11.04.2015 | 19:52

Борьба умов не по-детски

«Какая гора изображена на гербе Непала? В каком месте земли все дороги ведут на Север? По какому озеру во время Великой Отечественной войны проходила «Дорога жизни»? Наша олимпиада поможет вашему ребенку проявить свою эрудицию в таких областях знаний, как физика, химия, география, астрономия, окружающий мир!» – говорится в описании олимпиады «ЧиП», которую 7 апреля в своих классах в течение 30 минут писали... первоклассники!
Автор: EXO-YKT

«Чипы» и «медвежата»

В школах города стало популярным проводить платные олимпиады по разным категориям знаний: «Русский медвежонок» (русский язык), «Кенгуру» (математика), «Человек и природа» (окружающий мир) и многие другие. Родители заранее подписываются на некоторые из них и платят вроде бы небольшие деньги (60-120 рублей за каждую олимпиаду). В зависимости от условий дети отвечают на вопросы в классе или дома с родителями и интернетом. Но их вопросы могут вогнать в краску любого взрослого, даже вооруженного энциклопедией. Вот парочка примеров из олимпиады «ЧиП» (для детей 1-2 классов):

- Аргонавты отправились в Колхиду, чтобы добыть Золотое руно. Эта страна находилась на территории современной: Грузии, Болгарии, Украины, Армении, Турции 


- В работе двигателя реактивного самолета используется тот же принцип, который в природе использует для своего передвижения: кальмар, орел, стрекоза, летучая мышь, скат 


- В каком месте Земли все дороги ведут на север? На Южном полюсе, на Северном полюсе, на экваторе, на Южном полярном круге, на Северном полярном круге


Олимпиада отбила интерес у ребенка


Мама первоклассницы одной из общеобразовательных школ рассказала нам о своем первом знакомстве с олимпиадой «ЧиП» («Человек и природа»).

Олеся, мама первоклассницы:

- Мы с дочкой готовились к этой первой олимпиаде, по вечерам повторяли все, что мы знаем к первому классу об окружающем мире, дополняли свои знания информацией из детских энциклопедий. За один день до олимпиады показали прошлогодние вопросы, и мы просто впали в ступор! Какая еще Колхида? Какой реактивный двигатель? Почему не предупредили, что кто-то пытается среди первоклашек найти вундеркиндов? На следующий день выяснилось, что тема нынешней олимпиады - Европа. Где здесь вообще природа? Я возмущена, а дочка разочарована. Полчаса в классе она потратила на эту олимпиаду впустую. С первого же раза у ребенка угас всякий интерес к олимпиадам. Я считаю, что все подобные вещи должны прежде оцениваться специалистами.


Эксперт против

Мы взяли олимпиадные вопросы и обратились к эксперту, советнику президента республики Татьяне Тарасовой, которая составляет вопросы даже знатокам из всероссийской известной игры «Что? Где? Когда?», и просто задали вопрос: подходят ли эти вопросы для первоклассников? Ее ответ был категоричен.

Татьяна Тарасова:

- Для первоклассников не годятся категорически. Тот, кто предлагает эти вопросы первоклассникам, не профессионален. Если это вопросы, на которые можно ответить дома, то тогда это, скорее, вопросы для родителей, у которых и так есть чем заняться. Для ребенка эти вопросы приемлемы с момента, когда ребенок начинает много читать и достаточно расширяет свой кругозор. Мы много лет занимаемся интеллектуальными играми, тренируем разные команды знатоков, школьников разных классов. Уровень знаний у них разный, естественно. Эти вопросы - начиная класса с пятого, для начитанного школьника.


Анна, учитель начальных классов, согласна:

- В нашей школе проводится олимпиада «Русский медвежонок». Даже для учащегося второго класса это довольно сложная программа, особенно в национальной школе. Во-первых, они сталкиваются с вопросами оформления документов для тестирования, а у детей пока нет таких навыков, так как они только учатся читать и писать. Во-вторых, вопросы. У детей этого возраста объем чтения невысокий. Вопросы олимпиады не соответствуют большинству класса. Из всего класса только один ребенок может ответить на все вопросы, если с ним индивидуально занимаются родители и ему повезло узнать что-то из телепередач, от старших членов семьи или он сам сверхлюбознательный. При этом все дети всегда стараются и отвечают, как могут. Мы, учителя, стараемся использовать материалы из олимпиад в последующем на уроках для расширения кругозора детей.


Управление образования: у нас свои олимпиады

Мы обратились в Управление образования города, чтобы узнать, как эти олимпиады попадают в якутские школы и ведется ли какой-либо их отбор.

