Заложники газопровода
Кусок от пирога
В 2003 году решением общего собрания работников СХПК «Хатасский» изъявившим желание членам кооператива, коих набралось более 800 человек, выделили земельные паи из расчета по три гектара на человека. Выделенная земля имела статус сельскохозяйственного назначения.
Решение решением, но прошло три года, пока каждый владелец получил свою долю земли. Это случилось в 2006 году. В 2007 году владельцам было выдано свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок на общую долевую собственность 1/883. Именно на 883 участка была поделена земля под Хатассами со стороны свинокомплекса. Через год – в феврале 2008 года – участники общей долевой собственности (883 человека) своим извещением в газете «Якутия» выразили свое намерение выделить земельные участки, и на основании этого извещения каждый владелец впоследствии оформил в Регпалате свою долю в собственность. 27 апреля 2009 года свидетельство о государственной регистрации права на три гектара земли получил и Валерий Черемных. И все это время о зарытом газопроводе «Саханефтегазсбыта» никто и словом не обмолвился.
Шли годы, а земля «стояла» без дела. Редко кто видел на ней пасущихся коров, не говоря о буйной растительности сельскохозяйственных культур. А все потому, что на этой земле ничего не растет...
Гром среди ясного неба
Известно, что на правой стороне Покровского тракта также некогда были земли сельскохозяйственного назначения. Но так как согласно Генплану Якутска, город будет «расти» в сторону Табаги, эти земли поменяли свой статус. Хозяева земель также в свое время озаботились, и земли были оформлены в собственность, и когда статус был сменен, земля пошла под молоток. Здесь, на правой стороне тракта, уже зарегистрированы 21 дачный кооператив и управляющей компанией вовсю ведутся работы по планированию инфраструктуры будущих жилых микрорайонов. Впрочем, и на правой стороне тракта имеется немало проблем. Но об этом мы читателя познакомим в следующем номере «ЭС». Итак, глядя на «соседей» справа, хозяева земель на левой стороне Покровского тракта, в том числе и Валерий Черемных, всполошились - ведь настанет и их черед. И в 2013 году Валерий Маркович, как и большинство владельцев земель с левой стороны, начал собирать документы, чтобы впоследствии продать собственность. Так, три гектара земли земельщики размежевали на 21 участок (от 9 до 12 соток), на каждый участок было оформлено свое земельное дело, и 8 августа 2013 года Валерий Маркович получил 21 свидетельство о государственной регистрации права. Тот, кто когда-либо сталкивался с процедурой оформления земельного участка в собственность, тот поймет, сколько времени и средств ушло на это. Валерий Маркович заплатил государству и прочим частным структурам, занятым в процессе оформления, ни много ни мало 100 с лишним тысяч «пенсионных» рублей.
Был бы товар, а спрос найдется. И в этой истории нашлись покупатели. Когда Черемных начал оформлять с одним из приобретателей сделку купли-продажи одного из земельных
участков, 26 сентября он получил от Регпалаты уведомление о приостановлении государственной регистрации. Следом за уведомлением, 29 сентября, получил и акт от ОАО «Сахатранснефтегаз» о нарушении охранной санитарно-защитной зоны газопровода. Выяснилось, что под землей Черемных проходит газопровод высокого давления. При этом «Сахатранснефтегаз» ссылается на СНиП, по требованиям которых «в 300 метрах по обе стороны газопровода» нельзя вести не то что строительство чего-либо, но даже высаживать деревья и кустарники! 300 метров с одной стороны и 300 с другой – получается 600 метров на протяжении всего газопровода. Ну кто в Якутске видел свободную землю шириной в 600 метров? Да никто! Получается, город питается газом по воздуху? Нет, конечно. Тем не менее, «газовыми» заложниками оказались не только Валерий Черемных, но и многие землевладельцы с левой стороны Покровского тракта.
Стройка века
Как же получилось так, что на одной земле скрестились два интереса? С одной стороны – ОАО «Сахатранснефтегаз», который снабжает газом заречные улусы, и с другой – простые граждане, которые, оказывается, и теплицы то построить на своей земле не могут?
Известно, что магистральный газопровод ГРС-2 Хатассы диаметром 530х8мм проходит по территории «Покровский тракт 10-16 км». Также на этой территории лежит магистральный, по своим параметрам более крупный, трубопровод, снабжающий газом заречные улусы, построенный в 2003 году. Он считается уникальным. До него самым крупным в мире считался переход через реку Хэйхэ (Китай) протяженностью 1,672 км. Для сравнения: переход только основного русла реки Лены составил 2,3 км. Чтобы максимально уменьшить нагрузку от воды, трубопровод проложен под землей, а глубина реки здесь достигает 14-15 метров.
