Борьба умов не по-детски
«Чипы» и «медвежата»
В школах города стало популярным проводить платные олимпиады по разным категориям знаний: «Русский медвежонок» (русский язык), «Кенгуру» (математика), «Человек и природа» (окружающий мир) и многие другие. Родители заранее подписываются на некоторые из них и платят вроде бы небольшие деньги (60-120 рублей за каждую олимпиаду). В зависимости от условий дети отвечают на вопросы в классе или дома с родителями и интернетом. Но их вопросы могут вогнать в краску любого взрослого, даже вооруженного энциклопедией. Вот парочка примеров из олимпиады «ЧиП» (для детей 1-2 классов):
- Аргонавты отправились в Колхиду, чтобы добыть Золотое руно. Эта страна находилась на территории современной: Грузии, Болгарии, Украины, Армении, Турции
- В работе двигателя реактивного самолета используется тот же принцип, который в природе использует для своего передвижения: кальмар, орел, стрекоза, летучая мышь, скат
- В каком месте Земли все дороги ведут на север? На Южном полюсе, на Северном полюсе, на экваторе, на Южном полярном круге, на Северном полярном круге
Олимпиада отбила интерес у ребенка
Мама первоклассницы одной из общеобразовательных школ рассказала нам о своем первом знакомстве с олимпиадой «ЧиП» («Человек и природа»).
Олеся, мама первоклассницы:
- Мы с дочкой готовились к этой первой олимпиаде, по вечерам повторяли все, что мы знаем к первому классу об окружающем мире, дополняли свои знания информацией из детских энциклопедий. За один день до олимпиады показали прошлогодние вопросы, и мы просто впали в ступор! Какая еще Колхида? Какой реактивный двигатель? Почему не предупредили, что кто-то пытается среди первоклашек найти вундеркиндов? На следующий день выяснилось, что тема нынешней олимпиады - Европа. Где здесь вообще природа? Я возмущена, а дочка разочарована. Полчаса в классе она потратила на эту олимпиаду впустую. С первого же раза у ребенка угас всякий интерес к олимпиадам. Я считаю, что все подобные вещи должны прежде оцениваться специалистами.
Эксперт против
Мы взяли олимпиадные вопросы и обратились к эксперту, советнику президента республики Татьяне Тарасовой, которая составляет вопросы даже знатокам из всероссийской известной игры «Что? Где? Когда?», и просто задали вопрос: подходят ли эти вопросы для первоклассников? Ее ответ был категоричен.
Татьяна Тарасова:
- Для первоклассников не годятся категорически. Тот, кто предлагает эти вопросы первоклассникам, не профессионален. Если это вопросы, на которые можно ответить дома, то тогда это, скорее, вопросы для родителей, у которых и так есть чем заняться. Для ребенка эти вопросы приемлемы с момента, когда ребенок начинает много читать и достаточно расширяет свой кругозор. Мы много лет занимаемся интеллектуальными играми, тренируем разные команды знатоков, школьников разных классов. Уровень знаний у них разный, естественно. Эти вопросы - начиная класса с пятого, для начитанного школьника.
Анна, учитель начальных классов, согласна:
- В нашей школе проводится олимпиада «Русский медвежонок». Даже для учащегося второго класса это довольно сложная программа, особенно в национальной школе. Во-первых, они сталкиваются с вопросами оформления документов для тестирования, а у детей пока нет таких навыков, так как они только учатся читать и писать. Во-вторых, вопросы. У детей этого возраста объем чтения невысокий. Вопросы олимпиады не соответствуют большинству класса. Из всего класса только один ребенок может ответить на все вопросы, если с ним индивидуально занимаются родители и ему повезло узнать что-то из телепередач, от старших членов семьи или он сам сверхлюбознательный. При этом все дети всегда стараются и отвечают, как могут. Мы, учителя, стараемся использовать материалы из олимпиад в последующем на уроках для расширения кругозора детей.
Управление образования: у нас свои олимпиады
Мы обратились в Управление образования города, чтобы узнать, как эти олимпиады попадают в якутские школы и ведется ли какой-либо их отбор.
