Жильё и мост, соединяющий континенты
ЗАКОНЫ ОТСТАЮТ ОТ «ЦИФРЫ»
Как отмечают представители Минстроя России, а ведомство являлось одним из организаторов Дальневосточного форума в Якутске, цифровые технологии сегодня развиваются очень быстро, и одна из задач регуляторов — своевременно создать нормативную базу, позволяющую использовать инновации в строительстве.
Понятия информационного моделирования и классификатора строительной информации были впервые введены 1 июля текущего года, когда в действие вступил ФЗ-151.
Владимир ЯКУШЕВ, министр строительства и ЖКХ России:
— В настоящее время каждая компания самостоятельно определяет степень цифровизации, которая ей необходима при возведении объектов капстроительства. Но в строительстве за счет бюджетных средств ситуация другая: в действующем законодательстве не предусмотрено применение технологий информационного моделирования на стадиях проектирования, экспертизы, строительства, эксплуатации, а значит, затраты на них нелегитимны, и их стоимость в строительный проект по госзакупке заложить нельзя. Чтобы разрешить эту ситуацию, Минстрой работает над подзаконными нормативными документами.
Эту работу ведомство планирует завершить в I квартале 2020 года. В первую очередь будет законодательно определен перечень бюджетных объектов, при строительстве которых использование информационной модели станет обязательным. Речь идет, прежде всего, об объектах социального значения: детских садах, школах, поликлиниках, учреждениях спорта, культуры, социального обслуживания населения. Важным преимуществом ВIМ-технологий является возможность контролировать состояние объекта в течение всего жизненного цикла. Эксплуатирующая организация будет в этом случае иметь полную информацию о том, когда необходимо сделать текущий или капитальный ремонт, в какой момент та или иная система попадает в зону риска и требует особого внимания. Особенно это важно, когда речь идет о бюджетных объектах, когда нужно знать сроки, когда надо вкладывать инвестиции в их ремонт. Если кратко, то с помощью цифровых технологий мы получаем полный контроль над жизненным циклом здания от момента его планирования до утилизации. Кроме того, применение программных ВIМ-продуктов откроет перед строительным рынком и еще одну возможность: банки смогут точнее оценивать строительную готовность объектов, а это, по мнению экспертов, позволит вернуться к обсуждению вопроса поэтапного раскрытия счетов эскроу. Сегодня кредитные организации не хотят передавать деньги на расчетный счет застройщика до завершения строительства, ссылаясь на то, что у них нет специалистов, которые могли бы оценить готовность объекта.
ПРОГРАММИСТ ВАЖНЕЕ ЧИНОВНИКА?
Переход на работу с ВIМ-продуктами сопряжен не только с продуктами технологического и нормативного характера. По словам замминистра строительства и ЖКХ Дмитрия Волкова, «рядовой инженер-программист должен оказывать на эту сферу большее влияние, чем чиновник». Однако как раз рядовых инженеров-программистов в этой сфере сегодня и не хватает. По мнению главы Минстроя Владимира Якушева, требования к специалистам, которых должны готовить учебные заведения, должен формулировать тот, кому предстоит работать с ВIМ-технологиями, а это бизнес и субъекты России. Общественный совет при Минстрое занялся кадрами для отрасли: основной задачей этого органа является экспертиза проектов федеральных законов, нормативных актов по вопросам профобразования и кадров в строительстве и ЖКХ. Комиссия будет взаимодействовать с советами по профессиональным квалификациям, готовить заключения и участвовать в проведении мониторинга рынка труда.
СТРОИТЕЛИ БАНКРОТЯТСЯ
Как мы писали, с 1 июля текущего года строительный рынок живет по новым правилам. Как отмечают эксперты, реформа не привела к значительному скачку стоимости за квадратный метр, зато следствием перехода на проектное финансирование стало сокращение объемов ввода жилья, что рано или поздно все равно приведет к росту цен. О сложностях перехода заявляют представители профессионального сообщества. По состоянию на начало IV квартала текущего года фиксируется отставание от целевых показателей национального проекта «Жилье и городская среда». В сентябре 2019 года количество застройщиков-банкротов составило 498 (с объемом незавершенного строительства 78 млн кв. м).
