Жизнь и труд Лидии Яныгиной
«В Якутск добирались на карбазах»
Она родилась в 1928 году в селе Половинка Эхирит-Булагатского района Иркутской области в крестьянской семье, где было шестеро детей. Ее отца подвергли коллективизации, отняли единственных коров и лошадей и передали в колхоз.
По словам Лидии Вениаминовны, ее отец Вениамин Рыков вместе с братом участвовали в Гражданской войне на стороне красных и воевали в отряде Каландаришвили. А мы напомним, что до своей гибели в 1922 году в Якутии, Нестор Каландаришвили был в Красной армии в Иркутской области.
– Мой отец рассказывал, как к нам в деревню приезжал сам Максим Кирович Аммосов. В 1920-е годы он приезжал в Иркутск, – вспоминает она.
Тем не менее, участника гражданской войны, красноармейца Рыкова заставили вступить в колхоз. В 1934 году семья решает переехать в Якутск.
– В семье нас было шесть человек. Добирались на карбазах, паузках по Лене. С собой были только необходимые вещи, да только то, что на себе было надето. Знакомых и тем более родственников здесь не было, мы никого не знали.
– В Якутске мы жили на углу улиц Пролетарская и Ворошилова, сейчас это улица Октябрьская. Училась здесь в школе. Отец умел класть печи, этим и занимался.
Как в Верхоянске строили аэродром
В 1942 году семья Рыковых (девичья фамилия Лидии Вениаминовны) переезжает из Якутска еще дальше на север, в Верхоянск. Лидии тогда было 14 лет. В те годы началось строительство основных и запасных аэродромов воздушной трассы «Аляска-Сибирь», по которой перегоняли военные самолеты по ленд-лизу.
Вот как об этом вспоминает Лидия Вениаминовна Яныгина:
– В Верхоянске тогда строили аэродром для самолетов, перегоняемых с Аляски в Сибирь, через Якутск в Красноярск. Мы расчищали место для будущей взлетно-посадочной полосы. Мы, школьники, рубили тальник, складывали в кучи, разгребали-выравнивали, вывозили ветки, кусты, землю.
За работу в военные годы Лидии Вениаминовне присвоили звания «Ветеран тыла», «Ветеран Великой Отечественной войны». Отмечена знаком «75 лет трассе «Аляска-Сибирь».
В военные годы Верхоянск снабжали американскими продуктами и промтоварами.
– Если бы не американцы, мы бы голодали сильно. Они нам поставляли тушенку, консервы, крупы. Из американских мешков мы шили одежду, вещей-то мало было. Рузвельт и Сталин были друзьями, – говорит ветеран Великой Отечественной войны.
«Это сейчас тепло, а в наши годы морозы были сильные…»
Окончив среднюю школу в 1946 году, Лидия Рыкова поступила на метеостанцию «Верхоянск» учеником.
– Нас было шесть человек на метеостанции. На метеостанции проводили метеонаблюдения, аэрологические наблюдения при помощи шар-пилота. Так определяли скорость и направление ветра на высотах. Проводили снегосъемки и другие наблюдения. И все это на улице, при температуре минус 50 и ниже. Это сейчас тепло, а в те годы морозы были сильнее, температура ниже.
– Мы обеспечивали метеосводками авиаторов. К нам заходили летчики, пилоты самолетов и получали у нас прогнозы погоды. Они были в полушубках до колен, в высоких унтах, меховые рукавицы до локтей на лямках. Заходил Валерий Кузьмин. Во время войны летала на перегоночной трассе, а после войны – в полярной авиации. Веселый был человек, всегда улыбался.
После полугода работы на метеостанции Верхоянска, Лидию Рыкову перевели в техники-метеорологи.
«Ездили на оленях, недалеко был лагерь заключенных»
– В 1949 году меня и моего мужа Яныгина направили в Алданский район, открывать новую метеостанцию «Спокойный». Там открывали авиаплощадку, а мы авиационную метеостанцию гражданскую, АМСГ. Сам поселок находился в
– Мы расчистили площадку под метеостанцию, установили флюгер, психрометрическую будку с приборами. В помещении станции установили барометр, самописцы и так начали давать погоду в город Алдан.
