Якутск достоин почетного звания
Это новое почетное звание наряду с «Городом-героем» и «Городом воинской славы» будет присваиваться городам, внесшим значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне. И именно сейчас жители Якутска могут поддержать инициативу присвоения ему почетного звания.
СОГЛАСНО БУКВЕ ЗАКОНА
В декабре 2019 года президент России В. Путин внес в Госдуму проект Федерального закона «О почетном звании Российской Федерации «Город трудовой доблести». В феврале текущего года закон был принят, а в марте подписан главой государства.
В законе говорится, что почетное звание «Город трудовой доблести» присваивается городу, жители которого внесли значительный вклад в 1941–1945 годах, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города, и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность.
Если кратко, согласно ФЗ № 41 от 1 марта 2020 г. «О почетном звании Российской Федерации «Город трудовой доблести», то у населенного пункта, претендующего на почетное звание, должны быть основания для этого. Во-первых, если на его территории в период ВОВ 1941–1945 гг. располагались предприятия, отмеченные в этот период государственными наградами. Во-вторых, почетное звание может присваиваться городам, обеспечивавшим в войну бесперебойное производство военной и гражданской продукции с массовым проявлением героизма на производстве.
Якутия хоть и была далеко от линии фронта и боев, но внесла свой ощутимый вклад, чтобы приблизить Победу. Кто-то может возразить на это. Да, у нас не выпускались танки, у нас не делали снарядов и патронов. Но в истории Якутска есть страницы и примеры героического трудового подвига и самоотверженности.
Давайте вспомним о них.
«НЕБОЛЬШОЙ ДЕРЕВЯННЫЙ ГОРОДИШКО»
Это слова министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова о Якутске в 1943 году. Невольным свидетелем этого разговора стала телефонистка радиоцентра, отвечавшая за исправность связи. Она и передала разговор Сталина и Молотова во времена, когда уже можно было об этом говорить. Тогда Молотов побывал у нас проездом, точнее, пролетом: после переговоров министр иностранных дел СССР возвращался из США по перегоночной трассе Аляска — Сибирь. Во время своего непродолжительного нахождения в Якутске Молотов связался с Москвой. На вопрос Сталина, где он находится, Молотов ответил: в Якутске. Сталин тогда спросил: что за город-то? «Небольшой деревянный городишко», — ответил нарком иностранных дел.
Пролетая по трассе, нарком Молотов наверняка мог представить себе все трудности и опасности, которые ожидали летчиков на перегоночной трассе. А вместе с тем мужество и самоотверженность, которые они проявляли, пролетая над заснеженными горами, бескрайней тундрой и тайгой.
Это сейчас школьники готовят презентации о перегоночной трассе Аляска — Сибирь и могут многое о ней рассказать. Но было время, когда трасса АЛСИБ была секретной: по ней перегонялись истребители, бомбардировщики и транспортные самолеты с заводов США в СССР на фронт. В короткое время на трассе протяженностью в 6500 километров были построены аэродромы с необходимой инфраструктурой, запасные авиаплощадки. В сентябре 1942 года по трассе перегнали первые истребители и транспортные самолеты. В октябре 1942 года в Якутске располагались штаб перегоночной авиадивизии и Управление перегоночной трассы. Построенный к этому времени аэродром стал одним из пяти базовых, основных. Летчики, авиатехники и легендарный Илья Мазурук, командир авиадивизии, жили в отдельном городке, который позже горожане назвали «Авиагруппа». Другими словами, наш город стал столицей перегоночной трассы АЛСИБ. Почему для военной трассы был выбран именно Якутск? Здесь располагались мощная приемопередающая радиостанция Главсевморпути, метеослужба со штатом метеорологов, синоптиков и необходимым оборудованием. Имелись готовые площадки (в летнее время гидропорт), которые после реконструкции и установки на них оборудования могли принимать и отправлять самолеты, а также обслуживать их. Жители Якутска — сотрудники метеослужбы, радисты, летчики полярной авиации, гражданское население, взрослые и подростки принимали активное участие в строительстве, а затем в обслуживании аэродрома и инфраструктуры. И многие из горожан, те, кто обеспечивал бесперебойную работу военной перегоночной трассы за свой самоотверженный труд в годы войны, были отмечены орденами и медалями.
