Диссиденты табагинского строгача
А мне стало интересно, что за такие диссиденты отбывали наказание в исправительной колонии №7. Пришлось полазить в интернете, пообщаться со старыми сидельцами. Оказалось, что действительно скромный поселок Табага может похвастаться, считай, «земляками» высокого полета, некоторые из которых до сих пор известны широкой публике.
Основатель украинского национализма
«Помню, - рассказывает бывший табагинский арестант, - был один такой из политических в конце 70-х, Чорновол. Хохол, мужиком жил, ворочал на лесопилке «баланы» (бревна). Как уйдет работать, так сразу кэгэбешники прибегают и давай у него в тумбочке рыться. А писем к нему много приходило, больше чем к кому-нибудь, даже из Америки писали... Сам из интеллигентов, корреспондент из журнала «Огонек», а против советской власти подкапывал. А как его взяли? Приехал он в Нерюнгри про шахтеров-стахановцев писать, заходит к себе в номер в гостинице, а там уже две тетки пьяные сидят. Как увидели его, давай на себе одежду рвать и кричать: «Насилуют!». Диссидент хотел выскочить, да куда там, через секунду милиция появилась и его к нам на зону оформила».
Табагинский сиделец вспоминает о реальном лице Вячеславе Чорноволе (1937 - 1999). Он был одним из лидеров и активным деятелем украинского диссидентского движения. Не раз был осужден за «антисоветскую пропаганду». Наказание отбывал в 1967-1969, 1972-1979, 1980-1988 годах в лагерях сурового режима и в ссылке. Один из основателей Народного руха Украины, Герой Украины. На первых выборах президента Украины 1 декабря 1991 занял второе место. За него проголосовали семь с половиной миллионов украинцев. В 1999 году снова выставил свою кандидатуру на пост президента Украины и погиб в загадочной автокатастрофе.
Правда, народная молва якутских зеков приписывает ему и лишнее. Он не был никогда журналистом «Огонька». Якобы события в Нерюнгри имели место быть в городе Мирном, где Чорновол находился в ссылке. По воспоминаниям диссидентов, он попался в классическую ловушку, узнав, что в одной из гостинец города проживает командировочная девушка из Украины, Чорновол пришел к ней в номер, чтобы попытаться передать через неё письма на родину. Там-то его и ждал пресловутый срок за изнасилование. Кстати, весьма распространенная практика тех лет Комитета государственной безопасности в отношении инакомыслящих. Загнать человека на зону по позорной статье. Но по большому счету в местах заключения уже были в курсе, кто к ним идет по этапу, а к «политическим» у уголовников СССР было достаточно лояльное отношение.
Величайший гуманист
«Сидел у нас еще один поп, - рассказывает сиделец дальше, - не православной веры, сектант какой-то. Совсем пожилой был, больной весь. Коммунисты, они такие, любого в тюрьму могли загнать и сгноить. Его из сидельцев никто не трогал, уважали, «подогревали» (помогали с пищей) как авторитета. Так вот когда он помер, в Табагу со всего мира народ съехался».
Поп, о котором рассказывает старый зэка, - это Владимир Шелков (1895—1980) — проповедник, основатель и многолетний руководитель движения «верных и свободных адвентистов седьмого дня». Он, кстати, тоже из Украины, родился в Большой Виске (Южная Украина). Отец В. А. Шелкова был богатым крестьянином, который учил своих детей баптистской вере. В 1923 году В. А. Шелков присоединился к Церкви адвентистов седьмого дня. В 1928 году он был рукоположен в сан проповедника. Шелков изначально высказывался против советского режима. И с этой позицией провел в общей сложности более 25 лет своей жизни в лагерях и тюрьмах СССР. В январе 1946 года даже был приговорен военным трибуналом к смертной казни через расстрел за «антисоветскую агитацию». Но после 55 дней, проведенных в камере смертников, смертный приговор был заменен десятью годами лишения свободы в трудовых лагерях. Как узник совести активно поддерживал отношения с советскими диссидентами, по мнению Андрея Сахарова, он являлся одним из «величайших христианских гуманистов» 20 века. В 1978 году В. А. Шелков был вновь арестован в Ташкенте. И был приговорён к пяти годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере в возрасте 83-х лет. Умер в лагере 27 января 1980 года в Табаге, в Якутии.
Александр Васильевич КВН
«А еще был у нас диссидентом Масляков, - вспоминает рассказчик, - тот самый, который КВН ведет. Но он заведующим клубом был, сценки там ставил, театр устраивал. По-нашему с администрацией якшался. Значит «красный», а это не приветствуется. Кто с ним из авторитетных будет общаться? Ну и я тоже разве могу себе позволить в сценках играть? Ни за что на свете. В общем, так с ним и не поговорил, а срок у него был какой-то совсем маленький».
Справедливости ради, Масляков к диссидентам никаким боком. Да и факт его пребывания у нас оспаривается как минимум еще десятком колоний России и стран бывшего СССР. Все говорят, что Масляков был у них завклубом... Сам Александр Васильевич факт уголовной судимости в своей биографии всячески отрицает. Но тем не менее.
Арестант Подрабинек
Из других ярких диссидентов СССР, прошедших за свои убеждения бараки табагинского строгого режима, можно упомянуть современного российского правозащитника, журналиста, международного скандалиста и общественного деятеля Александра Подрабинека.
Подрабинек, можно сказать, - потомственный диссидент, у него был репрессирован и расстрелян дед, отец - известный московский ученый и правозащитник. По их стопам пошел и сын. Подрабинек в правозащитном движении с начала 1970-х годов. В 1977 году подготовил книгу «Карательная медицина» об использовании психиатрии в СССР для подавления инакомыслящих. В 1978 году Подрабинек был арестован за «клевету на советский строй» и осуждён на 5 лет ссылки в северо-восточной Сибири. В 1980 году Подрабинек был повторно арестован в ссылке в Оймяконе по аналогичным обвинениям: статьи в зарубежной прессе, распространение самиздата. 6 января 1981 года приговорён к лишению свободы на 3,5 года с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии ИК-5, что в Мархе. Там подхватил туберкулез и был направлен в табагинскую больницу, которая находилась при колонии.
Здесь он провел четыре месяца, встретил, кстати, Чорновола. Воспоминания о Табаге довольно мрачны.
«Туберкулезный барак был мало похож на больницу. В палатах — двухъярусные шконки, тесно, грязно, заплевано и прокурено. И врачи, и сами зэки относились к туберкулезу не как к болезни, а как к некоему пожизненному клейму, заклятию, которое невозможно изжить. Тубик в их понимании — это не столько болезнь, сколько судьба. Вылечить его практически невозможно, по крайней мере, в лагерных условиях».
«В нашем бараке было около двухсот заключенных. Каждую неделю умирали два — три человека. Это было похоже на смертельную лотерею: никто не знал, кто будет следующим. Еще вчера ты прогуливался с кем-нибудь по дощатому настилу перед бараком или играл с ним в шахматы, а сегодня его труп уже лежал под резиновой клеенкой на каталке в закутке для мертвецов». Но сам Подрабинек остался жив и написал обо всем этом довольно интересную книгу «Диссиденты».
P. S.
Диссиденты в СССР (лат. dissidens — «несогласный») — граждане СССР, открыто выражавшие свои политические взгляды, которые существенно отличались от господствовавшей в обществе и государстве коммунистической идеологии и практики, за что многие из диссидентов подвергались преследованиям со стороны властей.
Считается, что при отсутствии господствующей идеологии в современной России диссидентов нет. Впрочем, это полемичное утверждение. Несогласные были и будут при любом общественном строе.