Захар Прилепин: «Писатель должен отвечать за базар!»
Якутск недавно посетил писатель Захар Прилепин. Его приезд состоялся в рамках совместного проекта продюсерского центра «Аврора» и СВФУ.
«Я просто описал то, что вижу»
Учитывая неоднозначную репутацию Захара Прилепина, я ожидал встретить непреклонного революционера, резкого в своих суждениях, но был приятно разочарован. Захар оказался очень интересным собеседником и, как говорится, милейшим человеком.
Перед разговором с писателем мы договорились с другими журналистами, что не будем спрашивать его о якутской погоде и о прочих банальностях. Но Захар сам завел речь о них.
– Мне Дмитрий (Ефимов, директор ПЦ «Аврора» - авт.) сказал, что сейчас все болеют, чем очень удивил. Я думал, что в Якутске вообще никто не способен болеть. Потому что у нас в -40 полный паралич, никто никуда не ходит. А у вас все бодро передвигаются, – так начал общение со СМИ Захар Прилепин.
Писатель рассказал, что когда ему предложили ехать в Якутск, он немного напугался. Но потом, когда узнал, что здесь уже побывали его друзья Митя Глуховский, Андрей Геласимов, Виктор Ерофеев, то решил попробовать.
– Ваш роман «Санькя» многие оценили как экстремистский.
– Если кто-то читал роман Горького «Мать», то это то же самое, но на нынешнем материале. «Санькя» вызвал много возмущения. Был у нас диспут с Петром Авеном, главой «Альфа-банка», который написал статью в журнал «Русский пионер». Мол, есть такие люди, которые вместо того, чтобы посадить дерево, построить дом и постирать носки, устраивают революции. Я ему отвечаю, что дом я построил, дерево посадил, детей родил уже четверых. И даже могу послать свои носки в аналитический отдел «Альфа-банка», чтобы они проверили, что там все в порядке. А на происходящее в стране это никак не влияет. Там была большая дискуссия с участием многих людей. На его стороне выступили Собчак и Канделаки. Но остальные сказали, что Прилепин, по сути, прав. Ведь я просто описывал то, что видел вокруг.
– Будет ли экранизация этой книги?
– По «Санькя» сделали спектакль «Отморозки», который поставил режиссер Кирилл Серебряников. Реакция зрителей была самой разнообразной. Восторг, удивление, возмущение. Ну, представьте, что на сцену выходят молодые ребята и кричат: «Президента топить в Волге!». Учитывая неоднозначность книги, с экранизацией возникли проблемы. Продюсеры мне говорят, мол, если сделаешь так, что нам позвонит замглавы администрации президента Владислав Сурков (тогда еще он занимал эту должность – авт.) и даст добро, тогда будем снимать. Иначе мы боимся.
«Мои книги изучают в университетах»
– Вы считаете себя успешным писателем?
– У понятия успешность есть разные измерения. Например, Лукьяненко в финансовом смысле более успешен. Я уже не говорю о Донцовой и Марининой. В финансовом плане они «весят» 50, а может, 500 Захаров Прилепиных. Это мегамашины по производству текстов.
Зато в пяти российских университетах и многих школах мои книги введены в обязательную программу. По ним пишутся научные работы. Я сомневаюсь, что того же Лукьяненко или Донцову когда-либо будут изучать в университетах. Просто у нас разные сферы приложения своих сил. С другой стороны, на том поле, на котором играю, я достиг максимальных успехов. Я - лауреат 16 премий, в том числе самой престижной литпремии России – «Нацбест». Мои книги переведены на 14 языков.
– Можно ли зарабатывать в России писателем?
– В России сейчас максимум 25 писателей зарабатывают литературой. В Советском Союзе писатель мог прокормиться за одну книгу. Сейчас есть тысячи писателей, которые прозябают. Одна из причин – в России полностью разрушено книжное распространение. Раньше книги ровным слоем «размазывались» по всей стране, поэтому и продавались, а сейчас все не так.
«ОМОНовцем я был дольше, чем писателем»
– Как вы стали писателем?