Тамара Попова, начальник отдела развития образования Управления образования Якутска:

- «ЧиП», «Русский медвежонок», «Кенгуру» — это свободные конкурсы, они имеют свой портал, открытую систему. Любой родитель с ребенком, любой класс, любая школа могут в них участвовать. Эта система никак не координируется Управлением образования города. Мы занимаемся проведением других олимпиад, а те, про которые вы говорите, ориентированы на самообразование, а также на общение родителя и ребенка. Это совершенно новые подходы, против которых мы не можем выступать. Вообще в школах проводятся олимпиады по общеобразовательным предметам, существует система всероссийских олимпиад. Министерство образования и науки РФ издает приказ «Перечень олимпиад школьников» на каждый год. Победители многих из них имеют возможность льготного поступления в вузы России. Кроме того, для старшеклассников проводят свои олимпиады многие вузы. Их представители приезжают в Якутск и контролируют их работу, составляют вопросы, проверяют задания. Многие вузы добавляют баллы призерам конкретных олимпиад, программ и конференций. Родителям следует позаботиться об участии детей в олимпиадах, а детям - осознанно быть ориентированными на конкретные области знаний и вузы.

Заместитель директора по начальной школе СОШ №21 Альбина Слепцова:

- Эти олимпиады добровольные, родитель сам выбирает, будет его ребенок в них участвовать или нет. У нас проходят такие олимпиады для учеников младших классов: «Русский медвежонок» по русскому языку, «Пегас» по литературному чтению, «Кит» по информатике, «Кенгуру» по математике и «ЧиП» по окружающему миру. 


Готовь портфолио смолоду

Мира, родитель:

- Сейчас родители готовят портфолио своим детям с самого садика, поэтому я одобряю проведение таких олимпиад. Мой сын участвует в них с младших классов, у нас много сертификатов и грамот. Мы решаем эти задачки всей семьей, они помогают общаться родителю с ребенком, также всей семьей узнаем для себя что-то новое. Я считаю, что такие небольшие и вроде бы несерьезные олимпиады готовят ребенка к настоящим, серьезным конкурсам. Дети не боятся слова «олимпиада» и готовы участвовать. В мое школьное время казалось, что в олимпиадах участвуют лишь вундеркинды, а сейчас каждый ребенок может почувствовать себя участником олимпиады. Разве это плохо? 

Варвара Куличкина, родитель:

- К олимпиадам ребенка надо готовить, иначе не имеет смысла в них участвовать. Самая простая технология подготовки - посмотреть вопросы олимпиады за прошлые годы и поискать с ребенком информацию по темам вопросов. Любой совместный сбор информации, как правило, бывает интересен детям. Нередко в вопросах заочных и очных олимпиад бывают очень заковыристые вопросы, на которые и взрослый-то не сразу ответит. Приносит ли пользу ребенку участие в этих многочисленных олимпиадах? Только если к ним осознанно готовиться или воспринимать их как лакмусовую бумагу эрудированности, информированности ребенка.


Сложно поспорить с тем, что вопросы для первоклассников составлены, как для вундеркиндов. Если ваш ребенок занял призовое место в одной из этих олимпиад, можете его смело запускать сражаться со взрослыми соперниками в популярной игре «Борьба умов». Хотя бы для этого можно участвовать в этих платных олимпиадах.


Психолог Александра ВИНОКУРОВА:

- Начиная такое дело, как олимпиады, нужно начинать, скажем так, с позитива. Предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования, и она должна выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. А как это выглядит в применении к первоклассникам? Никак. Когда им дают заведомо невыполнимые задания, которые не в силах выполнить даже родители, не совсем правильно. Когда по окружающему миру они изучают листики дуба и сосны, а в олимпиаде вопрос – чем отличается баобаб от пальмы. Первоклашки – это вчерашние детсадовцы, и для их первых шагов стоило бы олимпиадные задания готовить самому учителю с расчетом на то, что он об этом детям рассказывал, показывал, объяснял. И было бы резонно устраивать олимпиады для детей более старших классов. Когда ребенок, увидев вопросы олимпиады, понимает, что ничего не знает, уверенности ему это не прибавит.

Новости

Популярное

Якутянин притворялся сотрудником УФСБ и шантажировал женщин
Город | 1 день назад
Якутянин притворялся сотрудником УФСБ и шантажировал женщин
МУжчина получил условный срок.
Ледовые скульптуры украсили центральную площадь Якутска
Город | 1 день назад
Ледовые скульптуры украсили центральную площадь Якутска
Состоялось открытие международного конкурса ледовых и снежных скульптур «Бриллианты Якутии»
Автовокзал перенесут в пригородные территории Якутска
Город | 1 день назад
Автовокзал перенесут в пригородные территории Якутска
В столице продолжается реформа общественного транспорта.
Якутск и Намский улус будут взаимодействовать для поддержки участников СВО
Город | 1 день назад
Якутск и Намский улус будут взаимодействовать для поддержки участников СВО
Стороны определили задачи с целью улучшения работы по совместному решению проблем и поддержке участников СВО.