01.05.2015 | 12:57

Черные кресты на крыльях

Ученики 26 школы рассказывают о военных годах своих бабушек и дедушек.
Автор: EXO-YKT

Виктория Николаева, 4 «б» класс:

– Мою бабушку зовут Николаева Тамара Николаевна, ей 82 года. Её семья жила в рабочем посёлке на окраине города Ярославля. В её семье было 11 человек:

мама, папа, их шесть детей, бабушка и мамина сестра с ребёнком. Жили они дружно, были и радости, и огорчения. Но вскоре всё изменилось.

Бабушка помнит, что когда ей было 8 лет, по радио объявили, что 22 июня 1941 года на нашу страну напала Германия, началась война. Это было страшное горе. Все понимали, что многие уйдут на фронт и  не все вернутся домой. Стало тревожно.

В посёлок пришла воинская часть. У леса солдаты копали окопы, маскировали пулемёты, зенитки вдоль железной дороги до вокзала и аэродрома, где стояли маленькие самолёты для парашютного спорта. Аэродром стал военным. 

Бабушка рассказывала, что особенно было страшно, когда в первый раз услышали сигнал воздушной тревоги и увидели в небе самолёты. Бабушка с ребятами играла на улице возле дома. Вдруг что-то тёмное стало приближаться в небе и страшно гудело. Все думали, что будет гроза, но это были самолёты с чёрными крестами на крыльях. Кто-то крикнул, что это немецкие самолёты. Все закричали, заплакали, побежали в дом. Завыла сирена воздушной тревоги. Жильцы дома собрались в коридоре, где не было окон. Все замерли. Самолёты летели прямо над ними. Летели медленно, тяжело. Но они пролетели над посёлком и не бомбили. Самолёты летели на Москву. Несколько раз были воздушные тревоги и в городе. Немцы хотели разрушить вокзал, аэродром, железнодорожную линию, по которой шли поезда. В вагонах ехали на фронт солдаты, на платформах стояли закрытые пушки, пулемёты, военные машины. Один раз сбрасывали бомбы на мост через реку Волгу. Но бомбы падали в реку, на берег, на трамвайные линии. Это было только в начале войны, когда немцы хотели быстро захватить Москву и 7 ноября устроить парад. Но им это не удалось. Жители столицы и наши бойцы отстояли Москву. 

Все советские люди узнавали новости о войне и важные сообщения по радио, слушали всей семьей. Когда передали по радио, что в Москве будет парад войск, радости не было конца. 7 ноября 1941 года по Красной площади у стен Кремля перед мавзолеем В. И. Ленина прошли наши советские солдаты. Это был наш советский парад. 

Бабушка помнит, как все взрослые радовались этому празднику – параду, но радость, как в песне, была со слезами на глазах. Опять на войну уходили близкие и родные люди. В нашем доме, говорила моя бабушка, из мужчин остался только её папа. Остальные ушли на фронт, вернулись только двое. В боях погибли очень много наших солдат. Люди стали получать извещения – похоронки.


Бабушка уже с 1 сентября ходила в школу. А школа была далеко, но провожать было некому и дети, живущие рядом, собирались группой. В классе все знали друг друга: у кого из семьи ушёл на войну отец, брат, дядя, кто получал письма, а кто погиб. Переживали всем классом, утешали, помогали, чем могли. Все старались учиться лучше, уроки не пропускали, были дружные.

Война продолжалась. С фронта стали поступать раненые бойцы. В поселке больница была переполнена, мест для тяжело раненных не было. В городе тоже все больницы были переполнены, раненые лежали в коридорах. Несколько школ заняли под военные госпитали. Нужны были люди по уходу за ранеными.


Бабушка говорила, что у них в школе были старшеклассники-добровольцы. Они по расписанию после своих уроков ходили в больницу помогать санитарам, ухаживать за ранеными людьми. Им читали книги, письма из дома, писали письма домой, поздравляли с днем рождения, выступали с концертами.

Другая группа добровольцев из шестого-восьмого классов собирала и отправляла посылочки. Для посылки желающие приносили что могли:  бумагу, карандаши, платочки, свои рисунки, письма о своих делах в школе и дома, наказы бить фашистов, кисеты – мешочки для табака, спички, иголки с нитками, тёплые носки, шарфы. Такие посылки отправили только в первый год войны три раза: осенью, зимой и весной. Адрес был простой:  «На фронт! Защитникам Родины! Возвращайтесь с победой!»  Была надежда, вдруг получит весточку родной человек.


За победу сражались не только солдаты на фронте. Был еще трудовой фронт. Завод перевели с первых дней войны на военный режим. Работали в три смены, день и ночь. Рабочих не хватало. Многих мужчин взяли на войну, семьи остались без кормильцев. И из школ многие ученики шли на завод. Вместо отцов устраивались на работу, чтобы приносить в семью небольшой доход и пользу заводу. В цехах висели лозунги: «Всё для фронта! Все для победы!»

Ушла на фронт добровольцем и бабушкина тетя. Она вернулась на завод после войны. Отца моей бабушки оставили на заводе. Он работал литейщиком, делал тяжелые детали для военной техники, снаряды. Его наградили медалью. Для большой семьи он зарабатывал деньги.  Жить было очень трудно. Бабушкина старшая сестра ушла из техникума, и старший брат ушел из школы, окончил только шесть классов. Оба устроились на завод. Брата поставили учеником за токарный станок, он выучился на токаря. Сестру взяли учётчицей, потом кассиром в цехе.