В поселок – за зарплатой, в магазин или в больницу приходилось ездить за
– В Спокойном у нас родились дети – сын и дочь. Декретными отпусками не пользовалась. В то время мы боялись, что из-за этого рабочий стаж прервется, и поэтому после родов быстро выходили на работу. Так и жили.
В 50-х годах прошлого столетия Яныгиных перевели работать на таежную метеостанцию «Сого-Хая» Кобяйского района. Затем – на станцию Томмот.
Больше всего, 10 лет, супруги Яныгины проработали в Олекминском районе на АМСГ в с. Саныяхтах с 1957 по 1967 год.
– Нас тогда работало шесть человек. Вели метеонаблюдения, два раза в сутки выпускали шары-пилоты. Водород добывали сами, из порошков и реактивов. И каждый в свое дежурство заряжал баллоны, так как газогенераторщика на метеостанции не было.
В 1965 году Лидии Вениаминовне Яныгиной присвоили звание «Отличник по профессии». В целом, в гидрометеослужбе она проработала 20 лет и 10 месяцев без перерыва с 1946 по 1967 год. А общий непрерывный трудовой стаж ее составляет 50 лет и 8 месяцев.
Из метеоролога в библиотекари
А дальше в жизни Яныгиной произошли изменения – по состоянию здоровья ей пришлось оставить любимую работу. Тяжелая работа в суровых условиях сказалась на ее здоровье. Вспомните работу подростком в военное время в Верхоянске, затем в молодые годы на метеостанции, когда в 55-градусные морозы она замеряла и записывала данные с приборов.
Например, за полетом шара-зонда приходилось следить и наблюдать в теодолит. Однажды на морозе Лидия Вениаминовна едва не осталась без глаза, когда ее веко примерзло к металлу прибора…
– В 1967 году мне пришлось уйти на другую работу. Я работала инспектором отдела кадров в совхозе «Саныяхтахский». Потом, пройдя курсы в Якутске, я стала библиотекарем и приехала обратно в село. Работала до выхода на пенсию в 1987 году.
Сейчас она проживает в городе Якутске вместе с сыном.
***
Может быть, до этого у нее были склонности к творчеству, а может этому повлияла ее работа на таежных метеостанциях, вдали от людей, на природе. Но, работая в библиотеке, Лидия Вениаминовна начал писать стихи о природе, о селе, о Якутии, ставшей родной, где прошла молодость, где родились дети… На ее стихи сложили песни, которые исполняли в местном клубе в ансамбле самодеятельности.
- Вечер над деревнею тихо затухал
Наш ансамбль «Калинушка» громко напевал
Льется песня звонкая над тайгой большой
Над полями светлыми, над рекой родной.
Ой, калина, калинушка, здесь ты не растешь!
Ой, калина, калинушка, в песнях ты живешь.
Мы ансамбль свой создали много лет назад
Молодые женщины девушкам под стать.
Пролетело времечко, птицей пронеслась,
Но поем как прежде мы – так уж повелось.
***
- Стоит деревня над рекой,
Над Леною красавицей.
Вокруг поля, луга, леса –
И потому всем нравится.
Плывут по Лене корабли,
Гудят гудки певучие,
Течет сибирская река,
Широкая, могучая.
В деревне трудится совхоз,
Растет картофель и овес,
Пшеницу сеют на зерно
И производят молоко.
***
50 – это целых полвека!
И столько лет живет библиотека.
Открылась она, когда шла
Великая Отечественная война.
С тех пор много весен прошло,
Много зим пролетело,
Но она никогда не старела.
Шли годы, страна все крепла,
Живя полвека без войны,
А вместе крепла библиотека.
Менялись времена, события, люди
Но на полках все те же: Пушкин,
Чехов, Гоголь.
Юрий СВАН