Жила-была балерина…
В августе 1945 г. в интернат Якутской музыкальной школы из Мархинского детского дома привезли маленькую девочку — сиротку Розу Скрябину. Ее провели в комнату, где она увидела хорошенькую девочку в розовом платье. Эта была Дуняша, ее ровесница, сирота из Вилюйского детдома. Нам же она известна как первая профессиональная якутская балерина, народная артистка Якутской АССР, заслуженная артистка РСФСР Евдокия Александровна Степанова. С того августовского дня две сиротки крепко подружились. Вместе спали, делили скудную еду военного времени, ухаживали друг за другом, когда болели. Дуняша осваивала искусство игры на фортепиано, Роза — скрипки. Но вскоре появилась общая любовь к занятиям хореографией, уроки которой с 1946 года вела балерина из Ленинграда Нинель Даниловна Сильванович.
Летом 1948 года, ночью, в пионерском лагере в пригороде Якутска Дуняшу разбудили и увезли в город. Роза горько плакала. В то время, когда она заливалась слезами, Дуняша отказывалась ехать в Ленинград без своей Розы. Нинель Даниловна распорядилась, чтобы Розу привезли из лагеря. Трудно описать их трудный путь до северной столицы, хотя учительница опекала, даже распродавала свои вещи, чтобы обеспечить их едой. А ведь девочкам было всего по 11 лет. В Иркутске они целый месяц жили у знакомых Нинели Даниловны, пока ждали поезд до Ленинграда. А когда наконец-то устроились в вагоне, случилось непредвиденное: внезапно заболела учительница, и их сняли с поезда. Девочки остались одни на перроне и горько плакали. Сторож вокзала взяла их с собой, напоила горячим чаем, уложила спать. На другой день за ними пришли знакомые Нинели Даниловны и забрали к себе.
Долго и трудно, но все-таки они добрались до Ленинграда и поступили в ордена Трудового Красного Знамени Ленинградское хореографическое училище им. А. Я. Вагановой. Подружки вместе открывали достопримечательности города-героя, вместе узнали, что есть такие напитки, как морс, компот, какао, что из яиц готовят вкуснейший омлет… В декабре 1957 г. они стали участниками Декады якутской литературы и искусства в Москве. Дуняша на концерте танцевала, а номер Розы, к сожалению, не успели подготовить. Подружки вместе смотрели оперу-олонхо «Ньургун Боотур» на сцене Музыкального театра им К. Станиславского и В. Немировича-Данченко.
Они всегда вспоминали девять лет жизни и учебы в Ленинграде и как вместе вернулись на родину, поступили на работу в Якутский музыкально-драматический театр. В городе вместе жили в доме на улице Попова. Вскоре тяжело заболела Дуняша. Воспаление легких. Роза ухаживала за ней как могла. Когда Дуняша чуть поправилась, пришло важное письмо от педагога В. С. Костровицкой. Она предлагала ей поехать в Ташкент, где выпускницу легендарного училища готовы были взять в театр. В дальнюю дорогу провожала Роза. Но через два года председатель Якутского постпредства Г. С. Фомин уговорил вернуться Дуняшу на родину. Она приехала в Якутск в декабре 1960 г. и заново научилась жить на родине. Вскоре встретила любовь — будущего мужа Ю. Г. Дягилева. К тому времени Роза была замужем за художником В. Г. Петровым. «Известно, что балетное искусство всегда идет рука об руку с кистью художника. Это, конечно, и декорации, и костюмы к спектаклям, работали мы со многими талантливыми сценографами. Круг якутских художников мне особенно близок еще и тем, что моя подруга детства Роза Скрябина стала супругой Виктора Петрова, талантливого живописца. Его картины восхищают меня красотой милых якутских аласов, мощных Ленских скал, которые являются украшением многих выставок в республике и за ее пределами. Я рада за мою Розу, у них с Виктором очень дружная семья, двое сыновей, окончивших вузы, и уже шестеро внуков …», — так писала Е. А. Степанова.
Занятия в хореографическом училище
Муж Розалии — народный художник РС(Я), заслуженный работник культуры ЯАССР Виктор Григорьевич Петров. Розалия стала как бы внештатным членом Союза художников Якутии. За 60 лет она, наверное, не пропустила открытие ни одной выставки, нет художника, который не знал бы ее. Союз художников — ее вторая семья. Конечно, многие знали, что она бывшая балерина. В 1960 г. Виктор Григорьевич Петров написал портрет жены и на обороте написал: «Портрет солистки балета Скрябиной Розы». Какие роли она исполняла? В альбоме-каталоге В. Г. Петрова (составитель А. Л. Габышева), в который включен этот портрет, есть список ее сольных партий, концертных номеров. Чтобы уточнить их, обратилась за помощью к Лире Львовне Габышевой, создавшей и в течение многих лет руководившей музеем Гостеатра оперы и балета им. Д. К. Сивцева — Суоруна Омоллоона. Кстати, она же является составителем книги Е. А. Степановой. Лира Львовна любезно поделилась справкой, составленной для будущего издания: «Родилась 25 июля 1937 г. в аласе Бере Ожулунского наслега Чурапчинского района ЯАССР. Училась на хореографическом отделении открывшейся Республиканской детской музыкальной школы-интерната в классе К. В. Посельской и Н. Д. Сильванович (1944-1948). Окончила Ленинградское академическое хореографическое училище по классу Е. Н. Снетковой-Вечесловой, Н. А. Комковой (1948–1958). С июля 1958-го по январь 1964 гг. — артистка балета ЯГМДТ им. П. Ойунского. В репертуаре спектакли «Бахчисарайский фонтан», «Лаурелия», «Полевой цветок», «Лебединое озеро», соло — «Испанское каприччио». Концертные номера: сольный «Цыганский танец» из балета «Дон Кихот», «Чардаш» Брамса, «Спортивный вальс» Дунаевского с А. Сафроновым, пост. В. Козлова, «Якутский танец» постановки А. Мохотчуновой. …С 1964 по 1984 гг. — научный сотрудник, хранитель фондов Центрального государственного архива ЯАССР, с 1984 по 1998 гг. — архива Министерства сельского хозяйства ЯАССР.
В 1950-х годах В. Г. Петров часто ездил в Мирный, у него есть целый цикл картин, посвященных городу, то есть он как бы написал его историю. Поэтому его приглашали на юбилеи Мирного. Он всегда говорил, что там встретил свою Розу в 1959 г. По данным Л. Л. Габышевой, именно в том далеком 1959 г. была создана гастрольная бригада в составе 50-ти представителей творческих союзов республики по речному маршруту Олекминск, Мухтуя и Мирнинский район. Значит, балерина Роза Скрябина и живописец Виктор Петров были участниками этой группы. Кто сегодня помнит эти события?
Лет восемь-девять назад мы организовали в музее мероприятие, посвященное женам художников. Тогда Розалия Афанасьевна сказала, что у нее нет фотографий детских лет и студенчества. Один снимок все же сохранился у ее подруги Е. С. Степановой. Жалела ли она, что оставила балет? Не знаю. Но с честью выполнила свой долг как жена, мама, бабушка и прабабушка.