больше праздники, открытия, возложение цветов… Нормотворческая работав думе, конечно, тоже есть. Но больше она со стороны окружной администрации, чем у депутатов. Я являюсь заместителем председателя комиссии по развитию пригородных территорий и агропромышленного комплекса, а также членом комиссии по предпринимательству, промышленности, торговле, транспорту и инновациям.
Справка:
Теппор Владислав Эдуардович родился 16 июля 1969 года в Якутске. Окончил СОШ № 26 и ЖатайскоеСГПТУ № 5 по специальности радиооператора. С 1987-го по 1991 гг. работал радиооператором в ЛОРПе. С 1991 занимается предпринимательством. Был председателем кооператива «Вперед», генеральным директором ООО «Монолит-эксклюзив». В 2017 году окончил в Москве Институт мировых цивилизаций, получив специализацию «Политический анализ и прогнозирование, политолог». В настоящее время директор строительной организации ИП Иванова Е. В. Женат, двое детей.
Как зампредседателя аграрной комиссии стараюсь вникнуть в суть стоящих перед городом сельскохозяйственных проблем. Встречаюсь с фермерами и руководителями крупных агропредприятий. Спрашиваю, как живут, какую помощь хотели бы получить. Вижу, что живет наше сельскому хозяйству не легко, и чем дальше, тем труднее. Проблем очень много, к примеру, получение земли.
В Мархе работает индивидуальный предприниматель Юлия Гвиниашвили — предприятие «Саха кролик». Семья занимается племенным разведением кур, уток, кроликов, коз, гусей, индюков, перепелов и т. д. Покупатели к ним со всей республики ездят. Прежняя мэрия выделила им землю, но сейчас фермерам снова нужно доказывать право на нее, к тому же поднялись арендные платежи. Предприниматели оказались в очень трудном положении. Говорят, если к осени ситуация не изменится, часть племенного поголовья под нож пустят. А это, замечу, уникальные племенные породы, которые пока в Якутии мало кто разводит.
Разговаривал и с директором Мархинского свинокомплекса Владимиром Кабохиным. У него крупное предприятие на несколько тысяч голов, продукция вроде бы востребованная. Но комбикорм растет в цене, увеличивается коммуналка. Они за свой счет газ к свинокомплексу провели, влезли в кредиты. Продают мясо, делают колбасы. Но, в связи с тем, что вся экономика сейчас в загоне, у людей денег становится все меньше и меньше, падает покупательная способность населения. Кабохин тоже говорит, что, если к осени никаких положительных сдвигов не произойдет, будет сокращать поголовье.
В Магане столкнулся с другой проблемой. Там со времен Советского Союза остались три-четыре бывшие крупные базы. У нас есть крупные сельхозпроизводители, которые хотели бы взять их в аренду или собственность, вложить средства, переоборудовать под коровники, овощехранилища или цеха по переработке сельхозпродукции. Но у баз есть хозяин — бывший председатель местного совхоза, который сумел их приватизировать в 90-е. Хозяин уехал из Якутии, но бывшие базы остались в его собственности. Сейчас их разбирают на стройматериалы, проще говоря, разрушают. Если бы у этих помещений появился настоящий хозяин, все бы от этого только выиграли.
Прежняя мэрия больше уделяла внимания поддержке сельхозпроизводителей. Сейчас бюджет сократился, и поддержка, соответственно, тоже.
— Владислав, что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы аграрный пояс Якутска, о котором столько говорилось, получил толчок к развитию?
— Прежде всего, должен быть изменен подход к развитию сельского хозяйства на территории округа «Якутск». Об этом много говорят, но нужно не говорить, а наполнить программу реальными деньгами. Конечно, это не должны быть просто финансовые вливания непонятно во что. Мы знаем примеры, когда в сельское хозяйство в Якутии ежегодно вкладывали бюджетные миллиарды, а отрасль заходила лишь все дальше в тупик.
Необходимо выбрать опорные пункты, которые и должны стать отправной точкой для развития аграрного пояса Якутска. У нас есть крупные сельхозпроизводители и очень интересные фермерские хозяйства. Они даже не денег просят, а ту же землю под заготовку кормов или овощеводство. Может быть, какие-то преференции, без которых в условиях нашего климата сельское хозяйство вряд ли сможет выйти на нормальный уровень.
— Вы сами живете в Мархе, к тому же являетесь заместителем председателя комиссии по развитию пригородных территорий. Как вы считаете, пригороды по-прежнему сильно отстают от центральных районов Якутска?
— Отстают, есть такая проблема. Когда тот же Маган, Тулагино или Марха были самостоятельными муниципальными образованиями, у них был свой формируемый республикой бюджет, пусть маленький, но свой, который они расходовали на свои нужды. После их включения в состав городского округа «Якутск» пригороды, нужно признать, стали финансироваться по остаточному принципу. В той же Мархе лет 20 назад свет на всех улицах был, сейчас только по центральным. В переулках и на новых улицах освещения практически нет.
Как-то я разговаривал с главой Жатая Анатолием Кистеневым. В этом году там очередные выборы. Кистенев, руководивший поселком лет 20, сказал, что больше не будет баллотироваться на должность главы. Но, конечно, ему небезразлично будущее родного поселка. Он признался, что боится, как бы Жатай по-тихому не влили в городской округ «Якутск». В свое время за какие-то обещания в него вошли Тулагино, Марха и т. д. Люди думали, что, если будут относиться к столице республики, от этого их жизнь улучшится. Не случилось.
— А к вам, к депутату, не обращаются жители пригородов с предложением инициировать процедуру возврата этим территориям статуса самостоятельных муниципальных образований?
— Таких центробежных настроений в пригородах нет. Но это не значит, что им не нужно уделять больше внимания. Я все же надеюсь, что администрация города всерьез займется проблемами пригородов, их там слишком много. А ведь мы тоже Якутск.
— Владислав, осенью прошлого года вы впервые стали депутатом Якутской городской думы. И таких, как вы, в ЯГД две трети. Вам удается найти общий язык с коллегами?
— Бывают попытки работать по принципу «лебедь, рак и щука», растягивать бюджет по своим округам. Это, в принципе, нормально. Каждый депутат хочет выполнить свои предвыборные обещания, сделать как можно больше для своих избирателей. Мне нравится, как работают депутаты из Строительного округа и некоторые другие. Я же был избран в городскую думу по списку ЛДПР. У меня нет своего конкретного округа: мой округ — весь Якутск. По разным вопросам приходится контактировать с разными депутатами. Все проблемы сразу, конечно, не решить. Но в целом общий язык находим. Просто нужно работать, а не заниматься внутренними интригами или какими-то мелкими покусываниями мэрии.
Признаюсь, что еще не успел полностью влиться в работу городской думы. Еще приходится многое изучать, разбираться. Проблем, как уже говорил, что немало. Заметил, многое в нашей жизни из-за простой юридической неграмотности. Часто обращаются люди, беды которых произошли именно из-за незнания законов. Думаю, что нам, депутатам, нужно больше уделять внимания правовому просвещению жителей. Может быть, нужна какая-то бесплатная юридическая служба, которая консультировала бы людей по вопросам, находящимся в городском ведении. При минимуме затрат мы могли бы снять с повестки дня вопросы, мучающие их из-за обычного незнания законов и нормативных актов.