«Здесь был Толль…»
Искать и не сдаваться!
В предыдущих номерах «ЭС» мы рассказали о жизни М. Геденштрома, неординарного человека и неутомимого исследователя Арктики.
Его имя не известно большинству и не попало в научные сборники, но именно благодаря экспедиции Геденштрома, в научных кругах России в 1810 году узнали о земле Санникова. Сам якутский промышленник и купец Яков Санников, который видел загадочную землю во время промысла мамонтовой кости, был в составе экспедиции и в числе других помогал ее подготовке.
Сегодня мы расскажем о другом человеке, дальнейшая жизнь и судьба которого удивительным образом оказались связаны с описанными выше событиями, – Эдуарде Васильевиче Толле.
Толль, Шмидт и все-все-все
Эдуард Васильевич Толль родился 14 марта 1858 г. в г. Ревель (совр. Таллин) в семье остзейских немцев. Род Толлей, несмотря на баронский титул, не имел значительного достатка. Э. Толль учился в местной школе, а после смерти отца в 1872 г. вместе с матерью переехал в г. Дерпт (ныне – Тарту). В 1878 г. он поступил в Юрьевский (Дерптский) университет на естественно-исторический факультет. В студенческие годы Э. Толль больше всего интересовался зоологией, биологией и геологией.
После окончания университета Эдуард Васильевич был включен в состав научной экспедиции по Средиземному морю под руководством своего учителя зоологии, профессора Макса Брауна. Во время научного путешествия он изучал фауну и знакомился с геологическими отложениями берегов Алжира и Балеарских островов. По возвращении Толль защитил кандидатскую диссертацию и был оставлен при университете в качестве лаборанта Зоологического института. В это время он занимался исследованиями фауны и геологии побережья Балтийского моря. На них обратил внимание академик Императорской Академии наук, директор Минералогического музея, участник двух экспедиций в Сибирь Федор Шмидт.
Кстати, Э. Толль является близким родственником другого крупного ученого, чье имя также связано с Якутией, - А. Миддендорфа. Он обучал своего родственника Толля, будущего ученого и исследователя Арктики. Миддендорф известен своими экспедициями и трудами по изучению народов Восточной Сибири, исследованию климата и вечной мерзлоты.
На пути в Якутию
В 1883 году по итогам Первого международного полярного года группой ученых, куда входил Ф. Шмидт, был создан проект новой экспедиции. Его цель – комплексное исследование побережья Северного Ледовитого океана, преимущественно к востоку от р. Лены, по рекам Яне, Индигирке, Алазее, Колыме и Новосибирских островов.
Проект будущей экспедиции утвердили в январе 1884 года. Руководителем экспедиции назначили Александра Александровича Бунге, а его помощником – Эдуарда Васильевича Толля.
6 марта 1885 года Бунге и Толль выехали из Иркутска, спустя две недели, 19 марта, они прибыли в Якутск. 30 апреля того же года они достигли Верхоянска, откуда начинались непосредственные маршруты экспедиции.
Описать берега и… найти носорога
Э. Толлю было поручено изучение геологического строения берегов верхнего течения р. Яны, а также склонов Верхоянского хребта. Ученый должен был на лошади подняться вверх по Яне, а затем на построенной лодке спуститься вниз по течению, совершая поперечные маршруты. Однако в тот год река вскрылась ото льда поздно, из-за чего Толлю и его спутникам пришлось проделать путь от Верхоянска и обратно по левому плоскому берегу реки, менее интересному в геологическом плане. Помимо этого, Э. Толлю поручалось изучить труп носорога, найденного на р. Бытантай в 1877 году и описанного А. Шренком. В июне Толль добрался до места нахождения этого трупа. Изучив местность и его условия, он установил, что носорог был перенесен сюда водой. Это опровергло предыдущую трактовку.
30 июня Толль и Бунге начали сплав на лодке вниз по течению Яны и к августу добрались до с. Казачье. Здесь экспедиция планировала зазимовать.
Осенью 1885 года Толль совершил несколько маршрутов по тундре до села Булун и отобрал образцы горных пород. В Булуне молодой ученый получил важнейшие данные по геологическому строению фактически не изучавшейся до сей поры области. Примечательно, что собранную Толлем коллекцию триасовой фауны советские ученые обрабатывали до середины прошлого века - до 1950-х годов.
Земля!
Весной 1886 года Э. Толль отправился на Новосибирские острова. Согласно плану экспедиции ему надлежало исследовать острова Котельный, Фадеевский и Новая Сибирь. На Фадеевском он, как геолог, установил осадки, более древние, чем осадки третичного периода кайнозойской эры, длившегося в период с 65 до 1,8 млн лет назад.
В июле Толль со спутниками перебрался на Котельный. И вот, 13 августа 1886 года произошло событие, ставшее судьбоносным для молодого ученого, отметим, что Толлю тогда было 27 лет.
Находясь на северо-западном берегу острова Котельный, Э. Толль увидел, согласно его записи в дневниках, «в направлении на северо-восток 14-18 градусов контуры четырех столовых гор, которые к востоку соединялись между собой понижением».
Исследователь решил, что это легендарная земля Санникова, и определил примерное расстояние до нее в 150-200 километров. По его предположению это должен был быть значительный по размерам архипелаг, сходный по строению с о. Беннетта, и его изучение было бы очень важно для познания геологического строения Северной Азии. Эта проблема заняла главное место в последующих научных изысканиях Э. В. Толля, стала руководящей идеей его работ. Изучением части о. Котельный, откуда он увидел загадочную землю, Толль занимался с августа до ноября, а в начале ноября 1886 года состоялась его встреча с А. Бунге. 9 ноября ученые отправились по льду на материк. 28 января 1887 года Толль со всеми научными материалами прибыл в Петербург.
Очередная экспедиция в Арктику
В конце 1892 года Императорская АН назначила Э. Толля руководителем новой экспедиции на северо-восток России. Ее главная задача состояла в изучении найденном М. Санниковым на берегу речки Сана-Юрях к востоку от р. Яна трупа мамонта и его доставке в Петербург. В случае неудачи раскопок был разработан запасной вариант экспедиции – исследовать малоизученный район бассейна реки Анабар и Новосибирских островов, где планировалось продолжить геологические изыскания и возобновить магнитные наблюдения, произведенные ранее в 1821 по 1823 годы.
Кстати, дополнительное изучение Новосибирских островов в задачи экспедиции предложил и включил сам Толль. Как видим, он все же надеялся найти и отыскать загадочную землю Санникова…
Экспедиция Бунге и Толля оказалась удачной во многих отношениях. Впервые в ее ходе было осуществлено геологическое исследование Новосибирских островов. Был собран уникальный палеонтологический и геологический материал. Э. В. Толль еще больше увлекся изучением Арктики, ученый стал известен как способный полярный исследователь, географ и геолог.
После окончания экспедиции Толль зачисляется на работу в Минералогический музей Императорской Академии наук, где занялся обработкой собранных материалов. Итогом стала публикация первой части «Научных результатов экспедиции 1885-1886 гг.», вышедшей в 1889 году.
При подготовке статьи использованы материалы журнала «Якутский архив» 2008 г. и А. Сулейманова.