– На этот вопрос мой товарищ Александр Кабаков обычно отвечает: «Да мне просто повезло». Я с ним согласен. Раньше я служил в ОМОНе. С 20 до 27 лет. Мы ездили в Чечню и творили всякое. А потом пришел финансовый кризис, и жить стало не на что. И я пошел работать журналистом. Журналистика – хорошее дело, но мне хотелось попробовать себя в чем-то другом. И я написал роман. Его я отправил по электронной почте Дмитрию Быкову, который читает практически все. Он мне сказал: «Пиши дальше», мой роман опубликовали, даже дали премию. В общем, так я и стал писателем. Кстати, пишу я уже несколько лет, но пока ОМОНовцем был дольше, чем писателем (улыбается).
– Вам вручали премии и за рубежом?
– Да, я получил премию в Китае. Как и все у китайцев, у конкурса было очень пышное название. Что-то вроде Всекитайская межнациональная общемировая Госпремия за «Лучший зарубежный роман» – «Санькя». Я думал, что если миллиард китайцев купит мою книгу, я точно стану миллиардером. Но китайцы не очень любят делиться деньгами (смеется).
«Американцы назвали меня русский Хемингуэй»
- После выхода романа «Санькя» вас стали называть «новым Горьким», а после романа «Грех» - «новым Буниным».
– А в «Нью-Йорк таймс» вышла статья обо мне, где меня назвали «русский Хемингуэй». После этого еще звонили из «Playboy» и взяли два рассказа. Я сам к этому отношусь иронически, но моя мама гордится. Она собирает все газетные и журнальные вырезки про меня. У нее дома уже целый музей Захара Прилепина.
Но есть и противоположное мнение. С одной стороны, мои книги включены в школьную программу. А с другой, молодежная организация «Новые люди» послали в Минюст письмо о проверке на наличие экстремизма в моих книгах. Хотя это только прибавляет мне популярности.
– Как вы думаете, все ли в школьной программе по литературе стоит читать детям?
– У этой проблемы две стороны. С одной стороны, хорошо если бы дети читали то, что им интересно – Жюля Верна, Рэя Брэдбери, так у них бы появилась привычка к чтению. А с другой, если нас в юности не заставят читать серьезную литературу, то эти книги мы уже никогда не прочитаем. А по статистике 60% населения в стране вообще ничего не читают. Ужасные цифры. Так что, пусть лучше будут заставлять читать.
«Голосовать я не пойду»
– Расскажите о вашем отношении к Эдуарду Лимонову.
– Лимонов очень сильно повлиял на молодую генерацию писателей. Точнее, его модель поведения. Даже те, кто не разделяет его политических взглядов, признает его последовательность, мужество, упрямство, харизму, пассионарность, это не кабинетный писатель. Он всегда в гуще беспорядков, это так традиционно для русского писателя. Русский писатель должен отвечать за базар. У нас с ним хорошие отношения. Он такой строгий старик. Много пьющий, но не пьянеющий.
– В романе Эдуарда Лимонова «Священные монстры» описаны люди, оказавшие большое влияние на его поколение. А кто мог бы стать такими «священными монстрами» сейчас?
– Я даже не знаю, что ответить. Как-то раз я листал подшивку старых газет 1930-х годов, там на первых страницах всегда писали про офицеров, рабочих-передовиков, шахтеров. Они были настоящими героями тех лет. Я не защищаю СССР, но тогда у страны были нормальные образцы поведения. Сегодня герои - это деятели шоу-бизнеса. Для такой огромной страны, которая должна не только развлекаться, но и заниматься делом, это странно. Хотя, может, я бы написал о том же Лимонове, Проханове, хоть и не поддерживаю его взгляды.
– А Навальный?
– Леша Навальный да. Подходящий современный герой.
– Раз уж мы заговорили о политике, за кого вы будете голосовать на выборах президента?
– Я не буду голосовать. Я работал политтехнологом и отлично представляю всю внутреннюю кухню нынешней политсистемы. Это не та система, в которой хочется участвовать.
Справка "ЭС"
Захар Прилепин (настоящее имя - Евгений Николаевич Прилепин) - российский писатель, филолог, журналист, член НБП.
Работал разнорабочим, охранником, служил командиром отделения в ОМОНе, принимал участие в боевых действиях в Чечне. Был главным редактором газеты нацболов Нижнего Новгорода «Народный наблюдатель»
В настоящее время Захар Прилепин работает главным редактором «Агентства политических новостей – Нижний Новгород», генеральным директором «Новой газеты» в Нижнем Новгороде, ведет колонки в журналах «Медведь», «Русская жизнь» и «Огонёк», член редколлегии журнала «Дружба народов», сопредседатель «Гражданского литературного форума России», секретарь Союза писателей России.