Александра Антюхова: «Якутск мне нагадали на святках»
ЯКУТСК МНЕ НАГАДАЛИ НА СВЯТКАХ
- Я училась в Красноярском училище искусств на отделении музкомедии. Однажды на предпоследнем курсе мы с подругами решили погадать на святки на тенях от бумаги. У одной вышел кавалер. Как оказалось позже, она действительно вышла замуж, а у меня вышел какой-то незнакомый город, будто на чужой планете. Я подумала: «Неправда это, мне еще учиться целых полгода, я не собираюсь никуда уезжать».
Вскоре к нам приехал режиссер из Якутска вместе с зам министром В. А. Босиковым. Они посмотрели наш спектакль «Недоросль», в котором играла и я, затем режиссер сказал: «Мне очень понравилась девушка, играющая Палашку» (А.А. – прим. ред.). Отчего мое настроение было приподнятым целую неделю. Ведь на курсе я была новенькой, перешедшей на драму с отделения музыкальной комедии. В общем, он осыпал меня комплиментами, и целому курсу вместе с педагогом предложили поехать в Якутск, где мы смогли бы пройти практику. Многие меня отговаривали: «Зачем тебе ехать в Якутск?» Но как сказал Евтушенко: «Мы себя сослали сами в ссылку удивительную». Вскоре началась очень интересная творческая жизнь нашего курса. Много интересных вводов в спектакли, прекрасных праздников после сыгранных премьер. Конечно, было холодно, голодно и тоскливо без родных и любимых людей. Мы мечтали о лете, об отпуске, о встрече с нашими друзьями и о нашем самом молодежном, студенческом городе в Сибири - Красноярске.
РУССКИЙ ТЕАТР СТАЛ РОДНЫМ ДОМОМ
- В Красноярске мы ходили в Театр юного зрителя, в котором выпускники ленинградского вуза ставили потрясающие спектакли, был красивейший Театр им. Пушкина, весь устланный коврами. Помню, один раз я решила посмотреть там новый спектакль, но забыла туфли, поэтому не пошла, не желая идти в театр по мягким уютным коврам в сапогах.
Поэтому, когда я увидела Русский театр в Якутске, то подумала: «Неужели я всю свою жизнь проведу в этом убогом театре? В этом холодном туманном городе. Нет, нет. Отработаю год и уеду обратно».
Но постепенно я привыкала к расписанию Русского театра, к трудностям северной бытовой жизни. Талантливый режиссер Б. В. Афицинский, любивший молодежь, сплотил вокруг себя прекрасный коллектив. Его спектакли хвалили московские критики, но выехать на большие гастроли в Москву у республики не было средств. Через какое-то время он, к большому сожалению, уехал, и наша труппа осиротела. Также из Якутска уехали мои однокурсники. Но свято место пусто не бывает. Стали приезжать и другие интересные амбициозные молодые режиссеры. В репертуаре театра стали появляться замечательные спектакли - «Проснись и пой», «Фантазии Фарятьева», «Отелло», «Наташа», «Под личную ответственность», «Чайка» и многие другие. Во многих спектаклях этих режиссеров я сыграла главные роли. Приходили мы очень рано - к девяти часам. Танцы, вокал, потом примерки костюмов, а в одиннадцать утра мы начинали репетицию. Возвращались мы после сыгранных спектаклей в девять вечера, так что, можно сказать, театр стал нашим родным домом.
Скажу честно, мне тоже очень хотелось уехать, увидеть новые города, новые театры, и со своими подругами я поехала на театральную биржу труда в надежде новых ярких перемен. Но так случилось, что об этом узнал один театральный критик, знавший нашего главного режиссера, и он рассказал ему о моей затее уехать. Тогда Б. В. Афицинский связался со мной и сказал: «Если ты останешься в нашем театре, будешь играть в «Маскараде» Нину Арбенину. Я поставлю музыкальный спектакль «Моя прекрасная леди», в котором ты будешь играть главную роль». И я вернулась в Якутск. Вскоре я вышла замуж и осталась в этом городе насовсем. Много лет, уезжая в отпуск и возвращаясь сюда из самых живописных уголков земли, выйдя из самолета, я говорю: «Здравствуй, мой любимый Якутск! Вот я и приехала домой...»