Тамара Попова, начальник отдела развития образования Управления образования Якутска:
- «ЧиП», «Русский медвежонок», «Кенгуру» — это свободные конкурсы, они имеют свой портал, открытую систему. Любой родитель с ребенком, любой класс, любая школа могут в них участвовать. Эта система никак не координируется Управлением образования города. Мы занимаемся проведением других олимпиад, а те, про которые вы говорите, ориентированы на самообразование, а также на общение родителя и ребенка. Это совершенно новые подходы, против которых мы не можем выступать. Вообще в школах проводятся олимпиады по общеобразовательным предметам, существует система всероссийских олимпиад. Министерство образования и науки РФ издает приказ «Перечень олимпиад школьников» на каждый год. Победители многих из них имеют возможность льготного поступления в вузы России. Кроме того, для старшеклассников проводят свои олимпиады многие вузы. Их представители приезжают в Якутск и контролируют их работу, составляют вопросы, проверяют задания. Многие вузы добавляют баллы призерам конкретных олимпиад, программ и конференций. Родителям следует позаботиться об участии детей в олимпиадах, а детям - осознанно быть ориентированными на конкретные области знаний и вузы.
Заместитель директора по начальной школе СОШ №21 Альбина Слепцова:
- Эти олимпиады добровольные, родитель сам выбирает, будет его ребенок в них участвовать или нет. У нас проходят такие олимпиады для учеников младших классов: «Русский медвежонок» по русскому языку, «Пегас» по литературному чтению, «Кит» по информатике, «Кенгуру» по математике и «ЧиП» по окружающему миру.
Готовь портфолио смолоду
Мира, родитель:
- Сейчас родители готовят портфолио своим детям с самого садика, поэтому я одобряю проведение таких олимпиад. Мой сын участвует в них с младших классов, у нас много сертификатов и грамот. Мы решаем эти задачки всей семьей, они помогают общаться родителю с ребенком, также всей семьей узнаем для себя что-то новое. Я считаю, что такие небольшие и вроде бы несерьезные олимпиады готовят ребенка к настоящим, серьезным конкурсам. Дети не боятся слова «олимпиада» и готовы участвовать. В мое школьное время казалось, что в олимпиадах участвуют лишь вундеркинды, а сейчас каждый ребенок может почувствовать себя участником олимпиады. Разве это плохо?
Варвара Куличкина, родитель:
- К олимпиадам ребенка надо готовить, иначе не имеет смысла в них участвовать. Самая простая технология подготовки - посмотреть вопросы олимпиады за прошлые годы и поискать с ребенком информацию по темам вопросов. Любой совместный сбор информации, как правило, бывает интересен детям. Нередко в вопросах заочных и очных олимпиад бывают очень заковыристые вопросы, на которые и взрослый-то не сразу ответит. Приносит ли пользу ребенку участие в этих многочисленных олимпиадах? Только если к ним осознанно готовиться или воспринимать их как лакмусовую бумагу эрудированности, информированности ребенка.
Сложно поспорить с тем, что вопросы для первоклассников составлены, как для вундеркиндов. Если ваш ребенок занял призовое место в одной из этих олимпиад, можете его смело запускать сражаться со взрослыми соперниками в популярной игре «Борьба умов». Хотя бы для этого можно участвовать в этих платных олимпиадах.
Психолог Александра ВИНОКУРОВА:
- Начиная такое дело, как олимпиады, нужно начинать, скажем так, с позитива. Предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования, и она должна выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. А как это выглядит в применении к первоклассникам? Никак. Когда им дают заведомо невыполнимые задания, которые не в силах выполнить даже родители, не совсем правильно. Когда по окружающему миру они изучают листики дуба и сосны, а в олимпиаде вопрос – чем отличается баобаб от пальмы. Первоклашки – это вчерашние детсадовцы, и для их первых шагов стоило бы олимпиадные задания готовить самому учителю с расчетом на то, что он об этом детям рассказывал, показывал, объяснял. И было бы резонно устраивать олимпиады для детей более старших классов. Когда ребенок, увидев вопросы олимпиады, понимает, что ничего не знает, уверенности ему это не прибавит.