СТОЛИЦА В ГОДЫ ВОЙНЫ
В годы войны в далеком тылу Якутия обеспечивала фронт мясом и рыбой, пушниной. Запас Родины пополнялся золотом и серебром, добытым в ЯАССР, которым расплачивались с союзниками за поставки военной техники по ленд-лизу. В Алдане добывалась слюда, в военное время — стратегическое сырье. Ушедших на фронт мужчин в тылу, на производстве заменили женщины. Например, в 1943 году на золотых приисках в Аллах-Юне работали 708 женщин. Лов рыбы, «живого серебра», не прекращался ни летом, ни зимой.
Невероятно, но факт. Именно в годы войны, в то тяжелое для всей страны время в Якутске получили развитие местная промышленность и производство. Это было связано с тем, что на местах сами себя обеспечивали необходимой продукцией.
За период с 1941 по 1943 гг. в Якутии были построены промышленные предприятия: стекольный завод, завод огнеупоров, завод абразивных изделий, сетевязальная фабрика и ряд других. Были освоены десятки новых видов продукции, которые раньше завозились из центра страны: стекло, валенки, скипидар, стеклянная посуда, наждачная бумага, рыболовные крючки, неводы и сети из конского волоса промышленного изготовления, а не кустарного, детские игрушки и т. д.
Согласно отчёту перегоночной авиадивизии с 1942 по 1945 годы, по трассе АЛСИБа было доставлено 7908 истребителей, транспортных одномоторных и двухмоторных самолётов. По трассе перевозили различные грузы: военное оборудование, золото, слюду, продовольствие, оборудование для госпиталей, почту, в том числе дипломатическую.
За время работы перегоночной трассы произошло 39 катастроф, 49 аварий, всего 279 летных происшествий. Погибли 113 летчиков. Захоронения погибших летчиков, мемориалы памяти установлены в Якутске, селе Тополиное Томпонского улуса, Хандыге, Олекминске.
За безупречную и самоотверженную работу 21 января 1944 года 1-я перегоночная авиадивизия под командованием полковника И. Мазурука была награждена орденом Красного Знамени и получила высокую оценку Верховного главнокомандования, солдаты и офицеры, инженеры и техники были отмечены правительственными наградами.
То, что в Якутске действовал военный аэродром, базировались штаб и управление перегоночной авиадивизии и факт награждения в 1944 году орденом Красного Знамени, дают юридические основания для того, чтобы он мог претендовать на присвоение почетного звания города трудовой доблести. И увековечить подвиг якутян — тружеников тыла, отдававших все для фронта, все для Победы.
ПОДДЕРЖАТЬ ИНИЦИАТИВУ МОЖЕТ КАЖДЫЙ
С таким призывом к горожанам обратилась Сардана Авксентьева. Сбор подписей в поддержку инициативы о присвоении Якутску почетного звания «Город трудовой доблести» стартовал на сайте www.pobedaykt.ru.
«Скоро День Победы. Для меня война — это прежде всего судьбы совершенно конкретных людей, слезы матерей, вдов и сирот, радость окончания войны. Чем мы сегодня можем их отблагодарить? Наша память — вот, пожалуй, самая важная признательность воинам и труженикам тыла. Так вот: ко всем вам есть предложение. Прошу вас в знак благодарности труженикам тыла зайти на наш сайт www.pobedaykt.ru и поддержать инициативу присвоения почетного звания «Город трудовой доблести» столице нашей республики», — призвала Сардана Авксентьева.
На сайте можно ознакомиться с фамилиями тех, кто был награжден медалями за самоотверженный труд в тылу в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. И может так случиться, что вы можете найти своего родственника. Ветеранов тыла в списке на сайте свыше трех тысяч четырехсот человек. И все данные по ним, каждый факт награждения подтверждены документально архивными записями. Это еще одно основание и соблюдение положений федерального закона о присвоении почетного звания. Якутск и его горожане действительно достойны этого.
Если у вас есть документы, подтверждающие трудовой героизм ваших отцов, дедов и прадедов, матерей, бабушек и прабабушек, а может, и целых трудовых коллективов, присылайте их на электронную почту: doblest@pobedaykt.ru.