02.09.2014 | 18:14

Зачатки образования Что должна включать в себя «нулевая» подготовка дошкольника?

Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует и педагогов, и родителей будущих первоклассников.
Зачатки образования Что должна включать в себя «нулевая» подготовка дошкольника?
Автор: EXO-YKT
Бытует мнение, что достаточно научить ребенка читать, считать и писать до поступления в школу, и никаких проблем с учебой не будет. Это не совсем верно. Поскольку под "готовностью к школе" понимается не только система знаний, но и определенный уровень развития познавательных психических процессов, внимания, восприятия, мышления. Сейчас по этому поводу переживают родители будущих первоклассников, тех ребятишек, которые ходят в подготовительную группу в детском саду. Еще больше – тех детей, которые по разным причинам в детский садик не попали. Хотя считается, что в подготовительную-то группу должны брать всех – подошла очередь или не подошла.


Как нам рассказали в Управлении образования г. Якутска, дошкольное образование – это первая ступень общего образования. Существует своя программа, и согласно новому Закону об образовании, вступившему в силу в сентябре этого года, так происходит весь процесс. Усваивать школьную программу в садике – такой цели нет! Занятия физкультурой, музыкой, буквы, цифры, математическое развитие (счет первого десятка туда и обратно), знакомство с окружающим миром, речевое и звуковое развитие (звуки и слоги) – вот, можно сказать, тот базовый минимум знаний, который могут предоставить в детском саду.
Стоит отметить, что в детских садах (причем не во всех) всегда существовал перечень дополнительных образовательных услуг. Где-то за это нужно выложить денежку, а где-то и нет, но, в любом случае, кружковая деятельность осуществляется с согласия родителей. Заставить ребенка посещать занятия по рисованию, хореографии, иностранному языку и так далее и за это платить деньги никто не имеет права. 


А если ребенок с улуса?


Другое дело, если ребенок приехал из улуса и его не сумели устроить в детский садик. Один момент, если дома есть кто-то с педагогическим образованием – азбуке научит и с цифрами познакомит. А если нет? Кажется, что уже давно минуло то время, когда дети приходили в первый класс, и только там начинали складывать звуки в слоги. Сейчас детки и буквы знают, и читают бегло. Для таких ребятишек есть группы крат­ковременного пребывания в детском муниципальном саду – за три с половиной часа в день ребенок получит тот необходимый минимум, с которым придет в школу. Ну, или родители отдадут его, скажем, во Дворец Детства, в частный детский сад или в платную группу, объявления о наборе в которую с осени вывешивают на входных дверях детских садов, газетах и интернете.


Стоит или нет?


Звоню по одному из указанных телефонов. Позиционируют себя как «Детский центр «...» - качественная подготовка к школе». В услуги входит развитие мелкой моторики, чтение, письмо, пропись, окружающий мир, рисование. Занятие – 500 рублей в час, три раза в неделю - 12 тысяч в месяц. Час дробится: скажем, 20 минут математика, небольшой передых, еще 20 минут изучают азбуку и так далее. Еще один звонок – занятия в субботу и воскресенье, полтора часа, 800 рублей. Заглянула в родительский форум – висит топ. 


Радермахера: «В саду висит объявление с приглашением в пединститут на подготовку. Размышляю».
Мама: «Я собираюсь отдать в 17 школу, хотя по прописке мы туда не идем. Сказали, в каждую субботу по 3-4 урока, сначала по 25 мин якутский язык, математика, окружающий мир, русский язык, занятия с психологом. С 13.00 до 15.30. По отзывам родителей, очень хорошо готовят и читать, и писать, и считать. Главное, детям нравится, в месяц 3 тысячи, с октября по апрель идут занятия, в январе каникулы».
Оля: «В пединституте хорошая подготовка - у меня сын, сейчас первоклассник, ходил туда. Правда, дорого».


Веснушка: «Мы не водили на подготовку к школе – считаю, что это пустая трата денег и способ заработать на занятых или ленивых родителях. Ничему особенному там не учат. Всему можно научить дома, самостоятельно, в том числе и подготовить ребенка психологически, просто чаще разговаривать с ним: о том, что ребенка тревожит, о том, чего он боится, чего ждет от школы, рассказывать о своих школьных годах. Ребенок у нас в сад практически не ходил (из-за болезни), но с адаптацией в школе проблем не было, учится на "отлично", с общением все замечательно».


Сколько родителей – столько и мнений. В общем-то, родителям тех детей, кто ходит в садик, вряд ли стоит беспокоиться. Необходимый базовый уровень детки получат. Ну, разве что, ради собственной значимости: мол, мой ребенок уже и по-английски говорит, и складывает-вычитает в пределах ста, и сказки на ночь сам себе читает. Есть у меня знакомая, которая просто замучила ребенка: и танцы, и изо, и легкая атлетика, еще и в Детский центр ходит учится читать-считать, и при этом садик тоже посещает. А ей всего шесть лет. Замученная, бледненькая, с потухшим взглядом. Зато мама считает себя суперсовременной и ответственной за будущее дочери. «Я ее еще на английский записала! Будет в иняз поступать!». У матери глаза горят торжествующе, дочка – в ужасе... Боже, ей же всего шесть лет – она хочет покопаться в песочнице, поиграть в куклы, поскладывать пазлы да просто мультики посмотреть, в конце концов! А у нее режим дня – строже, чем в армии...