На завод пришли работать многие женщины-домохозяйки. В первый год войны к зиме женщин-домохозяек, которые умели шить и вязать, взяли на учёт в Доме управления и дали работу на месяц на дому, их называли «надомницы». Одни вязали варежки, носки, шарфы, шапки. Другие шили тёплые телогрейки, штаны, шапки, рукавицы. Нитки, материал, вату и пуговицы выдавали под роспись.

Бабушка рассказывала, что её мама тоже была надомницей. Она шила белые халаты с накидкой на голову для лыжников, рукавицы-верхонки и рукавицы для стрельбы с двумя пальцами. За работу давали талоны на бесплатное питание в заводской столовой или обеды домой.

Бабушка рассказала, как она помогала своей маме шить рукавицы. Старший брат вырезал из фанеры выкройку для рукавиц, наша  бабушка растягивала на столе или на полу материал, накладывала фанерную выкройку и аккуратно обводила её мелом или карандашом. Потом её мама вырезала ножницами, накладывала вату и шила на швейной машинке. Халаты её мама шила сама, а бабушка смотрела и училась. 


Зимой после уроков в первую смену сразу шла домой. С работы на обед приходили брат, сестра и папа. Бабушка говорила, что никогда не уставала, без дела не сидела: была нянькой для малышей, ухаживала за ними, стирала пелёнки и детское бельё, играла с ними, учила их рисовать, разучивала с ними стихи и песни, учила убирать за собой игрушки, поливали вместе на окнах цветы, мыли полы. В их дежурство по подъезду бабушка со второго этажа подметала и мыла полы. А летом ходила на колонку за водой, бегала в магазин за хлебом, иногда с запиской в аптеку за лекарством, гуляла с детьми, качались на качелях. Бабушку в доме все назвали «Маленькая хозяюшка большой семьи».


После первого года войны жить стало ещё труднее, продуктов не хватало, голодали. Весной на огородах сажали картошку и овощи, летом ходили в лес за ягодами и грибами. Грибы жарили, сушили и солили. На обед собирали щавель, траву – лебеду и крапиву. Продукты выдавали по карточкам на месяц. 

По выходным дням папа моей бабушки со своим старшим сыном уходили в лес, заготавливать дрова на зиму, отопление в доме было печное, воду брали и колонки на улице. Жилось трудно, все ждали конца войны.


Победа пришла 9 мая 1945 года. Народ ликовал! Великая радость опять со слезами на глазах за тех, кто вернулся домой, и горечь за тех, кто остался на полях сражения.

В конце мая закончились занятия в школах. Моя бабушка окончила школу и продолжила учиться в педагогическом училище в городе Ярославле. Получила диплом учителя начальных классов. Её направили работать в Якутию, где встретила моего дедушку. Бабушка проработала учительницей в школе 52 года. Её ученики имеют разные профессии. В нашей школе работает её ученица – учитель начальных классов Имаева Светлана Анатольевна.

Моя бабушка – ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда и тыла, отличник народного просвещения РСФСР, награждена медалями: «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», медалью «Ветеран труда», юбилейными медалями Великой Отечественной войны. 

Имеет почётные грамоты Министерства просвещения РСФСР, ЯАССР, ЯРИУУ, райкома ВЛКСМ, грамоты ГУО.

Моего дедушку звали Николаев Николай Сергеевич. Ему было 77 лет. Он родился в селе Верхневилюйск Верхневилюйского района в Якутской АССР в семье крестьянина. 

После окончания Вилюйского педучилища работал учителем в средней школе.

С 1949 по 1953 годы  служил в Советской армии, где приобрел специальность авиамеханика.

Дедушка – ветеран Великой Отечественной войны, коммунист, всю свою жизнь посвятил комсомольской и партийной работе. Долгие годы работал на различных участках руководящей партийной работы, в государственных органах управления Республики Саха (Якутия).

Имеет государственные награды. Ордена:

«Трудового Красного знамени»,

«Дружбы народов»

«Знак почёта». 

Медали: «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», 

«За трудовую доблесть», 

«Ветеран труда»,

 «За доблестный труд в время Великой Отечественной войны 1942 – 1945 гг», 

«Маршал Советского Союза»,

 «Ветеран Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг», 

«Ветеран тыла» и другие юбилейные медали и знаки.

Три Почётные грамоты Президиума Верховного Совета ЯАССР.

Присвоено звание «Заслуженный работник народного хозяйства ЯАССР».

Новости

Популярное

Якутянин притворялся сотрудником УФСБ и шантажировал женщин
Город | 1 день назад
Якутянин притворялся сотрудником УФСБ и шантажировал женщин
МУжчина получил условный срок.
Ледовые скульптуры украсили центральную площадь Якутска
Город | 1 день назад
Ледовые скульптуры украсили центральную площадь Якутска
Состоялось открытие международного конкурса ледовых и снежных скульптур «Бриллианты Якутии»
Автовокзал перенесут в пригородные территории Якутска
Город | 1 день назад
Автовокзал перенесут в пригородные территории Якутска
В столице продолжается реформа общественного транспорта.
Якутск и Намский улус будут взаимодействовать для поддержки участников СВО
Город | 1 день назад
Якутск и Намский улус будут взаимодействовать для поддержки участников СВО
Стороны определили задачи с целью улучшения работы по совместному решению проблем и поддержке участников СВО.