Американское здравоохранение глазами якутских докторов
О поездке
Программа «Открытый мир» существует уже более 60 лет. Ежегодно в рамках этой программы около 4000 человек больше чем из 100 стран посещают Соединенные Штаты Америки. Отбор кандидатов на участие в конкурсе на региональном уровне проводил клуб «Ротари» г. Якутска, который в течение 20 лет занимается в городе благотворительной деятельностью, организует обмены учащихся из разных стран мира, ведет активную деятельность в социальной, образовательной, культурной сферах, в области здравоохранения, помощи инвалидам.
Якутская делегация
7 мая в Вашингтон из России отправилось три команды молодых специалистов из Республики Саха (Якутия), из Чеченской Республики и сборная команда из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Воронежа. В якутскую делегацию вошли Ольга Петрова, врач-фтизиатр, Анна Соколова, врач-педиатр, Наталья Портнягина, врач-инфекционист, Дмитрий Ковальский, учитель биологии, и Надежда Гурьева, журналист. Якутская команда отправилась в города Хомер и Анкоридж штата Аляска, а также посетила Вашингтон. Каждый ставил своей задачей обмен опытом с целью внедрения передовых идей в здравоохранение и образование Якутии. Делегаты посетили медицинские, социальные, образовательные учреждения, где могли воочию увидеть работу этих структур, прослушать лекции, задать интересующие вопросы, поделиться опытом работы в Якутии и России.
Как построено здравоохранение
Следует отметить высокую степень организации программы «Открытый мир», которая позаботилась обо всем: о перелетах, проживании, образовательной программе, экскурсиях, качественных переводчиках и сопровождающих. В Вашингтоне в здании Библиотеки Конгресса США программой были организованы вводные лекции, где делегатам рассказали о системе здравоохранения США.
Система здравоохранения в Америке построена не привычным для россиян образом. Самым большим его изменением стала реформа здравоохранения 2010 года, которую в народе прозвали «Obama care». Каждый гражданин страны с тех пор должен быть застрахован в страховой компании. Каждый индивидуально находит себе подходящего ему страховщика и ежемесячно платит свои взносы. Есть пакеты на разные услуги: кто-то может платить и без проблем ходить ко всем врачам, а кому-то узкие специалисты не доступны. Поэтому часто в американских фильмах можно услышать фразы вроде: «Моя страховка не покроет расходы на эту болезнь». Существуют штрафы для тех, кто не купил себе страховку. Но есть и система субсидий для малоимущих и пенсионеров. У каждого штата своя система работы здравоохранения. Где-то, как в России, обязывают заниматься страховкой работодателей, а где-то каждый индивидуально заключает договор и ежемесячно платит деньги компании. Как утверждает Сьюзен Хэттан, в прошлом руководитель аппарата сенатского Комитета по вопросам здравоохранения, образования, труда и пенсий, количество страховых компаний таким образом не увеличилось, но зато крупные страховые компании стали еще больше.
«Ротари-клубы»
Огромную роль в осуществлении программы заняли «Ротари-клубы» Америки. Только на Аляске существует более 30 клубов. В них состоят представители делового мира и интеллигенции, которые занимаются различными проектами в обеспечении мира во всем мире, взаимопонимании между народами и решением социальных проблем среди населения. Члены нескольких клубов «Ротари» с удовольствием приняли делегатов в своих семьях, организовали программу по ознакомлению с интересующими команду сферами, обеспечили экскурсии и досуг. Кроме того, команда попала на трехдневную конференцию клубов «Ротари» штата Аляска и Канады, где передала губернатору округа 5010 Ричарду Ситклиффу вымпел от клуба «Ротари» города Якутска. Делегаты встретились с четырьмя клубами «Ротари» в Хомере и в Анкоридже: «Ротари-клуб» г. Хомер, «Ротари-клуб» округа «Eagle river», «Ротари-клуб» Южного Анкориджа, Международный «Ротари-клуб» г. Анкориджа.
Больница: все не как у нас
Хомер — город с населением чуть больше 5000 человек. Несмотря на это, в городе большое количество качественно оснащенных комфортабельных лечебных учреждений с высококвалифицированным персоналом и высочайшим сервисом. Госпиталь South Peninsuela оставил яркие впечатления у всей команды: он входит в сотню лучших больниц всей страны. Предоставляемые услуги включают в себя первую помощь, помощь на дому, Медицинский центр Хомера, клиническую лабораторию, программы долгосрочного ухода, реабилитационные услуги, Центр сна, хирургию, Ортопедический центр и др. Все палаты госпиталя удобные и уютные, оснащены специальными подъемниками до туалета и душа для тех, кто не может передвигаться самостоятельно. Без участия большого количества персонала пациента можно пристегнуть к подъемнику, который обхватит его тело, прикрепить его к пути, установленному на потолке, и тянуть до туалетной комнаты и обратно.
