Дело тренера
А вот простой горожанин, ветеран спорта собрал все, что было накоплено семьей, продал квартиру, и купил громадный недостроенный коттедж на
Ученик Дмитрия Коркина
Имя заслуженного тренера Якутской АССР, заслуженного работника физической культуры РС (Я), отличника физической культуры и спорта РФ, почетного работника физкультуры РС(Я) Афанасия Лугинова широко известно в спортивных кругах не только нашей республики, но и страны.
Его заслуги как тренера сложно умалить. Афанасий Афанасьевич воспитал за годы работы целую плеяду ярких борцов из Якутии. К примеру, ему принадлежит один из неофициальных рекордов вольной борьбы. Когда на ковер чемпионата СССР 1982 года в г. Орджоникидзе вышли сразу четверо его учеников – представителей одного спортивного общества ВДСО «Трудовые резервы», где он работал старшим тренером. Сотни мальчишек выросли и благодарны ему за то, что на их пути встретился такой тренер. Он и сам был учеником великого советского тренера Дмитрия Коркина. Как и его учитель, не боится смелых экспериментов. Было время, над ним смеялись, когда он первым набрал в группу девочек и вывел их на соревнования. А те девчонки неожиданно для всех начали нести в спортивную копилку республики медали первенств России, Европы, мира...
Как организатор возродил в 1999 году после развала СССР (г. Нерюнгри) турнир имени Дмитрия Коркина. Он приложил немало усилий и настойчивости для того, чтобы при финансовом содействии ПО «Якутуголь» в городе Нерюнгри был построен специализированный зал борьбы, на тот период лучший в Сибири и на Дальнем Востоке. Директору ДЮСШ вольной борьбы «Эрэл» со своей финансовой, хозяйственной и кадровой самостоятельностью завидовали все тренеры огромного СССР…
Родом из Сайсар
Сам Афанасий вырос в Якутске, в Сайсарах. Его отец, офицер милиции, ветеран войны, пришедший с фронта с боевыми наградами, среди которых две медали «За боевые заслуги», вырастил сына в строгости. В восьмом классе Афанасий уже два года занимался вольной борьбой и на последних соревнованиях его заметил сам Дмитрий Коркин. Подозвал и пригласил к себе в Чурапчу в школу-интернат. Шёл 1971 год, школа Коркина уже имела мировую славу, олимпийских чемпионов, попасть к нему считали за честь лучшие борцы всей страны.
Но отец послал сына поступать в Суворовское училище. И возможно был бы сейчас у Якутии свой генерал, да забраковали молодого курсанта на медкомиссии. Врачам не понравился прикус, мол, сложновато будет прыгать с парашютом, можно и при приземлении зубов лишиться.
Прилетел Лугинов в Якутск и сразу с аэропорта поехал в Чурапчу. Учёба у Коркина дала бесценный опыт, который он использует в своих тренерских наработках. Верных друзей на всю жизнь. Закончив школу-интернат, он поступил в Хабаровский институт физкультуры. Закончил, приехал на родину и был направлен тренером в общество «Трудовые резервы». Общество курировало все учреждения профтехобразования, тогда гремели такие имена борцов «Трудовых резервов», как Иннокентий Аянитов, Егор Старостин, Юрий Керемясов, Иван Сивцев и другие.
Братство борьбы
В 1985 года после чемпионата СССР в свои 29 лет Афанасий Лугинов получил звание заслуженного тренера Якутии. Как молодого тренера его направили на укрепление физкультурных кадров южной Якутии. Место работы - СПТУ-12. Собрал сборную команду города, зала борьбы не было,занимались в общежитии. Здесь же, как говорит Афанасий Лугинов, он встретил уникального человека и единомышленника - тренера общества «Спартак», мастера спорта СССР Виктора Отделкина. У них появилась идея - построить спортивный зал борьбы. Место Лугинов выбрал рядом с СПТУ, там училось 800 студентов, по большей части парней. Это более чем прилично. Знающие люди подсказали :
- Если ты сделаешь проектно-сметную документацию, считай, зал построен. Но легко сказать: подготовка проекто-сметной документации стоила 18 тысяч рублей. Помогло борцовское братство. Нерюнгринский филиал «Южякутгражданстройпроекта» тогда возглавлял мастер спорта по вольной борьбе Валерий Николаевич Колодезников. Были и комсомольцы архитекторы, конструкторы, инженеры, которые взялись за работу. Проект спортивной школы получился на славу и на внушительные 850 тысяч полновесных советских рублей. Взяв эти бумаги, Лугинов начал обходить кабинеты в Якутии.