Удобно или не нужно?


Можно подумать, что учителям удобнее, если дети подготовлены. С другой стороны, наверное, тяжело работать, если у детей разный уровень подготовленности? Об этом я спросила у учителя начальных классов СОШ №31 г. Якутска Алины Егоровны.


«В конечном итоге все зависит от ребенка. Бывает, что приходит ребенок в класс, и читает, и решает, и пишет. А второй – нет. Первый к концу первого года обучения начинает «скатываться», а второй его быстро нагоняет. В чем причина? В том, что одного начали всему учить раньше – водили по частным урокам, много занимались дома. Вот он и расслабился, думая, что все знает. А второй начал все изучать вовремя, шел ровно. Другой разговор, если ребенок не ходил в детский сад и не знает ни букв, ни цифр. Мы-то его научим, но вот у ребенка психологическая адаптация, социализация будет проходить тяжело. Он же видит: все вокруг читают, считают, а он не знает ничего. В любом случае, начинаем их учить согласно программе: буквы, звуки, слоги, вне зависимости от того, знает это ребенок или нет. 

 

Не только писать и считать!


Школьный психолог Татьяна Винокурова предупреждает: для того, чтобы адаптация ребенка к школе прошла успешно, стоит задуматься о его психологической готовности заранее, примерно за год. И тут недостаточно только знания алфавита и счета. 


- В школе ребенку потребуются такие психологические навыки, как умение управлять своим вниманием и эмоциями, сохранять статическую (сидячую) позу, строить отношения с новыми сверстниками и так далее. Так же очень важна мотивация — как познавательная, так и мотивация к достижению. Все эти вещи вырабатываются не сразу, и лучше, конечно, начать заботиться о них примерно за год до поступления в школу. Однако даже если к началу учебного года все эти качества еще не совсем сформированы, они дозреют в течение первого года учебы, если родители будут придерживаться некоторых важных правил. Поддерживайте авторитет учителя, даже если вы не во всем согласны с ним. Обсуждайте с ребенком после школы его школьный день — но не оценки и успехи, а что ему понравилось, что нет, что запомнилось, что было интересного. Не выставляйте ребенку требования по качеству выполнения школьных заданий — это прерогатива учителя. Вы должны сохранить за собой позицию родителя — помощника и сотрудника, а не надсмотрщика. Если Вам кажется, что у ребенка что-то получается недостаточно хорошо, посоветуйтесь с учителем или со школьным психологом, чтобы найти и устранить истинную причину трудностей. Сохраняйте ребенку место и время для игры. Если учеба дается ребенку слишком легко — вследствие способностей или усиленной дошкольной подготовки, постарайтесь заинтересовать его другими аспектами школьной жизни, например, возможностью помочь другим детям, учителю, школе. И тоже посоветуйтесь с психологом, потому что эта ситуация не менее вредна для ребенка, чем ситуация неуспеваемости.

Новости

Популярное

Полиция разогнала подпольный концерт сотрудника Росгвардии и экс-следователя в Якутске
Город | 1 день назад
Полиция разогнала подпольный концерт сотрудника Росгвардии и экс-следователя в Якутске
В Якутске поднялся скандал из-за организации концерта в ночном клубе. Поклонники певцов Замира и Радивера выстроились в длинную очередь, чтобы попасть на мероприятие, о месте проведения которого не было известно заранее. Концерт прервал визит полиции.
Суд оштрафовал пользовательницу «ВКонтакте» за оскорбление якутов по нацпризнаку
Новости | 1 день назад
Суд оштрафовал пользовательницу «ВКонтакте» за оскорбление якутов по нацпризнаку
Женщина оставила комментарии в группе «Охотники на живодеров. Антидогхантеры» во «ВКонтакте». Суд посчитал их провокационно-экстремистскими, направленными на лиц якутской национальности.
В Якутске идет ремонт проспекта Ленина. Четыре участка дороги будут перекрываться по очереди
Инфраструктура | 1 день назад
В Якутске идет ремонт проспекта Ленина. Четыре участка дороги будут перекрываться по очереди
С 20 октября начнутся земляные работы, связанные с ремонтом главной улицы Якутска. По очереди будут перекрываться четыре участка дороги до конца года. Запланировано снятие старого покрытия, переподключение коммуникаций, также предусмотрена замена грунта на глубине до двух метров.
Бывший председатель Верховного суда Якутии станет конституционным советником
Новости | 9 часов назад
Бывший председатель Верховного суда Якутии станет конституционным советником
Кандидатура Людмилы Горевой рассматривается на должность конституционного советника. Конституционный совет создан в Якутии этим летом вместо одноименного суда.