Быстрый счет: миф или реальность?
- Когда я был ребёнком, я несколько лет ходил в шахматный кружок и очень много в них играл. И однажды вдруг почувствовал, как в моей голове прояснилось. Появилось чувство мысленного прозрения, как будто рассеялся некий туман в голове. Мысли стали ясными, а всё в книгах, учебниках, лёгким и понятным. Это случилось года через два занятий шахматами. И вот такое же мысленное прозрение я ощутил всего лишь после месяца занятий быстрым счётом с детьми. И я могу заявить, что быстрый счёт гораздо сильнее развивает мозг ребёнка, чем те же шахматы.
Занятия в кружке разделены на две части. Дети изучают способы счёта в уме и играют в игру «Числовик» применяя изученные способы счёта. Но это не значит, что полчаса все пишут в тетрадках, а полчаса играют и веселятся. Подход индивидуален. В зависимости от того, какие дети пришли в этот час, и строится занятие.
Игра «Числовик» - что это?
Данную игру придумали в Якутском государственном университете ещё в восьмидесятых годах прошлого века. Правда, называлась она иначе. В неё стали играть в школах, проводить соревнования. В основном, играли в игру в школах городов Якутска и Москвы, а также в некоторых посёлках Якутии. Много детей, ставших теперь взрослыми, помнят эту игру. И кстати, отмечают, что и у них было тогда упомянутое мною мысленное прозрение.
Игра «Числовик» - это набор карточек с цифрами и знаками арифметических действий по сторонам. Играется просто: кто первый назовёт результат выпавшей арифметической задачи, тот и выиграл ход. Несмотря на незатейливость, игра интересна детям, в азарте они незаметно для себя тренируются.
Есть довольно много хитростей, облегчающих счёт в уме. Из всех них я стараюсь выбирать наиболее подходящие, наиболее удобные. Например, существует известный набор способов счёта, называемый методом Трахтенберга. Первые ступеньки этого метода легко доступны детям. То, с какой лёгкостью они после первого же занятия начинают умножать, пусть и не в уме, а на бумаге, огромные числа, поражает ребят, даёт им веру в свои способности. Стоит заметить, что Яков Трахтенберг, обучавший быстрому счёту взрослых студентов, обнаружил, что его метод даёт очень мощное развитие умственных способностей детей. Более того, обучая своим методом счёту, он начал развивать разум детей-олигофренов, делая из них умственно полноценных людей.
Поразительные способности счёта в уме показывают люди с той или иной степенью аутизма. Происходит это потому, что мозг аутистов устроен иначе, он работает как единое целое, не деля задачи по полушариям.
Тридцатилетний опыт работы кружков и школьных уроков с карточками «Числовик» показал, что основная масса ребят показывает видимые результаты занятий через пять, посещая их дважды в неделю. Проявляется это конечно в том, что дети начинают лучше считать. А то, что я назвал мысленным прозрением, должно прийти через считанные месяцы. После чего у ребёнка значительно повышается успеваемость, и не только по математике, а и по другим предметам тоже.
С этого года у нас вводится система тестов, чтобы прогресс был наглядно виден.
Манипулирование многозначными цифрами – возможно ли?
К сожалению, или к счастью, зрителям цирковых представлений больше не интересны люди-вычислители, как это было сто лет назад. И калькулятор есть теперь у каждого в кармане, в телефоне. Потому навык перемножения в уме многозначных чисел не имеет теперь практического применения. Кружок не ставит целью научить вычислять большие числа. Хотя тот же метод Трахтенберга это позволяет. Дети у нас перемножают между собой числа двузначные в игре «Числовик». Но и умножение в уме двузначных чисел задача непосильная для многих людей. Так что ребята из кружка всё же сильно выделяются. Умножать двузначные числа друг на друга в уме ребёнок лет одиннадцати-двенадцати, средних способностей, начинает месяца через два.
Широко известные сейчас методы устного счёта на протяжении столетий были тайной и передавались от учителя к ученику в среде цирковых вычислителей.
Счет и образное мышление
В первую очередь кружок развивает навык счёта в уме. Но это имеет ряд важных следствий. Делая в уме череду вычислений, ребёнок должен держать в памяти ряд промежуточных результатов, очень её тем усиливая. Кроме того, у ребёнка развивается образное мышление, так как все выкладки нужно представлять в голове, рисовать и удерживать, резко воздействуя на творческое полушарие мозга. Это, конечно, не избавляет от занятий рисованием, фантазирования, но так или иначе помогает гармонично развивать обе половины мозга. Быстрый счёт, приводя к мысленному прозрению, развивает интеллект. Играя в игру «Числовик», дети шумят, выкрикивают результаты, мешают друг другу. В итоге ребёнок учится концентрировать внимание, не отвлекаясь на шум и помехи. И в итоге положительное влияние оказывается на самый главный детский труд – учёбу в школе. Успеваемость повышается. Четвёрок и пятёрок становится больше.
Кружок посещают самые разные ребята, со второго по шестой класс. Есть очень смышлёные, которые показывают феноменальные результаты, есть и сильно отстающие, которые хотят заполнить зияющую дыру в своём образовании. Все дети развиваются с их собственной скоростью. Всем, кто ходит к нам, кружок очень нравится. Ведь он даёт им веру в себя, повышает самооценку, рушит страх многих перед математикой – самым сложным предметом в младших и средних классах.
Удручает то, что много старших школьников не знают толком таблицы умножения. А им суют пределы и интегралы, толкают в тёмный лес, развивают неуверенность, чувство неполноценности.
Занятия в кружке полезны не только детям, но и взрослым, и особенно людям старшего поколения. Полагаю, будет не лишним организовать кружок быстрого счёта для пенсионеров. Это поможет им сохранить ясность мышления до преклонных лет.
К сожалению, многие родители не уделяют много внимания внешкольному обучению детей. Но те дети, которые посещают кружки, секции, дополнительные занятия становятся, как правило, более успешными взрослыми. Так что вложение в развитие детей себя оправдывает всегда!