Хождение по кабинетам
Бумаги смотрели и говорили: у нас не хватает средств на новые школы и детсады, остро стоит вопрос с жильем, ну какая спортивная школа! Может, в следующей пятилетке, но не раньше… И Лугиновначал искать правду в Москве. После соревнований в Первопрестольной тренер отправлял команду домой, а самштурмовал бастионы министерств, профсоюзов. Был в Центральном комитете ВЛКСМ, где, показывая проект, говорил комсомольцам: спорт №1 –вольная борьба! В профсоюзах говорил: местному населению не хватает специализированного места для занятий самым лучшим видом спорта - вольной борьбой. В Министерстве угольной промышленности ставил вопрос ребром о физкультурной подготовке рабочего класса из числа местного населения! В вотчине угольной промышленности проект посмотрели и сказали: объект стоит менее миллиона. Это может построить и сам Якутуголь… Получился замкнутый круг…
Где ждет удача..
Удача улыбнулась тренеру в родном подъезде. Этажом выше жила старушка лет 80-ти. Как-то затопила она своего соседа, Афанасий пришел посмотреть, какая там случилась беда, и спросил её, кто с ней живёт. Бабушка ответила: сын, не знаю, уж кем он работает, но большой начальник и зарабатывает много, много денег… Этим начальником оказался Владимир Мороз, замдиректора по капитальному строительству. И Лугинов обратился к нему не официально, а по-соседски. Построим, сказал сосед, только пусть надавят сверху. Снова начался штурм кабинетов горкома партии. И школу всё-таки поставили в список объектов, нашлись деньги. И началась стройка. За оборудованием Афанасий Афанасьевич ездил по всем заводам страны. За борцовскими матами в Рошальский химзавод, за тренажерами в Ригу. В 1989г. в Нерюнгри была открыта экспериментальная детско-юношеская спортивная школа вольной борьбы «Эрэл».
Эксперимент удался
Появилась школа на 33 штатной единицы тренерского состава. Статус экспериментальной позволил внедрять во многом революционные методы обучения. К примеру, разработанный тренером Виктором Отделкиным новый раздел биомеханики вольной борьбы - психобиомеханику. Реализовать такие проекты, как «Апробация нетрадиционной методики обучения технико-тактическим действиям борцов на основе объективных ориентиров их действий», «Модель образовательного учреждения по вольной борьбе». Школа начала давать результаты, а в газетах писали: «Нерюнгринская ссылка Лугинова удалась - он построил школу». Нерюнгринцы только разводили руками: «Как мы раньше жили без спортивного комплекса и без Лугинова?»
Уникальный объект
Дело тренера - это не только кропотливый педагогический труд. Порой, чтобы обеспечить чистую педагогику, настоящему тренеру надо пройти через огонь и воду, решать хозяйственные и организационные вопросы, разбираться в социальных проблемах своих учеников, заниматься наукой и уметь пробивать закрытые двери.
Сегодня Афанасий Лугинов снова занимается уникальным проектом. Нет больше нигде такого объекта, как спортивная школа Афанасия Лугинова, которая вобрала в себя все традиционные наработки уже ушедших из жизни тренеров Дмитрия Коркина и инновационную методику Виктора Отделкина. Нигде не увидите борцовских тренажеров, которые придумал или модифицировал сам Лугинов. Чтобы построить и содержать такой спортивный объект, какой создал у себя дома Афанасий Афанасьевич, государство должно тратить ежегодно не один миллион рублей. А Лугинов справляться сам, притом что он никакой не бизнесмен, у него нет счетов за рубежом. Разве что пенсия за выслугу и доплаты за регалии. А он тренирует детей, в том числе своего 13-летнего сына, который показывает неплохие результаты. Я спрашивал: «Ну зачем вам это? Ведь это огромные затраты. Можно разориться только на одном отоплении спортзала… Он отвечает: «Как зачем? Я тренер, я живу, чтобы тренировать…»
Афанасий Лугинов благодарит за поддержку министра спорта РС(Я) Михаила Гуляева. Хотелось бы, чтобы инициативу поддержала и муниципальная власть в рамках государственного-частного партнерства.