Интересно, что родильное отделение здесь небольшое. И схватки, и роды, и восстановление сил проходят в одном месте. Комнаты стараются оформлять, как гостиницу, прячут все аппараты в шкафы, работают над комфортом для пациента. Есть даже палаты с джакузи для обезболивания во время схваток.
Интернат долговременного ухода - по сути как дом престарелых. Атмосфера походит на детский лагерь или санаторий-профилакторий: уютно, красиво, интересно. Есть библиотека, сад-огород, комнаты для досуга. Есть одна комната, которая используется как хоспис, здесь можно прощаться с родственниками перед смертью, проводить остаток жизни. Всего в интернате 28 жителей, на места большая очередь.
Электронно и современно
Роб Дауни, инфекционист, и Шара Сазерлин, старшая сестра, ответили на вопросы наших специалистов. Было интересно узнать, что врач-инфекционист на Аляске выполняет роли сразу нескольких наших специалистов: инфекционистов, дерматологов, фтизиатров и т. д. Анну Соколову интересовали вопросы вакцинации. Оказалось, что она проводится менее активно и организованно, чем в России, у родителей есть свобода выбора, и в последнее время из-за материалов в СМИ о том, что вакцинация вызывает аутизм у детей, они стали от нее отказываться. Работа здесь ведется электронно, не только результаты анализов и личные карточки находятся в электронном формате, даже рентген-снимки можно показать на компьютере. Все рецепты врача попадают в электронном виде фармацевтам в аптеки, и пациент приходит в аптеку только забирать лекарства, а не разбираться в неразборчивом почерке врача и говорить «абракадабры».
Племена и больницы
Племена коренных народов Аляски могут содержать свои медицинские учреждения. Мы посетили Медицинскую клинику и оздоровительный центр племенной деревни Селдовия. В Хомере финансирование этой клиники исходит от племенного правительства, а также грантов и оплаты клиентов. Кроме основных услуг здесь оказывают традиционные методы лечения: иглоукалывание, массаж. Медики отметили современную технику, которая имеется в клинике. Например, их заинтересовал рентген-кабинет, который занимает совсем небольшое пространство. В России строгие правила — он должен быть за двумя дверями, также есть нормативы по квадратуре помещения. Оказалось, это все по причине современности аппарата, который излучает во много раз меньше радиации. В Анкоридже мы посетили Консорциум по здравоохранению племен коренного населения Аляски — некоммерческая организация, предоставляющая услуги около 130 000 представителям племен коренного населения Аляски и американским индейцам. Он принадлежит и управляется Советами племен и их региональными организациями по здравоохранению.
Благотворительная столовая
Мы посетили и различные социальные учреждения. Одно из интересных — благотворительная столовая, в которую может прийти каждый желающий. Столовая предоставляет местным жителям еженедельную продовольственную помощь. Сети крупных супермаркетов, волонтеры, спонсоры предоставляют продукты — начиная от хлеба и овощей, заканчивая консервами, крупами и увесистыми кусками лосося. Волонтеры помогают расфасовывать еду по баночкам, контейнерам. Занимается этой работой общественная организация, которая также содействует нуждающимся в аренде жилья, находит средства на лекарства и другие нужды. Финансирование небольшое идет от администрации города, но в основном это помощь других людей и бизнес-структур. Организация проводит благотворительные акции, раз в месяц перевозит продукты с помощью местной авиакомпании далеким деревням.
Хэйвен хауз — центр помощи пострадавшим
Серьезная организация — Центр помощи пострадавшим от насилия, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Здесь есть шелтор на 10 мест, где могут временно проживать люди, попавшие в опасность. С ними работают юристы, которые помогают подготовить судебные иски и документы, также психологи, которые помогают им вернуться в комфортное психологическое состояние. Имеется комната для опроса детей для судебного разбирательства, офис адвоката, кабинеты беседы, офис профилактики для подростков и др. Большая роль здесь у команды юристов, они помогают проработать защитное постановление, могут оформить запрет на приближение, представляют интересы пострадавших в суде. Центр активно сотрудничает с полицией. Как оказалось, сюда обращаются не только женщины и дети, но и мужчины. И так как центр работает уже 15 лет, никому не стыдно обращаться к ним и получать помощь. Центр помогает пострадавшим даже в помощи нового жилья, работы. Финансирование у учреждения исходит только из грантов для некоммерческих организаций. Видно, что работа налажена, что некоммерческая организация может прекрасно существовать и работать на протяжении долгих лет.
Центр планирования семьи
Большое внимание уделяется в Америке планированию семьи. Дети — большое счастье для американцев, они тщательно готовятся к заведению потомства, и у них отсутствует проблема брошенных детей. На Аляске отсутствуют детские дома, усыновить новорожденного ребенка практически невозможно, поэтому те, кто не может иметь детей, становятся «Фостеровскими» семьями — опекают детей, чьих родителей лишили родительских прав. В Анкоридже я остановилась в семье, которая воспитывает двух «фостеровских» детей 14 и 17 лет. Всего за их совместную жизнь у них было 40 детей. За это государство выплачивает им пособие, и они счастливы иметь дома ребенка. Центр планирования семьи уже 30 лет готовит молодых американцев к заведению потомства. Он предлагает спектр конфиденциальных услуг репродуктивного здоровья, информационно-пропагандистские и образовательные услуги. Интересно, что у них имеются листовки для сексуальных меньшинств, люди нетрадиционной ориентации тоже приходят узнавать о своем здоровье и правилах ведения половой жизни.