К ТЕАТРАЛЬНОЙ СЦЕНЕ ВЛЕКЛО С ДЕТСТВА
- Родилась я в поселке Заярск Иркутской области. Несмотря на то, что жили мы небогато, свое детство я вспоминаю с трепетом – у нас были хорошие добрые люди, и мне до сих пор снится живописная природа нашего края, красивая и могучая река, находящийся рядом лес с ягодными местами, стога сена. Как превосходно об этой природе писали Евтушенко и Распутин!
К театральной сцене меня влекло с детской поры. В школе я сама ставила спектакли – «Василиса Прекрасная», «Золушка», в которых были задействованы все наши дворовые ребята. Все соседи приходили смотреть наши постановки. Бывало, что-нибудь натворим, соседи говорили: «Да вы что, это же будущие артисты». Будучи в пионерском лагере, я тоже делала там инсценировки. Когда оставался кисель, мы выливали его в таз, крахмалили там простыни, красили лампы акварелью, чтобы была подсветка, делали из подручных средств декорации. Получались очень красивые спектакли.
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПОДАРОК В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
- Однажды 29 ноября, в мой день рождения, раздался звонок. Звонил главный режиссер театра А. С. Тарасов и сказал: «С днем рождения, у меня для тебя подарок. Московские критики после спектакля похвалили твою работу в «Яме», и, - продолжил он, - похвалили Купшиса». Такой же звонок был от директора театра И. И. Подойницына и администратора Ирины Копыловой.
Я люблю почти все свои работы. И маленькие, и большие роли. Но, пожалуй, самый бешеный успех был у спектакля «Дети Арбата». Сначала у меня была совсем маленькая роль, но актриса, игравшая в этой постановке, ушла в декрет, и на роль Вики Марасевич ввели меня. Этот спектакль проходил на полных аншлагах. Билеты спрашивали на улице, в универмаге. Но самое главное – все критики похвалили мою работу. Для меня это был большой подарок, потому что ввелась я за один день.
МЕНЯ ВОЛНУЕТ ПРОБЛЕМА БЕЗДОМНЫХ СОБАК
- Если честно, сейчас меня больше волнуют не мои успешные роли в театре, а проблемы более масштабного характера. Например, я не могу быть равнодушна к проблеме бездомных животных. Ведь очень страшно видеть мерзнущих на морозе собак или того хуже - когда их по распоряжению травят, и они аж подпрыгивают от боли. В прошлом году я подобрала пятнадцать бездомных собак, вымыла их, выходила и пристроила к хорошим и заботливым людям.
Однажды я увидела по телевизору интервью уже зрелой Бриджит Бардо, красота ее уже несколько померкла. И вот у нее спрашивают: «Как вам удавалось быть такой красивой и эротичной?» На что она ответила: «Почему вас интересует моя эротичность, а не глобальные проблемы? Вообще, я считаю, что сейчас я намного лучше, чем в молодости, потому что приношу больше пользы, помогая другим». И эта фраза гениальной актрисы запала мне в душу. Я задумалась: «Главное ли в жизни, чтобы тебя хвалили, про тебя писали в газете? Ведь жизнь такая многогранная, и может жить нужно не для того, чтобы прославляться, а для того, чтобы помогать другим?» Я думаю, что эта мысль со временем придет к каждому.
ТЕАТР – ХРАМ, КОТОРЫЙ ЛЕЧИТ ДУШУ
- В былые времена Церковь осуждала актерскую профессию. И я вижу в этом зерно истины. Ведь когда ты перевоплощаешься в какой-нибудь негативный образ - пьяницы или злой сварливой старухи, а потом выходишь из него, то чувствуешь, что в тебе была какая-то другая - чужая сущность.
Со временем, к счастью, Церковь изменила свое отношение к профессии актера в лучшую сторону. Ведь театр – тоже храм, который лечит душу и тем самым помогает людям.
Я считаю, что прошедший не так давно спектакль «Семья вурдалака», несомненно, принес пользу молодому зрителю. В этот спектакль я попала случайно: перед премьерой актриса сломала копчик, и эту роль поручили мне. Я очень боялась, что за это короткое время не одолею такой большой ролевой материал. Но режиссер Орлов сказал: «Неужели у вас не болит сердце за подрастающее поколение?» И я согласилась взяться за эту работу... Также я сама написала молитву за детей, которая читалась в финале этого спектакля.
Очень отрадно, что когда после этого спектакля я ездила по школам, дети говорили мне: «Мне предлагали покурить слабый наркотик, но, посмотрев «Семью вурдалака», я отказался наотрез».
Поздравляем Александру Викторовну с юбилеем и желаем ей новых творческих успехов!