Будет ли Парк Юрского периода в Якутске?
Если охарактеризовать Александра Викторовича одним словом, – это Мастер. И как настоящий классический мастер, он – бессребреник, не имеющий за душой ничего, кроме любящей семьи, любимой работы и людей, которые по заслугам оценили его талант. А еще – метания, сомнения и порой отчаяние, свойственные творческому человеку. Ни собственного дома, ни счетов в банке, ни автопарка. Зато есть свой парк из шести динозавров, который пока в законсервированном состоянии хранится в Благовещенске. Он - обычный мастер, одержимый работой. Вместе с семьей ему пришлось покочевать: родился в Хандыге, жил в Казахстане, Якутске, Благовещенске. Прошлой осенью вернулся в родную Якутию.
В Якутск не получилось, в Москву не отпустили
Как ни странно, никакого специального художественного образования у него нет. Даже начального. Просто были склонности, которые с детства заметили сначала родители, потом – воспитатели и педагоги. Он хорошо рисовал и часами мог лепить из пластилина. Дважды он мог попасть в специализированное учебное заведение. Впервые, когда учителя в Хандыге посоветовали отправить талантливого мальчика в Якутск, в художку. Во второй раз – когда семья жила в Казахстане. От делать нечего шестиклассник Саша слепил серию небольших скульптур, изображающих спортивные поединки различных видов спорта. Особо не старался, по его словам, вышло даже грубовато. И подарил дяде. У того в то время гостил знакомый из Москвы – человек с большими связями, имеющий отношение к творческим кругам. Увидев эту работу, он сразу понял, что у юного автора большие задатки. «Он мне нужен. Если его талант развивать, из него можно вырастить великого скульптора». Но оба раза не срослось: не отпустили родители, маленький, боялись за него...
От шофера до индивидуального предпринимателя
Он пошел по стопам отца. Стал водителем. Но увлечения своего не бросил. Рисовал, лепил, к тому же в УПК – были в то время при школах учебно-производственные комбинаты, где школьники могли получить профессию повара, парикмахера, столяра – приобрел квалификацию «резчик по дереву». Это увлечение сослужило хорошую службу: в армии ребят, отличавшихся талантом, освобождали от строевой подготовки, караула и прочих армейских радостей. Да и домой он вернулся раньше срока, прихватив с собой двойной сухпаек.
В 2002 году приехал в Якутск из родной Хандыги. Работал водителем. «Было страшно, конечно. После родного поселка большой город, много машин и светофоры! В Хандыге-то их нет. Город не знал совсем, поэтому, поработав немного на оптовой базе развозчиком продуктов, устроился в такси». Но любимое дело не забрасывал. Потихоньку поступали заказы, поскольку весть о талантливом таксидермисте и скульпторе передавалась по «сарафанному» радио. Но серьезно заняться своим увлечением решил примерно в 2006 году. Тогда же и зарегистрировался как ИП.
«Я против убийства»
Я рассматриваю альбом с работами. Сейчас это называется «портфолио». Как живые, на меня смотрят животные: ощетинивший загривок волк, хозяин тайги – медведь, косули, чубуку, рыбы... Ведь Александр поработал здесь как не просто как таксидермист, но и как художник и дизайнер: над окраской увядшего меха, чтобы он заблестел, чтобы когти, глаза и чешуя выглядели, как настоящие. Делает он животных и из кусков меха – воссоздает образ настолько реалистично, что не верится, что они – не живые.
Александр Файзель против целенаправленного убийства животных. Встречались такие клиенты: разговорившись, делились, что специально выслеживали животное. Ради рогов, к примеру, чтобы выставить их на конкурсе лучших трофеев. «Я часто об этом задумываюсь. Начинаю себя даже гнобить. Не содействую ли я браконьерству? Странно, наверное, такие слова слышать от человека, занимающегося таксидермией? Вот если животное погибло случайно, и есть возможность продлить срок его жизни, увековечить хотя бы в виде чучела, чтобы не истлело, не исчезло с лица земли – это мне ближе...». Видимо, здесь ход мыслей Александра Файзеля схож с тем, что делал Марсель Дюшамп, – подбирать мусор. В его случае это животные, убитые на дороге. Таких случаев у нас в Якутии масса.
Мне больше импонировала его лепнина. Статуэтки, я бы сказала. Белый медведь, бредущий вдаль. Танцующие в свадебном танце стерхи. Притаившаяся белка. Это эксклюзивная красота, потому что подобных больше нет. Будут похожие, но точно такой не встретите. Это дух природы, дух поэзии, если хотите.
«И мир взорвался детским восторгом»
Среди фотографий статуэток и скульптур – фото улыбающегося мальчика, стоящего у ног... огромного робота! «Что это?» - спрашиваю я. «О, это совсем другая история», - улыбается Александр Викторович.
Оказывается, со своей программой «Когда они оживают» он устраивал небольшие представления для детей в окрестностях Благовещенска, в Амурском крае, и по пути в Якутск. Показал он его и в нескольких школах столицы. «Ребята реагировали по-разному: визжали, смеялись, пугались, кричали, восторженно хлопали, а потом фотографировались с героями. Суть такая. Я сделал часовой фильм, состоящий из пяти отдельных сюжетов – из нарезок художественных и документальных фильмов. Озвучил, оснастил шумовыми эффектами. Но самое главное – это восторг ребятишек, когда во время демонстрации фильма перед ребятами появляются, словно сойдя с экрана, те самые, но ожившие роботы, горная горилла, ковбой на быке, динозавр из юрского периода с громовым рыком и мультяшные герои из «Корпорации монстров» и «Ледникового периода». Я просто получаю удовольствие от того, как дети на это реагируют».
Мечта Файзеля – создать Парк Юрского периода...
...хотя бы небольшой. На территории парка отдыха. Почему динозавры? «Это любовь и страсть с детства. Я запоем читал все книги и смотрел все фильмы о динозаврах – как художественные, так и документальные». Возможно, в виде аттракционов. Монолитные скульптуры и разборные. «Это было бы очень интересно. В нескольких городах России уже есть такие, к примеру, в Уфе, Красноярске. Чем мы хуже? Головы моих динозавров стоят на перекрестке Курашова и Лермонтова, на остановке «Гимеин» – с хотдогом в зубах». У него есть проект ко Дню города, который он уже отдал на рассмотрение комиссии в администрацию главы столицы. Пока ждет ответа. Работает Александр достаточно споро. «Странность одну я заметил за собой. В среднем на один экспонат – большой ли, маленький – у меня уходит недели две».
Еще одна мечта Александра Файзеля – заиметь собственную мастерскую и небольшой выставочный зал. Пока же ему приходится работать дома, в небольшом темном углу, но чаще – на улице, во дворе. Его закуток – метр на метр – завален шкурками на выделку, кусочками меха, деревянными заготовками, уже готовыми изделиями, скульптурами, лежат листы бумаги с рисунками и эскизами...