Моральная помощь в хосписе
В Якутии имеется одно-единственное отделение паллиативной помощи при больнице, то есть хоспис. Это место, где облегчают состояние пациента перед смертью. Нам показали хоспис, который содержится только за счет грантов (2% бюджета) и индивидуальных пожертвований. Здесь работает множество волонтеров. Проводится психологическая помощь во время скорби, каждую неделю родственник может прийти и выразить свои эмоции, огромная работа ведется с больными. У хосписа имеется прокат инвалидных колясок, матрасов от пролежней, подъемников, костылей и других средств помощи для пациентов. Но самая главная их деятельность — моральная помощь. Семьи обращаются сюда сами, в основном эти пациенты пожилые, но на практике были и 3-4-годовалые дети. Также посетили Дом престарелых, который устроен как общежитие с секциями, кухнями, спортивными залами, комнатами для досуга. Рассчитан он на 40 человек, ее тоже открыла общественная организация, здесь люди платят за пребывание в доме престарелых. Стоимость проживания — 730 долларов в месяц, немало.
Медицинский центр Провиденс Аляска
В Анкоридже мы посетили самый большой госпиталь на Аляске, который входит в 20 крупнейших медицинских учреждений США: 371 койка, 766 медсестер и более 500 врачей в штате. Что интересно, учреждение полностью отказалось от бумажных карточек и разных бумаг, и все находится в электронном доступе. Есть сайт, есть специальные приложения для телефонов, где каждый пациент может узнать нужную для него информацию, узнать результаты анализов, отследить ход своего заболевания и т. д.
Наталья Портнягина, врач-инфекционист студенческой поликлиники №5:
- В медицинских учреждениях Аляски особенно понравилось то, что благодаря внедрению инновационных технологий, например, телемедицины, значительно упрощена работа медперсонала и имеется возможность проводить медицинские манипуляции в отдаленных участках, что очень подошло бы для нашего региона.
Анна Соколова:
- Была удивлена тому, как развита на Аляске телемедицина, врачи могут находиться в другом городе, дома и оказывать врачебную помощь пациенту, находящемуся далеко от него. Нам продемонстрировали на симуляционном аппарате случай с острой недостаточностью мозгового кровообращения или инсультом, где неврологический осмотр пациента производит медбрат в отсутствии нейрохирурга, а врач с помощью новейшего телеоборудования получает полную информацию для постановки диагноза и тактики ведения больного. Введение электронной амбулаторной карты в г. Анкоридж произошло недавно, года два назад, и заинтересовало то, что пользование этой картой доступно и для врача, и для пациента, причем через обычное приложение на телефон. На Аляске и вообще в США нет сертификации врачей и среднего медперсонала через каждые 5 лет, вместо этого они сдают экзамены один раз в год, и если результат не будет соответствовать принятым нормам, то этого работника отправляют на обучение.
Туберкулеза на Аляске нет
Мы посетили лабораторию туберкулеза и инфекционных заболеваний Аляски, где нам рассказали о заболеваемости туберкулезом в штате.
Ольга Петрова, врач-фтизиатр, заведующая отделом организации внутреннего контроля ГБУ РС (Я) НПЦ «Фтизиатрия»:
Туберкулеза на Аляске практически нет, заболеваемость низкая, что очень хорошо и что разительно отличается от ситуации в Якутии. Болеет им больше коренное население, также отслеживается привозной туберкулез из латиноамериканских стран. Лечат туберкулез в амбулаторных условиях, что касается открытых форм тоже. Диспансерного учета, как у нас, у них нет, годами не наблюдают. Хирургического лечения туберкулеза практически нет. Лекарственная устойчивость туберкулеза вся привозная из Латинской Америки, и потребности в технологиях выявления лекарственно устойчивого туберкулеза, как у нас, нет.
В ближайшем выпуске мы расскажем читателям о жизни на Аляске. О том, что думают аляскинцы о России и как они относятся к Америке, об их работе и о досуге, о роли общественных организаций и государственных программ, о высшем и среднем образовании, о наших с ними отличиях и сходстве. А что касается медицинских, образовательных и социальных учреждений, которые мы посетили и сравнили, хочется сказать, что Америка — страна первоклассного сервиса и высоких цен. Услуги стоят дорого, практически все платно, но при этом сервис, условия и комфорт на высочайшем уровне. Русскому человеку придется сто раз подумать, прежде чем решить, что ему больше по душе: «бесплатная» медицина с очередями и дискомфортом в России или платные клиники, где все «для людей», в Америке.