Чиновник, который не стеснялся фотографировать
Только благодаря ей мы имеем документальные свидетельства, так сказать, достоверные отпечатки того, каким на самом деле был наш старинный город Якутск.
На днях мы встретились с Александром Дьяконовым, журналистом и исследователем документальной фотографии города Якутска. Александр рассказал об удивительном человеке – Роберте Юльевиче Зонненбурге, внесшем огромный вклад в развитие телеграфной связи Сибири и Дальнего Востока. Разбирая архивы старинных фотографий, Александр Дьяконов открыл доселе не известную сторону деятельности Зонненбурга. Как оказалось, руке Роберта Юльевича принадлежат много весьма любопытных фотографий старого Якутска.
- Александр, как получилось выявить новое имя в истории фотографии Якутска?
- Я давно увлекаюсь историей фотографии нашего города, к сожалению, первых достаточно качественных и профессиональных фотографий не столь много. Можно сказать даже наперечет. Хотя конец ХIX – начало XX века характеризуется активным музейным этнографическим собирательством, появляются свои первые фотографы (первый профессиональный художник Якутии Иван Попов, политссыльные Аким Курочкин, В.П. Приютов, В.С. Келлерман и другие), серьезно увлекшиеся визуальной этнографической фотосъемкой и оставившие после себя заметный след, то есть фотографии, о которых можно уверенно сказать, кому они принадлежат. Но есть и безымянные фотографии. На некоторых из них внимательный человек может обнаружить инициал R.S. Меня давно он интриговал. А тут пришлось работать над историей телеграфной связи Якутии, организатором которой был Роберт Зонненбург. Работая с архивными материалами, я просматривал фото участков строительства телеграфной линии Якутск – Охотск, сделанные Зонненбургом, и увидел до боли знакомые инициалы. Естественно, начал наводить справки. Оказалось, что Роберт Зонненбург занимался фотографией довольно серьезно. В 1911-1912 годах издательством Г. Г. Гренберга была выпущена его серия почтовых открыток с видами Сибири. Все фотографии для открыток этой серии выполнил этот довольно крупный по тем временам чиновник.
- А что известно о его личности?
- В первую очередь это талантливый инженер, имеющий высокий статус надворного советника. В 1906 году он был переведён из Омска на должность начальника Иркутского почтово-телеграфного округа. Территория округа включала Иркутскую губернию, Забайкальскую, Якутскую, Приморскую и Амурскую области. Входила в состав округа и Китайская Восточная железная дорога. Здесь, на востоке России, в эти годы происходило быстрое развитие почтовой и телеграфной связи. В этот период был разработан проект автомобильного почтового движения Иркутск – Жигалово, строились телеграфные линии Якутск – Охотск, Илимск – Кадаинское, Мензинское – Троицкосавск, совершенствовалось почтово-пассажирское пароходство на реке Лене. За восемь лет работы на посту начальника самого крупного округа России Зонненбургом было сделано много полезных дел. Обладая чувством высокой ответственности за порученное ему дело, начальник округа выезжал на строящиеся объекты всегда сам. Маршруты его поездок простирались от Нижнеудинска до Сретенска, от Якутска до Охотска, от Нижнеилимска до Маймачена и Урги. Зонненбург не замыкался в кругу своих профессиональных обязанностей, у него было много других интересов. Он являлся членом церковного совета при Евангелической лютеранской церкви. В 1906 году стал членом Восточно-Сибирского отдела императорского Русского географического общества (ВСОИРГО), деятельно участвовал в работе его этнографической секции. Он входил в состав распорядительного комитета отдела, неоднократно исполнял обязанности председательствующего на общих собраниях членов. Роберт Юльевич был увлечён фотографией. Для секции ВСОИРГО он привозил фотографии с этнографическими сюжетами тех мест, где побывал. Это являлось частью его вклада в работу отдела.
- Так его и занесло в Якутию?
- Что касается нашей республики, в 1909 году строилась телеграфная линия Якутск – Охотск. Более ста лет назад это было невиданным новшеством. Сегодня, в эпоху сотовых телефонов и Интернета, сложно представить, что срочные (!) сообщения шли неделями, если не месяцами. И открытие в 1909 году Якутско-Охотской телеграфной линии было воспринято местным населением как начало технической революции. Дважды, в марте и в мае - августе 1909 года, Роберт Юльевич проехал по трассе строительства в оба конца, чтобы собственными глазами увидеть, с какими трудностями сталкиваются строители, и на месте решать возникающие проблемы. Личное присутствие начальника округа на местах работ, его телеграфная связь с Якутском и Иркутском, срочные распоряжения обеспечили безостановочное ведение дел. 29 октября 1909 года телеграфная линия Якутск – Охотск протяжённостью 1100 вёрст начала действовать. Эти тяжелейшие поездки описаны Зонненбургом в книге «Из Якутско-Охотского края. Путевые впечатления с постройки охотского телеграфа» (Иркутск, 1910 г.), которую он опубликовал в 1910 году. В книге, к сожалению, нет иллюстраций, но прекрасным сопроводительным материалом к ней служат почтовые карточки издателя Г.Г.Гренберга, отпечатанные с фотографий Зонненбурга. Кстати, маршрут Якутско-Охотского телеграфа проходил по современным территориям Мегино-Кангаласского, Чурапчинского, Таттинского, Томпонского, Усть-Майского районов. В объективе у фотографа были станция, затерявшаяся в лесах Якутии, где основным средством передвижения были ездовые собаки, село Знаменское на реке Илге, берега Лены и Витима, паузки (речные мелководные плоскодонные судна для перевозки клади – авт.), крестный ход крестьян, совершающих этот обряд вдоль берегов Лены на шитике (большая лодка, имеющая крытую каюту – авт.).
- Наверное, он фотографировал не только Якутию?
- Совершенно верно. Его фотоработы более известны в Восточной Сибири, к примеру, в Бурятии, где статус высокопоставленного чиновника позволил Зонненбургу сделать уникальные фотографии из центра ламаизма в Сибири – Тамчинского дацана на Гусином озере. Любого другого фотографа туда бы просто не пустили. Широко известен цикл его фотографий с торжественного богослужения на празднике «Цам». Фотографии высших представителей ламаистского духовенства Сибири во главе с Пандито Хамбо-ламой буддистов Восточной Сибири Чойнзоном Доржи Иролтуевым, сделанные им в 1908 году в иркутском генерал-губернаторском доме. Человек любил фотографировать и не стеснялся делать фото ни в поездках, ни на официальных приемах. Свои работы Зонненбург показывал на выставках «картин, рисунков, фотографий и других произведений искусства местных художников и любителей», его имя упоминается и среди участников выставок, и среди экспертов, оценивавших работы известных фотографов. Впрочем, визуальное творчество этого разностороннего и талантливого человека еще ждет своих исследователей.
- Какова его дальнейшая судьба?
- Я пытался ее проследить. Последние сведения говорят, что в 1914 году Р.Ю. Зонненбург покинул Иркутск, получив новое назначение. Далее его следы теряются в тумане истории. Если строить версии, как известно, тогда началась Первая мировая война. Полагаю, что немца, тем более высокопоставленного почтового чиновника, ведавшего такими стратегическими понятиями, как связь… Наверное, ему было сложно оставаться на своем посту.