Неизвестно, о каком трубопроводе речь идет в нашем случае – о трубопроводе ГРС-2 или о «стройке века», или это, вообще, один и тот же объект. В любом случае, это - трубопроводы высокого давления, следовательно, их охранная зона по периметру должна была быть снабжена специальными информационными столбами. Как нам стало известно из письма начальника ЛПУМГ ОАО «Сахатранснефтегаз» Павленишвили, охранная зона газопровода ГРС-2 составляет минимальное расстояние от оси газопровода 150м. При этом господин Павленишвили ссылается на СНиП от 1985 года. Но мы нашли измененные постановлением Госгортехнадзора РФ от 23.11.1994 правила. В них указывается: «Для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны» (Правила охраны магистральных трубопроводов. 4. Охранные зоны). 25 плюс 25 получается 50. 50 метров против 600. Есть разница? Разница налицо.
Общепит на газу
И тут нам следует немного отступиться и вспомнить июль 2011 года. Тогда в материале «Общепит на газу» автор этих строк описывала ситуацию вокруг ресторана «Дуэтс», что на Богдана Чижика. «ЭС» тогда писала о том, что летнее кафе, примыкающее к ресторану, не прошло процедуру согласования своего внешнего вида у главного архитектора города. Контролер департамента архитектуры и градостроительства, побывав на месте, пришел к выводу, что фундамент здания вполне подходит и для капитального строения. В акте проверки объекта, кроме всего прочего было написано, что строительство летнего кафе, занимаемого площадь в 121 квадратный метр, начато не только без согласования и разрешения у соответствующих органов, но сам объект разместился аккурат в охранной зоне газопровода высокого давления, что является нарушением Правил охраны газораспределительных сетей и создает препятствия для безопасной эксплуатации газопровода. В случае возникновения, не дай бог, аварийной ситуации, посетители кафе могут запросто взлететь на воздух. Об этом УГРС ОАО «Сахатранснефтегаз» уведомило главу Управы «Промышленный округ», так как земля является муниципальной, а газопровод принадлежит городу. Самому застройщику газовики направили предписание с требованием освободить охранную зону до 13 июня 2011 года. Но объект и ныне там, а вокруг кафе вполне мирно соседствуют многоэтажки. Охранная зона отдыхает!
Начало хождений
Впрочем, «вернемся к нашим баранам». Получив акт, Валерий Черемных направился в ОАО «Сахатранснефтегаз» за разъяснениями, где ему посоветовали обратиться в министерство имущественных и земельных отношений республики. Сказано – сделано. Инвалид с детства (инвалидность связана с заболеванием опорно-двигательного аппарата) Черемных направился в министерство, где ему объяснили, что земельные участки у него должен выкупить... ОАО «Сахатранснефтегаз». Также министерские чиновники объяснили Валерию Марковичу, что, прежде чем строить газопровод, предприятие должно было оформить землю под Охранную зону газопровода, урегулировать вопрос с Министерством имущественных и земельных отношений. Именно из-за того, что этого не было сделано, в свое время Черемных и иже с ним смогли оформить свободную, ничем и никем не обремененную землю в собственность, как потом выяснилось, уже после строительства газопровода.
В начале уходящей недели, 22 октября, Валерий Черемных написал извещение на имя заместителя министра МИЗО РС (Я) о том, что намерен продать принадлежащие ему по праву собственности земельные участки и сейчас ждет ответа. С разрешением на продажу он намерен отправиться вновь в ОАО «Сахатранснефтегаз». Если там ничего не добьется, то ему остается только одна дорога – искать правду в суде. А там уже дело судьи – кого поддержать: простого гражданина или газового монополиста...
Валерий Черемных:
- Там такая земля, что ничего не растет, если бы кто-нибудь захотел заняться выращиванием сельскохозяйственных культур. Под пастбища она никогда не использовалась, потому что трава не растет. Голая земля. А мне в ОАО сказали, чтобы я там пас коров... После министерства я вновь пойду к газовикам и сейчас боюсь, как бы меня не начали футболить друг к другу.
Не позавидуешь...
О владении тремя гектарами земли кто не мечтает?! Ведь это целое состояние на века, которое будет переходить от поколения к поколению. Но это в том случае, если на этой земле можно что-то выращивать или строить. А если она никому не нужный балласт? Ведь именно таковыми и являются сейчас эти земли с «газовой начинкой», если верить «Сахатранснефтегазу» с его указанными безопасными расстояниями. И виновник в создавшейся ситуации один в лице ОАО «Сахатранснефтегаз». Если бы Общество, специалисты которого сейчас раздают акты о нарушении правил, в свое время сделало бы все так, как того требуют другие правила и закон, нынешней ситуации и в помине бы не было. А у нас не было бы повода упоминать эту организацию в неприглядной для нее истории.