Зарплата в "конверте" лишает работника пенсии
Кроме того, оба они вкупе с единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование обеспечивают более 55% доходов бюджетной системы РФ. Поэтому работа по легализации налоговой базы является одним из важных направлений деятельности налоговой службы.
Сегодня наша беседа посвящена этой актуальной теме социального, экономического характера.
На вопросы отвечает Федор Томтосов, заместитель начальника Межрайонной ИФНС России №5 по РС (Я).
Комиссия против «тени»
- Федор Алексеевич, суть «теневой» заработной платы в том, что часть зарплаты выдается по ведомости, а другая ее часть официально нигде не отражается. Это зарплата «в конверте». Какова значимость легализации теневой заработной платы для общества?
- Поступления некоторых налогов напрямую зависят от доходов населения. Поэтому крайне важно вести контроль за достоверностью налоговой базы фондов оплаты труда. По данным Росстата, доля скрытой оплаты труда на протяжении последних нескольких лет имела тенденцию к росту. Налоговая база оставалась на одном уровне в течение нескольких лет. Это обстоятельство потребовало новых методов работы. Налоговая служба инициировала создание комиссий по легализации теневой заработной платы.
- В чем заключается работа комиссии?
- Наша работа с налогоплательщиками в рамках комиссии построена на изучении и анализе их финансово-хозяйственной деятельности. В ее ходе определяется круг плательщиков, выплачивающих зарплату ниже среднеотраслевой. Задача комиссии – не повышение заработной платы, а обеспечение достоверности налоговой базы. Обязательно учитываются объективные условия деятельности конкретных организаций, не позволяющие работодателям выплачивать более высокую зарплату. Это бюджетные, сельскохозяйственные, сезонные организации.
- Кто находится в зоне риска?
- В 2009 году в зоне риска оказалось 118 налогоплательщиков, выплачивающих зарплату ниже среднего уровня по отрасли. Основные отрасли экономики, в которых наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы, - оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства. За 2009 год из 118 налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, рассмотрено на комиссии налоговой инспекции 84.
- Каковы результаты работы комиссии по легализации теневой зарплаты?
- 76 налогоплательщиков за этот период увеличили налоговую базу за счет повышения зарплаты. В том числе 34 повысили заработную плату менее чем до среднего уровня по отрасли. 42 работодателя повысили до среднего уровня. Одновременно отмечается рост поступлений НДФЛ и ЕСН за прошлый год. Ускорение темпа роста поступлений НДФЛ, ЕСН и темпов роста заработной платы во многом достигнуто в результате работы комиссии по легализации теневой зарплаты.
Дополнительные поступления ЕСН и страховых взносов в ПФР в результате легализации налоговой базы за 2009 год составили 5 034 тысячи рублей. Дополнительные поступления НДФЛ по итогам 2009 года – 2 901 тысяча рублей. В итоге начислены зарплатные налоги на общую сумму 7 935 тысяч. Такой эффект работы налоговой инспекции – результат качественного анализа и аргументированного диалога с налогоплательщиками. 15 организаций не повысили среднюю заработную плату до среднеотраслевой. Это организации, учредителями которых выступают иностранные граждане. По ним передано заключение на проведение выездной налоговой проверки.
Нелегальный убыток
- Есть граждане, которые работают у частников без оформления трудовых договоров. Эти факты тоже можно рассматривать как сокрытие доходов.
- Легализация зарплаты оказывает влияние и на легализацию трудовых отношений. Подтверждением тому служат данные о представлении налоговыми агентами справок о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ). Так, по итогам работы комиссии количество представленных сведений о доходах физических лиц в 2008 году увеличилось более чем на 348 и составило 3 701 сведение.
- Какие дополнительные контрольные мероприятия проводятся с целью легализации теневой заработной платы?
- Некоторые организации-«упрощенцы» не начислили страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2008 год. Но в декларации по УСН отражены доходы. Им направлено 695 требований о представлении пояснений. Проведен анализ по выпискам по операциям на счетах организаций за 2008 год. Выявлены организации, у которых крупный оборот денежных средств по счетам, а также движение по выдаче зарплаты. Но они представили нулевую отчетность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2008 год. По результатам комиссия провела работу с шестью организациями. Также межведомственной комиссией направлено письмо в отдел лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью МВД РС (Я) для принятия мер в отношении семи частных охранных предприятий.
- В рамках легализации ведется работа с убыточными организациями. Налоговая служба исходит из того, что бизнес должен приносить прибыль.