Выход застройщиков с новыми проектами в значительной степени сдерживается низкой рентабельностью проектов, и это тенденция всего жилищного строительства. В Госдуме были проведены парламентские слушания по этому вопросу. Планируется уменьшить расходы и различные административные барьеры на пути у тех застройщиков, которые начали реализацию своих проектов через эскроу-счета и проектное финансирование, а также внести другие поправки, в частности, в Закон о бюджете. Они позволят муниципалитетам приобретать жилье для переселенцев из аварийных домов через счета эскроу, сейчас у них такой возможности нет, и это тормозит жилищное строительство. Соответствующий законопроект будет внесен уже до Нового года.
СИТУАЦИЯ СОЗРЕЛА
А теперь про мост, нужный и актуальный. Напомним, в ноябре глава Якутии Айсен Николаев направил президенту страны письмо, в котором рассказал о переговорах с инвесторами об участии в строительстве моста через Лену в районе Якутска. Реализация этого масштабного проекта оценивается в 82,8 млрд рублей, из которых 47,8 млрд рублей предполагается выделить из федерального бюджета, 6,4 млрд рублей — из регионального, а 28,6 млрд рублей — из внебюджетных источников. В письме Айсен Николаев попросил Владимира Путина предусмотреть в бюджете средства на финансирование федеральной доли. 9 ноября президент практически утвердил проект, наложив на письмо резолюцию: «Ситуация созрела до реализации», и поручил правительству предложения по этой самой реализации ему представить.
Активные дискуссии о строительстве моста через Лену ведутся с 2011 года. Тогда в конкурсе на проектирование, строительство и содержание объекта приняли участие консорциум «Транспортные концессии» (Саха)»в составе ВТБ, УСК «Мост», «Бамстроймеханизация» и института «Стройпроект» и консорциум «Якутская мостостроительная компания», в который вошли «Стройгазконсалтинг», НПО «Мостовик» и российcкая дочка китайской China Civil Engineering Construction.
Право на строительство моста получили «Транспортные концессии (Саха)». Подписание соглашения должно было состояться в начале 2015 года, однако федеральное правительство проект тогда не поддержало. «Будут деньги — лет через десять можно будет к этому проекту вернуться, но, в принципе, сейчас в этом нет никакого резона», — заявил тогда премьер Дмитрий Медведев. В результате было принято решение отложить строительство моста через Лену ради строительства моста через Керченский пролив. И все же Айсен Николаев неустанно доказывал, что строительство моста через Лену даст мощный толчок для развития имеющегося производства и создания новых проектов, позволит соединить широтные транспортные магистрали, в том числе Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали и Севморпуть, который должен стать частью международного транспортного коридора «Европа — Севморпуть — Тикси — Якутск — Благовещенск — Китай — АТР». Кроме того, этот мостовой переход свяжет федеральные автомобильные дороги «Лена» и «Колыма» с автодорогой «Вилюй». Благодаря этому, Восточная Сибирь будет кратчайшим путем связана с портами Охотского моря, появится транспортный коридор от Иркутска до Магадана. Впрочем, мы-то в нужности моста ничуть не сомневаемся. Однако же вернемся к проекту, который предполагает, собственно, строительство моста, автодорожных подходов к нему и сопутствующих сооружений. Начальная точка строительства — примыкание к дороге «Лена» (Невер — Якутск). Конечная точка — примыкание к дороге «Умнас» (Якутск — Олекминск). Общая протяженность моста — 17,7 км, в том числе пересечение реки протяженностью 5,8 км и подъездные пути длиной 11,9 км.
Ранее о готовности участвовать в реализации проекта заявлял консорциум, созданный группой «ВИС» (многопрофильный российский холдинг) и China Railway Construction Corporation (крупнейшая строительная корпорация Китая).
Но, скорее всего, будет объявлен новый конкурс, в результате которого и будет определен исполнитель проекта. Мы народ терпеливый, подождем. Ыксаабаппыт…