ЯКУТСК: эти проблемные парковки
У бизнес-центров и административных зданий припарковать своего железного коня в дневное время просто негде. Получается так, что всю тяжесть ситуации могут оценить не только водители, но и пешеходы. Особо ретивые автовладельцы не гнушаются поставить свое авто на тротуары или на «просветы» без луж.
На больших дорогах
Итак, 15:30, 24 апреля 2013 г. Я отправляюсь с небольшим рейдом на центральные городские улицы. Сначала — по проспекту Ленина от начала до конца. Возле Главпочтамта и здания ЛОРПа машины вовсе выстроились в два ряда. Один вообще бросил свой автомобиль во время движения и побежал по своим делам. Очень часто машины припаркованы в «карманах» для автобусов, большинство наглецов – с шашечками на дверях и крышах. На остановке «магазин Туймаада» красуется три легковушки. Привыкшие к такому положению вещей водители маршрутных автобусов просто останавливаются посреди дороги, мешая без того затрудненному движению.
Улица Кирова. От 1 поликлиники до ул. Орджоникидзе с обеих сторон участок улицы просто нашпигован дорогими автомобилями трудящихся близлежащих Бизнес-центра и Национального банка. Кто не успел на парковку – бросает машину на проезжей части, и дорога из четырехполосной превращается в двухполосную. Скорость движения автомобилей сокращается до скорости пешеходов.
Улица Курашова возле кинотеатра «Центральный» – одна большая стоянка. В большинстве случаев – это таксисты, занимающие две полосы движения для своей парковки. Как среди нескольких рядов припаркованных автомобилей протискиваются большие автобусы — наглядный показатель мастерства их водителей.
Улица Петра Алексеева. Возле ТЦ «Олонхо» и «Траффик» ассорти из разных автомобилей. Каждый тут припарковался, как умеет, – кто вдоль бордюра, кто вообще встал поперек. Подобных мест разгула нелегальных парковок в столице можно отметить больше двух десятков.
Особо стоит отметить Объездное шоссе, авторынок «Лера» - одно из самых старых и известных мест купли-продажи подержанных авто, занимающее огромную территорию. Здесь есть парковка, но она не вмещает всех желающих. В выходные дни вдоль обочины длинная кишка из машин простирается от Строительного рынка до «Амсая». Проезжая этот участок, действительно нужно быть осторожнее, чтобы не сбить посетителей рынка, продавцов, а также не задеть товар.
Сотрудники ГИБДД по закону должны таких наказывать и даже увозить авто на эвакуаторах, но все понимают, что чаще всего нарушать закон водителям приходится из-за того, что машину просто больше негде поставить. Поэтому необходимо строить паркинги, остановочные павильоны у деловых и торговых центров города, обустраивать так называемые «карманы» во дворах и на центральных улицах. О вводе платных парковок в Якутске речи не идет, да и при действующем законодательстве это довольно проблематично.
Во дворах
В прошедшие выходные я стал невольным наблюдателем нешуточного спора, разгоревшегося между жильцами одного из домов по улице Халтурина. Яблоком раздора стало парковочное место. Ну да, небольшой двор является общим для трех многоквартирных домов, и здесь все свободное пространство буквально заставлено автомобилями. После недолгого спора оппоненты, двое мужиков, на вид лет за 40, ввязались в кулачный бой с обильным применением могучего русского мата. Возможно, в спорах и рождается истина, на мой взгляд, это ненормально. Сколько горожан оказывается в такой спорной ситуации - остается загадкой. Поэтому нужно искать не виноватых, а решение проблемы. И единственное решение – задуматься о парковках.
Решение есть?
Решение же не требует «изобретения велосипеда». За эту проблему действительно должны взяться застройщики. Как обычно происходит – построили 6-ти подъездный 9-ти этажный дом, львиную долю дворовой территории отдали под детскую площадку, а оставшееся место – под парковку, куда влезет не больше 25 машин. Итак, взяв в руки калькулятор, несложно посчитать, что в доме из 216 квартир явно будет больше 25 автолюбителей. Неправильно, не так ли? Строителям так не кажется. Хуже будет, если в доме первый этаж сдадут под офисы или магазин. По уму, одно решение – отвод земель под парковки или строительство многоуровневых стоянок. Но дороговизна земли в Якутске может и не позволить применить этот способ.
А как делают в центральной России? Застройщики, не стесняясь, продают квартиры в домах с машиноместом во дворе – вместе с ключами квартиры хозяину вручают ключи от блокиратора парковки. На мой взгляд, это решение никак не пример для подражания и только усугубляет ситуацию. Зато на дерзкий вопрос: «Да ты че, твое? Купил, что ли?» будет чем парировать. Не решить, так облегчить ситуацию жильцы дворов могут сообща – сделать чертеж двора, необходимые замеры и разрисовать двор «парковочными линиями». Это позволит задействовать как можно больше полезного пространства для достижения цели. Правда, не все дворы у нас асфальтированы, и данный способ применителен не везде.
Так или иначе, столичным автомобилистам в сложившейся ситуации будет нелегко, и с ней можно бороться только с участием заинтересованных в ее решении городских властей.