- Акцент в работе комиссий по легализации теневой заработной платы был сделан на легализацию налоговой базы плательщика в целом. В том числе на контроль за деятельностью убыточных организаций. По данным ФНС России, 20% организаций работали с убытками. С учетом декларирующих нулевые результаты финансово-хозяйственной деятельности, это 42%. Иначе говоря, около половины организаций в России не платят налог на прибыль. В экономических интересах страны это недопустимо. Понятно, что при открытии бизнеса возможны убытки. Но по гражданскому законодательству целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли. Не просто дохода, а прироста имущества в результате деятельности. Убыток в финансовой отчетности в течение нескольких налоговых периодов – это наиболее вероятный признак неполного отражения в отчетности результатов хозяйственной деятельности. Поэтому работа налоговых органов в первую очередь проводится с теми организациями, которые заявляют убытки более двух лет и у которых имеются значительные отклонения в бухгалтерской и налоговой отчетности.
Новый смысл проверок
- Каковы итоги работы с убыточными организациями?
- На комиссиях проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций из зоны риска, изучаются их товарные, финансовые потоки. Кроме того, анализируется информация, поступающая из различных ведомств. В результате налоговым органам предоставляется возможность с высокой долей вероятности определить налоговые риски и круг налогоплательщиков для выездных налоговых проверок.
Итоги работы комиссии таковы. 7 организаций перестали заявлять убытки. По итогам 2008 года они представили декларации с отражением прибыли в размере 2289 тысяч рублей, исчислен налог 480 тысяч рублей. 8 организаций, или 14,5% из явившихся на заседания комиссии, представили уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль. Тем самым уменьшили убытки на 25427 тысяч рублей и заявили дополнительно прибыль на 865 тысяч. Сумма исчисленного налога по уточненным декларациям составила 207 тысяч. Причем уменьшение убытков сегодня – это прибыль будущих налоговых периодов. 5 организаций представили 10 уточненных деклараций по НДС. По некоторым организациям сформированы заключения и переданы в отдел выездных проверок.
В 2009 году проведено 8 выездных налоговых проверок организаций, рекомендованных комиссией. Итогом завершенных выездных проверок стало уменьшение убытков на 6711,6 тысячи. Общие доначисления по налогам составили 2984,1 тысячи рублей. Обратите внимание: речь идет о результатах проверок организаций, отобранных по рекомендациям комиссии. Как следствие - рост налоговой базы и увеличение поступлений в бюджеты.
- В чем смысл нового подхода к проверкам?
- Безусловно, основная функция налоговой службы – контроль и надзор за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет. Но сегодня актуально решать эту задачу не фискальными мерами, а за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщика. Налоговая служба декларирует процесс планирования выездных налоговых проверок как открытый процесс, публикует критерии риска, по которым проводится отбор налогоплательщиков к проверке. Тем самым озвучены некие правила игры, соблюдая которые, плательщик получает зону налоговой стабильности. Многие налогоплательщики поняли и приняли эти правила.
Добровольное декларирование дополнительных налоговых обязательств - не только дополнительные поступления в бюджет. Эти средства поступают своевременно и для их администрирования сотрудникам налоговых органов не нужно тратить время и силы на судебные разбирательства. Можно и нужно приветствовать инициативы налогоплательщиков, которые добровольно уточняют налоговые обязательства к доплате как в рамках камеральных, так и в рамках выездных налоговых проверок.
«Конверт» лишает социальных гарантий
- Каковы последствия получения зарплаты в конверте для самого работника?
- Каждый работник, получающий зарплату в конверте, должен отдавать себе отчет в том, что он лишает себя пенсионных накоплений. Они влияют на величину будущей пенсии, а также на право использования налоговых вычетов в полном объеме. Легализация трудовых отношений – это, прежде всего, социальные гарантии граждан: возможность заявить социальные и имущественные вычеты, получить пенсионное и социальное обеспечение. То есть эффект работы налоговых органов - это еще и социальные гарантии государства.
- Вопрос о добровольном декларировании доходов. Человек, получивший «серую» зарплату, может сам продекларировать доход и уплатить налог?
- Хотелось бы обратить внимание тех работников, которые получили доход, с которого не был удержан работодателем (налоговым агентом) НДФЛ. Они обязаны самостоятельно в срок до 30 апреля задекларировать такой доход и до 15 июля уплатить налог.
Отдел работы с налогоплательщиками
Межрайонной ИФНС России № 5 по РС (Я)